Установки манипуляторные – Описание крано-манипуляторных установок их виды, производители и как выбрать

>

Описание крано-манипуляторных установок их виды, производители и как выбрать

При проведении строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ применяются разнообразные крано-манипуляторные установки (КМУ). Они значительно упрощают выполнