Каким станет ЗИЛ — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Реорганизация промзоны «ЗИЛ» даст городу 45 тысяч рабочих мест и квартиры для 30 тысяч москвичей. Застройка поделена на две территории: северную и южную части ЗИЛа.
Северная территория промзоны ЗИЛ: город в городе
Площадь северной территории занимает 146,7 га. Она протянулась от Третьего транспортного кольца и Симоновской набережной до МЦК. Здесь появятся жилая, досуговая, деловая, образовательная и рекреационная зоны.
Реорганизованная территория станет новым центром Москвы, где будет интересно проводить время не только местным жителям, но и другим горожанам и туристам. Например, здесь появятся филиал Эрмитажа, парки общей площадью 14 га, пешеходный бульвар, благоустроенная набережная, а также театры, концертные залы, картинные галереи, арт-центры для выставок и инсталляций.
Все это привлечет в новый район большой поток москвичей и туристов. Так, свыше 25 тыс. человек станут резидентами жилой застройки, еще около 20 тыс. будут работать в коммерческих объектах и десятки тысяч человек ежедневно станут приезжать в этот район для отдыха, покупок и посещения общественных объектов.
Филиал Эрмитажа
В апреле Градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) согласилась предоставить участок на ЗИЛе под строительство московского филиала Эрмитажа. Он находится на пересечении бульвара Братьев Весниных и ул. Родченко. Площадь музейного комплекса может составить порядка 15,3 тыс. кв. метров.
Он может быть построен в течение ближайших четырех лет. Филиал Эрмитажа станет частью комплексной застройки промзоны «ЗИЛ», которую полностью планируют завершить в течение 10 лет. Сейчас этот проект проходит экспертизу.
Строительство жилья в промзоне «ЗИЛ»
Строительство первых объектов на северной территории бывшего автозавода им. И.А. Лихачева началось в конце 2013 года, когда строители приступили к сооружению жилого комплекса арт-класса «ЗИЛАРТ».
Проектировщиками зданий первой очереди в ЖК «ЗИЛАРТ» в рамках единого дизайн-кода выступили 10 ведущих архитектурных бюро России и мира. Каждый дом, проектируемый одним архитектором, это настоящий шедевр, продуманный до мелочей, со своей идеей и лицом. При их создании учитывались особенности места, где он строится, куда обращены фасады и как дом будет смотреться с разных точек обзора.
Жилые дома «ЗИЛАРТА» находятся в тихой, удаленной от дорог части комплекса. Они насчитывают от 6 до 14 этажей — это наиболее комфортная высотность для подобного типа зданий с учетом компоновки кварталов.
Первые четыре дома жилого комплекса «ЗИЛАРТ» были сданы в эксплуатацию в январе 2019 г.
Площадь введенных зданий составляет 200 тыс. кв. метров. В них расположено более 1,3 тыс. квартир. Площадь жилья – около 100 тыс. «квадратов», коммерческие помещения занимают почти 10 тыс. кв. метров.
Здесь создано более 1 тыс. рабочих мест. В разработке дизайна принимали участие ведущие российские архитектурные бюро, каждый дом построен по авторскому проекту.
«Дом-хамелеон», «Дом с шестью фасадами», «Дом из глазури» – так называют здание, спроектированное архитектурным бюро «Мезонпроект». Это единственное в Европе строение такого масштаба, фасад которого выполнен из «глазурированного» кирпича.
Благодаря «глазури», черный цвет фасада «Дома-хамелеона» играет на солнце и может менять оттенки в зависимости от освещения и погоды. Шестым фасадом в профессиональной среде называют эркеры, отсюда и «дом с шестью фасадами». В доме более 20 видов планировок.
Дом № 1 по ул. Архитектора Щусева спроектирован архбюро SPEECH, которым руководит Сергей Чобан, ставший в этом году Лучшим архитектором Европы, обладателем European Prize for Architecture 2018.
Фасад здания отличается нестандартными решениями. Так, часть кирпичей в кладке специально уложены «изнанкой» к наблюдателю, что делает поверхность фактурной. Все кирпичи, произведенные по технологии «флэшинга», двухцветные.
Дом № 1 называют «умным». Почтовые ящики в нем оснащены функцией рассылки SMS-оповещений и мультимедийными экранами.
В четырех домах, которые ввели в эксплуатацию, продано 99 % квартир.
Пешеходный бульвар в промзоне «ЗИЛ»
На ЗИЛе появится и один из самых длинных бульваров в Москве: центральный пешеходный бульвар «ЗИЛАРТА» протянется более чем на 1,2 км.
По замыслу архитекторов, на бульваре появится несколько площадей со своими ключевыми объектами. В первой части бульвара будет размещен большой фонтан и музейный центр «Эрмитаж-Москва» (филиал всемирно известного Государственного Эрмитажа).
Проект музея разрабатывает архитектурное бюро Хани Рашида. Вместе с 150-метровой жилой башней, проектируемой этим же бюро на соседнем участке, эти объекты станут новыми достопримечательностями Москвы.
Благоустройство набережной в промзоне «ЗИЛ»
Ее ширина от кромки воды до первого жилого здания составит 90 метров, а длина прогулочной зоны — километр. Лишь малую часть этого пространства займет дорога, все остальное — территория для семейных прогулок, катания на велосипедах и роликовых коньках, отдыха у воды. На первых этажах жилых домов, выходящих на набережную, разместятся уютные кафе, рестораны и магазины.
Новый участок набережной будет автомобильным, при этом появится и пешеходная зона.
Уникальный ландшафный парк на ЗИЛе
На карте Москвы появился уникальный ландшафтный парк с перголой, прудом с кристально чистой водой и обширными зелеными пространствами. Скоро состоится его официальное открытие, и парк будет доступен для всех горожан.
Площадь парка составляет 10 га.
Автор проекта – известный голландско-американский дизайнер и урбанист Джерри Ван Эйк. Одной из главных достопримечательностей парка стала пергола. Это не беседка и не павильон в классическом смысле, но одновременно и крытая прогулочная зона длиной 1,3 км, и смотровая площадка, и объект паблик-арта.
Сам дизайнер назвал ее caterpillar (гусеница). Она напоминает конвейерную цепь и отсылает к производственному прошлому территории. Пергола изготовлена из «вечной» кортеновской стали. Заржавев, материал навсегда сохраняет благородный терракотовый цвет.
Внутри перголы в 12 павильонах расположится вся торгово-развлекательная инфраструктура.
Под навесом можно будет укрыться от дождя и солнца или посидеть на вращающихся скамейках, похожих на юлу.
Еще одна «изюминка» парка – пруд глубиной более метра и площадью 3 тыс. кв. м, прозрачности и чистоте воды которого позавидует даже горное озеро.
Он расположен в бетонной чаше, поэтому нет контакта между грунтом и водой. Эффект голубой лагуны стал возможен благодаря уникальной многоступенчатой системе очистки из пяти линий.
Вода проходит через фильтры с песком, затем обеззараживается ультрафиолетовым излучением и, наконец, подвергается воздействию озона.
На берегу пруда разместили лежаки и зонтики.
Парк утопает в зелени. Почти половина площади выделена под зеленые пространства. Здесь высажено около 4 тыс. хвойных и лиственных деревьев и кустарников. Среди них – дуб, сосна, липа, лиственница, ольха, можжевельник, кизильник, спирея и роза.
В парке разбито 97 цветников площадью около 11 тыс. кв. м. Ассортимент растений выбран с учетом рельефа, почвы, уровня грунтовых вод. Они подобраны так, чтобы парк выглядел привлекательно и зимой, и летом.
Для активного времяпрепровождения в «Тюфелевой роще» оборудована спортивная зона с тренажерами, площадки для игры в волейбол, баскетбол и большой теннис.
Для маленьких посетителей обустроена необычная детская площадка с батутами, горками и мини-скалодромом.
В парке также есть зона для выгула собак.
В темное время суток «Тюфелева роща» будет подсвечиваться. Длина архитектурной подсветки составляет почти 14 тыс. кв. м.
Интересно, что пруд и парк находились на берегу Москвы-реки задолго до появления здесь автомобилестроительного завода. «Тюфелева роща» была намного старше Москвы.
Реликтовый хвойный лес в окрестностях Симонова монастыря веками принадлежал московским князьям и царям. В XVII веке здесь охотился Алексей Михайлович, второй русский царь из династии Романовых.
В «Тюфелевой роще» любил прогуливаться автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Любовь к этим местам нашла отражение в его сентиментальной повести «Бедная Лиза». Пруд, испокон века называвшийся Лисьим, стал зваться Лизиным.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/gusienitsa-pierghola-gholubaia-laghuna-dieriev-ia-i-tsvietniki-park-tiufielieva-roshcha-na-zilie?from=clПодробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/gusienitsa-pierghola-gholubaia-laghuna-dieriev-ia-i-tsvietniki-park-tiufielieva-roshcha-na-zilie?from=cl
Гигантская снежинка из стали появится в ЖК «ЗИЛАРТ»
Крупнейший в мире арт-объект из серии RockGrowth («Рост Камней») планируется установить на территории жилого комплекса «ЗИЛАРТ» на юге столицы в конце 2019 – начале 2020 года, сообщили в пресс-службе девелопера проекта – «Группы ЛСР».
Скульптура изготовлена из полированной стали, в этом году ее доставят в Москву. Автор проекта – французский художник Арик Леви.
Серия RockGrowth – проект планетарного масштаба. В десятках стран установлено более 20 таких скульптур: Франции, Великобритании, Швейцарии, Германии, Израиле, Бельгии, Соединенных Штатах и др. Только в США арт-объекты дизайнера находятся в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско.
Наиболее миниатюрная инсталляция чуть больше полуметра. Самая крупная на данный момент восьмиметровая фигура Леви установлена в Брюсселе у подножия знаменитого бельгийского Атомиума.
Но с появлением арт-объекта Арика Леви в ЖК «ЗИЛАРТ» именно он станет крупнейшим в мире. Объект паблик-арта весом 11,5 тонны и высотой с пятиэтажный дом будет иметь всего три точки опоры.
«Московская» скульптура уникальна и выделяется среди всех работ художника. Он назвал ее «RG 2000» потому, что высота объекта именно такая в сантиметрах. Скульптура высокотехнологична в инженерном плане: к ней подведут воду и электричество.
Установка арт-объекта запланирована в комплексе с благоустройством бульвара Братьев Весниных. В перспективе он составит единое архитектурное пространство с музейным центром «Эрмитаж-Москва».
Строительство школ и детских садов в промзоне «ЗИЛ»
Пространство образования на «ЗИЛАРТЕ» — это три школы и 12 детских садов на более чем 3300 учеников и 1500 воспитанников. Это будет первый в Москве объединенный образовательный центр с единым замкнутым контуром. Для безопасности юных жителей «ЗИЛАРТА» спроектированы надземные и подземные переходы через дороги.
Новые дороги в промзоне «ЗИЛ»
Для транспортной доступности реорганизуемой территории ЗиЛ запланировано строительство дублера Варшавского шоссе, магистрали Печатники — Братеево, продление Симоновской набережной до проспекта Андропова и далее через Нагатинскую пойму к реконструируемому 2-му Южнопортовому проезду.
ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС ПРОМЗОНЫ «ЗИЛ»
Кроме того, запланировано строительство районной магистрали вдоль МЦК от улицы Трофимова до Симоновской набережной и далее через Москву-реку к дублеру Варшавского шоссе. Также будет реконструирован главный внутризаводской бульвар от Третьего транспортного кольца до Симоновской набережной.
На пересечении районной дороги и Московского центрального кольца планируется построить транспортно-пересадочный узел «ЗИЛ», который обеспечит пересадку с МЦК на наземный городской транспорт. Также здесь появятся две разворотные площадки для автобусов. В проекте ТПУ общей площадью около 62 тыс. кв. м, предполагается реализовать, помимо транспортной, также социальные функции. Часть площадей будут отданы под торговлю, офисы и гостиницу.
Спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» в промзоне «ЗИЛ»
Жемчужиной обновленной территории ЗИЛ станет спортивно-развлекательный городской квартал «Парк легенд» площадью 25 га.
Подробнее
Ледовый дворец-трансформер
Состоит из двух игровых арен — на 12 тыс. и 3,5 тыс. мест, а также одной тренировочной на 500 мест. Игровые арены являются трансформерами и готовы принимать не только различные спортивные мероприятия, но и выставки, концерты и шоу-программы.
Ледовый дворец принимал на своих аренах чемпионат мира по хоккею 2016 года, который проходил в Москве.
Музей хоккея с мультимедийными технологиями
Для размещения экспозиций реконструировали памятник архитектуры начала ХХ века, при этом все архитектурные особенности здания строения сохранили. Посетители могут примерить на себя роль великих хоккеистов: в здании размещается интерактивная зона. Также выделены залы под временные экспозиции, есть помещения для проведения семинаров, автограф-сессий и других мероприятий.
Центр синхронного плавания
Инициатором создания центра выступила пятикратная олимпийская чемпионка, кавалер трех государственных орденов Анастасия Давыдова. Именно здесь будут готовить спортсменок-синхронисток. Центр сможет принимать различные соревнования, в том числе чемпионат России.
stroi.mos.ru
Прогулка по территории завода имени Лихачева в Москве
Автор:08 ноября 2016 09:10
Заводу ЗИЛ постепенно настаёт конец, что не мешает любителям тлена бродить по нему и исследовать уголки этой огромной свалки в поисках оставшихся интересных ракурсов. Одна половина завода снесена полностью, а другая стремительно догоняет первую по части сноса.
Источник:
Зайти на территорию теперь можно даже через проходную
Источник:
Источник:
Источник:
На заброшенных автозаправках больше не заправится никто
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
А некоторые из уцелевших цехов готовы встретить вас лишь десятками рабочих, режущих металл, а также провалами в крышах и конструкциях
Источник:
Источник:
Источник:
От других и вовсе сохранились лишь фасады с разбитыми стеклами
Источник:
Источник:
Источник:
Но местами еще что-то живо — склады, арендаторы, живое производство штампованных деталей для современных иномарок…
Источник:
Источник:
Но скоро завод останется лишь в памяти тысяч бывших рабочих и сотен лазателей
Источник:
Отдельные пятна территории похожи натурально на свалки — вот, к примеру, гора ларьков сети Аллокард
Источник:
Источник:
Источник:
На фоне этой горы разместилась свалка автомобилей
Источник:
Это очень небольшая, но весьма любопытная свалка с разной специфической техникой. Здесь можно увидеть машины, использовавшиеся для самых разных нужд, причём не только ЗИЛы
Источник:
На крыше контейнера прячется кусок кабины гоночного грузовика
Источник:
fishki.net
Промзона «ЗИЛ» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Весной 2013 года принят проект планировки производственной зоны «ЗИЛ». Территорию разделили на девять частей, в которых построят жилые микрорайоны, деловой центр, парки, спортивный кластер, производство автомобилей. В результате на месте заброшенной промзоны получится «город в городе» с доступной транспортной инфраструктурой, рабочими местами и социальными объектами.
Реорганизация промзоны «ЗИЛ» даст городу 45 тысяч рабочих мест и квартиры для 30 тысяч москвичей. Застройка поделена на две территории: северную и южную части ЗИЛа.
Северная территория промзоны ЗИЛ: город в городе
Площадь северной территории занимает 146,7 га. Она протянулась от Третьего транспортного кольца и Симоновской набережной до МЦК. Здесь появятся жилая, досуговая, деловая, образовательная и рекреационная зоны.
Реорганизованная территория станет новым центром Москвы, где будет интересно проводить время не только местным жителям, но и другим горожанам и туристам. Например, здесь появятся филиал Эрмитажа, парки общей площадью 14 га, пешеходный бульвар, благоустроенная набережная, а также театры, концертные залы, картинные галереи, арт-центры для выставок и инсталляций.
Все это привлечет в новый район большой поток москвичей и туристов. Так, свыше 25 тыс. человек станут резидентами жилой застройки, еще около 20 тыс. будут работать в коммерческих объектах и десятки тысяч человек ежедневно станут приезжать в этот район для отдыха, покупок и посещения общественных объектов.
Строительство жилья в промзоне «ЗИЛ»
Строительство первых объектов на северной территории бывшего автозавода им. И.А. Лихачева началось в конце 2013 года, когда строители приступили к сооружению жилого комплекса арт-класса «ЗИЛАРТ».
Проектировщиками зданий первой очереди в ЖК «ЗИЛАРТ» в рамках единого дизайн-кода выступили 10 ведущих архитектурных бюро России и мира. Каждый дом, проектируемый одним архитектором, это настоящий шедевр, продуманный до мелочей, со своей идеей и лицом. При их создании учитывались особенности места, где он строится, куда обращены фасады и как дом будет смотреться с разных точек обзора.
Жилые дома «ЗИЛАРТА» находятся в тихой, удаленной от дорог части комплекса. Они насчитывают от 6 до 14 этажей — это наиболее комфортная высотность для подобного типа зданий с учетом компоновки кварталов.
Пешеходный бульвар в промзоне «ЗИЛ»
На ЗИЛе появится и один из самых длинных бульваров в Москве: центральный пешеходный бульвар «ЗИЛАРТА» протянется более чем на 1,2 км.
По замыслу архитекторов, на бульваре появится несколько площадей со своими ключевыми объектами. В первой части бульвара будет размещен большой фонтан и музейный центр «Эрмитаж-Москва» (филиал всемирно известного Государственного Эрмитажа).
Проект музея разрабатывает архитектурное бюро Хани Рашида. Вместе с 150-метровой жилой башней, проектируемой этим же бюро на соседнем участке, эти объекты станут новыми достопримечательностями Москвы.
Благоустройство набережной в промзоне «ЗИЛ»
Пространство для отдыха размещается на территории площадью 4,5 га вдоль набережной Москвы-реки. Будущая набережная по красоте и функциональности сравнится с всемирно известными набережными Орсе в Париже или Круазетт в Каннах.
Ее ширина от кромки воды до первого жилого здания составит 90 метров, а длина прогулочной зоны — километр. Лишь малую часть этого пространства займет дорога, все остальное — территория для семейных прогулок, катания на велосипедах и роликовых коньках, отдыха у воды. На первых этажах жилых домов, выходящих на набережную, разместятся уютные кафе, рестораны и магазины.
Обустройство набережной в «ЗИЛАРТ» заложено в Адресную инвестиционную программу г. Москвы и будет реализовываться параллельно строительству жилого комплекса.
Строительство парка в промзоне «ЗИЛ»
В бывшей промзоне планируется создать обширный городской парк на 14,5 га, к работе над которым привлечен специалист с мировым именем — известный урбанист, глава нью-йоркского бюро Джерри ван Эйк. Этот парк по размерам больше Александровского сада и по площади сравним с парком Гюэль в Барселоне. Здесь обустроят спортивные и игровые площадки, места для отдыха, катания на велосипедах.
Красочные 3D-модели парка, описание концепции — здесь.
Строительство школ и детских садов в промзоне «ЗИЛ»
Пространство образования на «ЗИЛАРТЕ» — это три школы и 12 детских садов на более чем 3300 учеников и 1500 воспитанников. Это будет первый в Москве объединенный образовательный центр с единым замкнутым контуром. Для безопасности юных жителей «ЗИЛАРТА» спроектированы надземные и подземные переходы через дороги.
Новые дороги в промзоне «ЗИЛ»
Для транспортной доступности реорганизуемой территории ЗиЛ запланировано строительство дублера Варшавского шоссе, магистрали Печатники — Братеево, продление Симоновской набережной до проспекта Андропова и далее через Нагатинскую пойму к реконструируемому 2-му Южнопортовому проезду.
ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС ПРОМЗОНЫ «ЗИЛ»
Кроме того, запланировано строительство районной магистрали вдоль МЦК от улицы Трофимова до Симоновской набережной и далее через Москву-реку к дублеру Варшавского шоссе. Также будет реконструирован главный внутризаводской бульвар от Третьего транспортного кольца до Симоновской набережной.
На пересечении районной дороги и Московского центрального кольца планируется построить транспортно-пересадочный узел «ЗИЛ», который обеспечит пересадку с МЦК на наземный городской транспорт. Также здесь появятся две разворотные площадки для автобусов. В проекте ТПУ общей площадью около 62 тыс. кв. м, предполагается реализовать, помимо транспортной, также социальные функции. Часть площадей будут отданы под торговлю, офисы и гостиницу.
Спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» в промзоне «ЗИЛ»
Жемчужиной обновленной территории ЗИЛ станет спортивно-развлекательный городской квартал «Парк легенд» площадью 25 га.
Ледовый дворец-трансформер
Состоит из двух игровых арен — на 12 тыс. и 3,5 тыс. мест, а также одной тренировочной на 500 мест. Игровые арены являются трансформерами и готовы принимать не только различные спортивные мероприятия, но и выставки, концерты и шоу-программы.
Ледовый дворец принимал на своих аренах чемпионат мира по хоккею 2016 года, который проходил в Москве.
Музей хоккея с мультимедийными технологиями
Для размещения экспозиций реконструировали памятник архитектуры начала ХХ века, при этом все архитектурные особенности здания строения сохранили. Посетители могут примерить на себя роль великих хоккеистов: в здании размещается интерактивная зона. Также выделены залы под временные экспозиции, есть помещения для проведения семинаров, автограф-сессий и других мероприятий.
Центр синхронного плавания
Инициатором создания центра выступила пятикратная олимпийская чемпионка, кавалер трех государственных орденов Анастасия Давыдова. Именно здесь будут готовить спортсменок-синхронисток. Центр сможет принимать различные соревнования, в том числе чемпионат России.
Для тренировок и показательных выступлений обустроено двех полноценные водные чаши размером 30 х 25 метров каждая, зрительские трибуны на 450 мест и два зала хореографии.
Отличным дополнением к Центру синхронного плавания станет комплекс водных развлечений, открытый для всех желающих. Он включает большой крытый бассейн размером 50 х 25 метров и открытый бассейн с зоной водных развлечений, в том числе для детей.
Концепция застройки: новые районы взамен устаревшего производства
Будущий район Москвы на месте промзоны «ЗИЛ» эксперты сравнивают по значимости с Московским международным деловым центром «Москва-Сити», при этом они подчеркивают гораздо больший масштаб грядущих работ. Площадь квартала небоскребов занимает около 80 га, в свою очередь реконструируемая территория промзоны примерно в пять раз больше.
Главное достоинство проекта в том, что вместо устаревшего производства и заброшенных построек появится качественно новая комфортная городская среда. ЗИЛ станет городом в городе, где можно жить, работать и отдыхать.
Здесь планируется построить современные комфортное жилье для десятков тысяч человек и создать тысячи рабочих мест. Такой подход давно привычен для развитых городов Европы и с недавнего времени стал нормой для Москвы. Как ожидается, это позволит снизить маятниковую миграцию и разгрузить улично-дорожную сеть.
При этом разработчики проекта планировки обещают сохранить исторический облик промзоны. Наиболее интересные в историко-архитектурном отношении объекты ЗИЛа будут сохранены и реконструированы. От зданий «отрежут» производственные цеха, а оставшиеся административные здания переоборудуют под офисы.
Существующий кузовной цех завода «ЗИЛ» планируется реконструировать. На его месте появится городской культурно-просветительский центр общей площадью около 170 тыс. кв. м.
Реконструируют и инженерный корпус, и здание заводоуправления «ЗИЛ», здесь появятся административно-деловые центры общей площадью 53 тыс. кв. м.
ТЕРРИТОРИЯ АМО «ЗИЛ» НА КАРТЕ ГОРОДА
АЭРОФОТОСЪЕМКА ТЕРРИТОРИИИ
ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ
СХЕМА МОСКОВСКОГО МЕТРО И МЦК
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОНЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
РАЗВИТЫЙ ПРИРОДНЫЙ КАРКАС
КОМФОРТНАЯ ПЕШЕХОДНАЯ СРЕДА
Справка
Промзона «ЗИЛ» расположена в Южном административном округе Москвы и занимает около 40% территории района Даниловский. Она ограничена Третьим транспортным кольцом в районе Автозаводской улицы (с севера), проектируемым проездом № 1223 (с востока), северо-восточными границами функциональных зон 6, 7 района Даниловский, проспектом Андропова (с востока), Москвой-рекой (с юга и запада). Площадь реорганизуемой промзоны составляет 392 га.
stroi.mos.ru
Раритетные легковые автомобили ЗИЛ в Москве
Раритетные авто не для всех
Автомобили ЗИЛ – ваша страсть? А их производство – дело нашей жизни! Механосборочный цех №6 завода имени Лихачёва создаёт шедевры отечественного автопрома уже более 70 лет!
Легковые автомобили марки ЗИЛ долгое время были недоступны простым смертным. Они участвовали в парадах Победы на Красной площади, возили первых лиц государства и встречали высоких иностранных гостей, прибывающих в столицу нашей Родины.
Особенности наших машин
Чем хороши автомобили ЗИЛ? В первую очередь стоит отметить строгий респектабельный дизайн кузова, высоко позиционирующий своего владельца. Роскошный кожаный салон с элементами из натурального дерева не уступает иностранным аналогам. А благодаря мощному двигателю объёмом более 7л машина быстро разгоняется и способна двигаться со скоростью до 200 км в час!
Раньше они изготавливались по госзаказу. Сегодня заказать раритетный автомобиль ЗИЛ можете и вы.
Наш автопарк
Купить раритетные ретро автомобили ЗИЛ можно на нашем заводе в Москве. Своих владельцев ждут следующие модели:
- ЗИЛ 41047 – правительственный лимузин образца 1985 года (самый длинный в своё время), предназначавшийся для генерального секретаря партии.
- ЗИЛ 410441 – редчайший парадный кабриолет, произведённый всего в 4-х экземплярах в 2010 году. Одним из обладателей раритетной машины стал бывший президент Украины Виктор Янукович.
- ЗИЛ 41041 – пятиместный седан представительского класса, выпускаемый ЗИЛом с 1986 года.
Все авто в идеальном состоянии
Хотите заполучить в коллекцию абсолютно новый ЗИЛ, спущенный со стапелей завода совсем недавно?
Или желаете стать обладателем эксклюзивного ретро лимузина, впитавшего дух советской эпохи, и до блеска отреставрированного для нового владельца?
А может у вас собственный ЗИЛ, и вы мечтаете, чтобы он выглядел как новый?
По всем вопросам, касающимся раритетных автомобилей ЗИЛ, звоните нам по телефону 8 (916) 887-96-05.
Штучное производство
Технологии производства и сборки автомобилей ЗИЛ и по сей день соблюдаются неукоснительно. Недаром на изготовление одной машины у нас уходит до 12 месяцев. Создание автомобиля ЗИЛ – многоступенчатый процесс, каждый этап которого доведен до совершенства многолетним опытом наших специалистов:
- все детали изготавливаются вручную и подгоняются по месту,
- сборка происходит не на конвейере, т.е. не машина движется от мастера к мастеру, а наоборот.
- краска наносится большим количеством слоёв, каждый из которых высушивается и полируется,
- автомобиль проходит многочисленные испытания, чтобы все узлы и системы работали безупречно,
- на все машины предоставляется обязательная гарантия.
msc6.ru
О центре / Культурный центр ЗИЛ
Здание в стиле конструктивизма с богатой историей и уникальными площадками, построенное по проекту архитекторов братьев Л. А., В. А. и А. А. Весниных в 1930–37 гг., является памятником культурного наследия регионального значения.
До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И. А. Лихачева». В феврале 2012 года он был передан Департаменту культуры города Москвы.
Сегодня это современный многофункциональный культурный центр, где регулярно проходят выставки, перформансы, спектакли, лекции, концерты и мастер-классы экспертов в разных областях науки, культуры и искусства, ориентированные на широкую аудиторию.
Здесь находится современная библиотека с открытым доступом, где представлены последние издательские новинки, несколько зон коворкинга с розетками и бесплатным wi-fi, а также уютные кафе и книжный магазин. В постоянном доступе стеллажи буккроссинга, куда можно принести уже прочитанную книгу и забрать понравившуюся. На сценических площадках представлены современные московские театральные и танцевальные постановки, а общественные конструктивистские пространства используются как место комфортного досуга, работы, общения и творческой реализации горожан.
В кружках и студиях успешно развиваются как традиционные направления клубной работы, так и транслирующие современные тенденции. Основная деятельность сосредоточена на таких направлениях, как арт, музыка, танец, театр, раннее развитие, наука и интеллектуальный досуг.
Основные задачи Культурного центра ЗИЛ — стимулирование творческой энергии горожан для развития и капитализации человеческого потенциала, повышение качества городской среды и улучшение жизни москвичей.
Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры», которая реализуется Департаментом культуры города Москвы по преобразованию столичных домов культуры в современные культурные центры.
Подробнее об истории и архитектуре культурного центра
Благодаря экскурсии izi.TRAVEL вы сможете еще больше узнать о Культурном центре ЗИЛ, ярком образце архитектуры конструктивизма и крупнейшем дворце культуры столицы. Чтобы прослушать экскурсию, необходимо скачать приложение izi.TRAVEL на свой смартфон.
Подробнее об izi.TRAVEL
Отчет о деятельности Культурного центра ЗИЛ:
1. Годовой отчет — 2013
Скачать
2. Годовой отчет — 2014
Скачать
3. Годовой отчет — 2015
Скачать
4. Годовой отчет — 2016
Скачать
zilcc.ru
Завод имени И.А. Лихачева
- Статья опубликована 29.06.2014 07:47
- Последняя правка произведена 02.01.2015 05:05
История завода Зил
2 августа (по старому стилю – 20 июля) 1916 года считается датой основания завода ЗИЛ. В тот день генералом-майором Г. Кривошеиным , в Тюфелевой роще, что под Москвой, перед большим количеством народа был заложен первый камень, ставший основой фундамента нового завода. Основными же лицами проекта являлись Сергей и Степан Рябушинские – известные предприниматели и А. Кузнецов, известный, как владелец «Переяславской мануфактуры». Рябушинские планировали начать на заводе производство полуторатонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» (образец 1915 года) и параллельно производить штабные легковые автомобили, лицензия на которые принадлежала французскому предприятию Hotchkiss.
В Тюфелевой роще прошло торжество, посвящённое началу постройки автомобильного завода, на котором планировалось выпустить 150 грузовиков к марту 1917 года. Однако определенные трудности помешали планам на строительство завода, и Рябушинские закупают машино комплекты «Ф-15» в Италии. Первый директор АМО, Дмитрий Дмитриевич Бондарев, талантливый инженер, который ранее возглавлял Русско-Балтийский вагонный завод. Ядром коллектива московского завода стали инженеры-техники и бывшие рабочие автомобильной ветки рижской фирмы.
Однако, Октябрьская революция, с последующей гражданской войной и разрухой помешали строительству завода, который так и не был построен. К моменту революции завод был завершён на 95%. АМО национализировали 15 августа 1918 года, обвинив Рябушинских в срыве условий контракта, подписанного с Военным ведомством.
Индустриализация на пару с коллективизацией в несколько раз увеличивают потребность в автомобилях, однако национализация превратила завод в мастерскую по ремонту иностранных грузовиков. Период с 1919 по 923 завод ремонтировал в основном американские 3-тоные «Уайты», параллельно пытаясь наладить производство моторов.
В то время грузовик могли запустить в производство, однако предпочтение в результате отдали «ФИАТ-15 Ter», к которому имелись чертежи и конструкция которого была более лёгкой. К тому же, за эти годы предприятием было восстановлено 230 автомобилей, средний ремонт был произведён для 18, а текущий для 67. Мотоциклов было отремонтировано 137.
Начало производства автомобилей.
В 1917 году на заводе собрали 432 грузовика, в следующем году – 779, и 108 автомобилей в 1919. Но, при этом, для изготовления собственных автомобилей завод не был достроен. Виной тому – октябрьская революция и война. Национализация превратила недостроенное предприятие в несколько крупных мастерских, специализировавшихся по ремонту автомобилей и другой техники. С начала 1920 г. АМО принимало участие в советской танковой программе. В период с февраля по июль здесь изготовили 24 танковых двигателя танка «Русский Рено».
30 апреля 1923 г. Завод получил имя коммуниста Ферреро, итальянца, убитого фашистами. Но лишь в марте 1924 года завод получил правительственный заказ изготовить первую партию советских грузовиков.
В 1925 году заводу было дано имя 1-го Государственного автомобильного завода. В 1927 г. директором завода стал И.А. Лихачёв. Завод подчинялся автотресту, который решил заняться его реконструкцией.
Autocar-5SПроизводство набирало обороты. 1930 год был ознаменован покупкой лицензии на американский грузовик Autocar-5S с грузоподъёмностью в 2,5 тонны. В планах было выпускать грузовики посредством конвейерного способа.
Запуск реконструированного завода произошёл в 1931 году, а 1 октября того же года, ему было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС). 25 октября 1931 – дата запуска первого советского сборочного автомобильного конвейера, который выпустил первую партию из 27 грузовиков АМО-3.
Во время первых пятилеток, подчиняясь Генеральному плану реконструкции Москвы, было запущено жилищное строительство. Рабочие заводов «Динамо» и «Амо» были размещены в строившемся посёлке Дубровка.
ЗИС-8С 1932 года началось производство микроавтобусов АМО-4 (он же ЗИС-8).
21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято произвести вторую реконструкцию завода, что было направлено расширить модельный ряд автомобилей.
Пройдя реконструкцию 33-37 годов, ЗиС произвёл новую модификацию – ЗИС -5, которому дали прозвище «Захар». С 1934 года начали выпускаться грузовики ЗИС-6, автобусы ЗИС-8. Легковые автомобили ЗИС-101 начали сходить с конвейера в 1936 году. Спецавтомобили на базе ЗИС и АМО производились многими предприятиями. Кареты «скорой помощи» начали производить в конце двадцатых годов. Для них использовались грузовые шасси АМО-Ф-15. Опытные модели термо-фургонов были построены в 1932-33 годах на базе шисси АМО-4. Завод «Аремкуз» в том же году выпускал хлебные фургоны на шасси АМО-3, ЗИС-5.Ленинградский молочный комбинат стал выпускать изометрические молочные цистерны в 1934 году.
Военный период.
Завод был эвакуирован из Москвы на восток 15 октября 1941 года. Оборудование завода было перевезено в города Ульяновск, Щадринск, Челябинск, Миасс. Основой новых заводов стало эвакуированное оборудование и люди. Так появились Ульяновский, Уральский автомобильные заводы, Челябинский кузнечно-прессовый, а также Шадринский агрегатный завод. В конце 41-го года оригинальный завод подготовили к уничтожению и остановили. Но после того, как Красная Армия провела успешное наступление зимой 41-42 годов, ЗИС начал понемногу работать, а в июне 1942 года эта работа принесла плоды в виде военных грузовиков ЗИС-5В (собран из деталей раннего выпуска), полугусеничных тягачей ЗИС-22 и ЗИС-42 и всяческого вооружения для фронта. Первый «Захар» был выпущен в Ульяновске 30 апреля 1942 года. В основе послевоенного грузовика ЗИС-150 лежит один из вариантов ЗИС-15 , ЗИС-15К.
Приблизительно сто тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М и санитарных автобусов ЗИС-16С было произведено в годы войны. В то же время, в июне 1942 года ЗИС наградили первым орденом Ленина за безупречную организацию производства вооружения и боеприпасов.
Осенью 1942 года завод имени Сталина получил указание от руководства страны: своими силами начать разработку и конструирование нового легкового автомобиля. На предприятие специально пригласили Андрея Николаевича Островцева, заместителя главного конструктора по легковым автомобилям. Ему и была поручена работа по созданию машины ЗИС-110 и всех, необходимых в будущем, её модификаций. 20 сентября 1944 года ГКО (Государственная Комиссия обороны) был утвержден опытный образец ЗИС-110. В сентябре того же года машина ЗИС-110 была поставлена на серийное производство.
ЗИС-110В годы войны завод ЗИС выпускал вооружение для фронта. Это и автоматы, мины, снаряды, минометы и прочее.
Поскольку вражеские войска все быстрее приближались к столице, нормальное функционирование предприятия ЗИС находилось под угрозой. В связи с этим 15 октября 1941 года производство остановили, и цеха срочно перекинули на восток. Тем не менее, этот трудоемкий процесс позволил наладить выпуск грузовых автомобилей и их узлов уже к апрелю 1942 года.
Весной 1942 года в городе Ульяновск снова начали выпускать машины, но уже в модернизированном и упрощенном виде, под маркой ЗИС — 5В. Производство в Москве было налажено к лету 1942 года, а выпуск ЗИСов на Уральском автозаводе Миасс начался летом 1944 года.
После победы на Германией были вскрыты гитлеровские архивы, в которых находились подробные отчёты, описывающие испытания советских автомобилей. Машины Зис оценивались в них особенно высоко. Обладающие исключительной прочностью и неприхотливостью, а также имеющие отменную проходимость. По масштабам производства ЗИС-5 уступал лишь горьковской «полуторке», а благодаря высоким техническим характеристикам имел широкое распространение в армии.
Заводу был присвоен Орден Трудового Красного Знамени в октябре 1944 года.
Ещё два десятилетия после победы в войне ЗИС-5 не сходил с конвейеров. Миасским автозаводом производились последовательные совершенствования грузовика. Так возникли модели «УралЗИС-5М», «УралЗИС-355». Вершиной производства стала популярная модель «УралЗИС-355М», выпущенная в 1965 году.
Разгром фашистских войск обеспечил условия для реэвакуации в Москву ряда заводов. 6 января 1941 года ГКО приняло решение о возобновлении производства автомобилей, при этом не нарушая темпы выпуска оборонной продукции.
В третий раз завод ЗИС реконструировали в 1946 году. Целью реконструкции был выпуск первой послевоенной продукции, а именно грузовых автомобилей ЗИС-150 (начало выпуска в 1947 году), а также грузовых автомобилей с повышенной проходимостью ЗИС-151, которые начали выпускаться с 1948 года.
Ноябрь 1949 года принёс заводу награду вторым орденом Ленина за заслуги в области советского автостроения, а также в связи с 25-нем юбилеем производства советского автомобиля.
30 апреля 1950 года в производство завода были включены холодильники, январь 1951 года ознаменовался выпуском первого велосипеда, производство которых продолжалось вплоть до 1959 года.
В начале 1953 года на заводе создали специальное управление, занимавшееся пректированием первого китайского автозавода. Специалистами ЗИС была оказана помощь китайцам в Чанчуне, где был запущен в производство первый китайский грузовик под названием «Цзефан», являвший собой копию ЗИС-150.
В 1954 году по настоянию маршала Жукова на заводе создали конструкторское бюро, которое занималось созданием особой техники для мобильных ракетных систем.
ЗИЛ-131После смерти Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году заводу присваивают его имя.Конец этого года ознаменован сборкой по два образца послевоенных грузовых автомобилей второго поколения (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131).
В 1957 году начинается производство автомобиля ЗИЛ-164, 164А, который пришёл на смену ЗИС-150. Двигатель этого автомобиля был модернизирован , а задний мост обзавёлся штампованной балкой.
На смену автобусу ЗИС-155 пришла новая модель — ЗИЛ-158.
В период с 1975 по 1989 годы завод выпускал ежегодно по 195-210 тыс. грузовиков. В 90-х объем производства стал стремительно сокращаться, в 1996 году составив лишь 7,2 тыс. грузовиков, однако позже снова вырос до 21-22 тысяч. В период 1924-2006 на заводе было произведено 7 миллионов 853 тысячи 985 грузовиков, 39 тысяч 501 автобус, а также 12 тысяч 145 легковых автомобилей (с 1936 по 2006 годы). К тому же, с 1951 по 2000 год произведено 5 с половиной миллионов бытовых холодильников, 3,24 миллиона велосипедов всего за 8 лет производства. При этом на экспорт было поставлено более чем 630 тысяч автомобилей, вывозившихся в 51 страну мира.
ЗИЛ-4104В 1978 году устаревшая представительская модель ЗИЛ-114 была заменена на ЗИЛ-4104.
С 1979 года вместо ЗИЛ-133Г2 стали выпускаться грузовики ЗИЛ-133ГЯ, которые комплектовались дизельным двигателем КамАЗ-740 мощностью в 210 л.с., а также 10-ступенчатой коробкой передач и имели усиленные рессоры.
Огромную роль завод сыграл в производстве КамАЗа. Именно ЗИЛ спроектировал литейный и автосборочный корпусы. Образцы созданных грузовиков стали основой моделей автомобилей из Набережных Челнов.
Самая крупная реконструкция в истории завода началась в 1982 году и совпала с кардинальными экономическими изменениями в стране.
1984 год ознаменован выпуском первых автомобилей ЗИЛ-130 с модернизацией переднего привода под индексом ЗИЛ-431410. Однако в 90-е годы производство этой модели (а также ЗИЛ-131Н) перевели на Уральский автомоторный завод, расположенный под Екатеринбургом в Новоуральске.
В начале 90-х годов засекреченное ранее производство спецвездеходов преобразовалось в ОАО «Вездеход ГВА». В название предприятия вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачёва. Аварийно-спасательная амфибия «Синяя птица» стала наиболее интересным экспонатом. Она предлагалась как в грузовом (ЗИЛ-4906), так и в грузопассажирском (ЗИЛ-49061), имевшими привод 6 на 6, а также двигатели на бензине или дизеле мощностью 136-185 л. с., бортовую десятиступенчатую трансмиссию, дисковые тормоза, независимую торсионную подвеску, стеклопластиковый кузов, который был оборудован радионавигационными приборами со средствами спасения.
Настоящее время.
Когда в декабре 1991 года СССР распался, многолетние внутрисоюзные связи разорвались. Поэтому было проведено пересмотрение и расширение производственной программы, чему способствовала конкуренция с иностранными фирмами, которая стала новизной в истории ЗИЛа.
ПО ЗИЛ было приватизировано 23 сентября 1992 года, преобразовавшись в «АМО ЗИЛ», сохранив торговую марку «ЗИЛ». Совет директоров стал новым в истории завода управленческим органом, был принят собранием акционеров. В 1992 году, в связи с обновлением рынка, был разработан 3-х тонный малотоннажный ЗИЛ-5301. Мэр Москвы Лужков дал ему знаменитое прозвище «Бычок».
В 1992 году было изготовлено небольшое количество седельных тягачей ЗИЛ-4421 специально для кольцевых гонок на грузовиках (мощность машин до 900 кг.)
Последний грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера 30 декабря 1994 года. В том же году начинается мелкосерийное производство семейства ЗИЛ-5301, шасси которого послужило базой автобусам и цельнометаллическому фургону, вместимостью 15+1 и 21+1.
Магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 был представлен в 1996 году. Его 410-сильный мотор позволял брать на буксир автопоезда снаряжённой массой до 40 тонн на скорости до 105 км/ч.
Автомобиль ЗИЛ-432720 с колёсной базой 3340 мм был поставлен на производство в 1998 году. Шасси модели 432722 имеет предназначение для монтажа специальных надстроек коммунально-дорожных служб.
Реформы России 90-х годов кардинально отразились на положении завода. Не принесли ожидаемых успехов попытки тесного сотрудничества в области тяжёлого машиностроения с фирмами Кенворт, Вольво, Картерпиллар, Рено.
Новые 10-тонные тяжеловесы ЗИЛ-6309 и самосвалы ЗИЛ-6409 стали выпускаться в 1999 году. Последний комплектовался 195-сильным дизельным двигателем. Конец двадцатого века ЗИЛ встретил, выпуская более чем 120 вариантов автомобилей, предлагая для них разнообразные кузова и надстройки, выпускаемые в более чем 100 предприятий стран СНГ. Комплектующие же для этих автомобилей изготавливались в 800 различных мастерских и заводов.
В наши дни на базе шасси ЗИЛ заводом совместно с другими аналогичными предприятиями выпускается огромный ассортимент всевозможной техники: дорожно-строительной, коммунальной, вакуумной, каналопромывочной, силососной, аварийно ремонтной, а также мусоровозов, автоподъёмников и автоцистерн.
В 2003 году на заводе началось производство новых моделей автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930, двигатели которых характеризуются повышенными мощностями и работают на дизеле, имея при этом сертификаты соответствия нормам Евро-2.
autohis.ru
История завода ЗИЛ: picturehistory
Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.
Центральная проходная завода ЗИЛ.
Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.
Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.
Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.
Строительство инструментального корпуса московского автозавода.
15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков
Строительство кузнечного цеха.
После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.
Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.
АМО-1
В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.
Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)
В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.
В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.
Цех автозавода им. Сталина
ЗИС-6
Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.
Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)
Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.
Сталинский ЗИС-101.
В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.
Иван Алексеевич Лихачёв
В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.
На снимке — Сталин и Лихачёв.
Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.
Грузовик ЗИС-15. 1940 год.
У проходной завода ЗИС.
ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.
Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.
ЗИЛ на фронте, в 1944 году.
С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».
Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).
ЗИС-150
1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)
В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.
ЗИС-152
Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного
завода им. И.В. Сталина.
11 июля 1952 года.
В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.
Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская
производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».
Июль 1952 года.
Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.
4 июля 1953 года.
Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)
С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.
ЗИС-151
В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.
С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).
Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.
Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.
Склад готовой продукции (1959 г.)
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.
ЗИЛ-130
Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.
В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.
ЗИЛ-133г1
С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.
ЗИЛ-133гя
ЗИЛ ПЭУ-1М 1972–79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.
ПЭУ-1М
В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».
Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.
Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.
После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.
Конвейер ЗИЛ. 1983 год.
1984 Проходная завода Зил.
С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.
В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».
С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.
К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.
Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.
См.также:
Музей ЗИЛа
ЗИС-151 — «король бездорожья».
История ЗИС-101: украли или не украли?
Утраченная «Юность» ЗиЛа…
10 уникальных прототипов ЗИЛ
picturehistory.livejournal.com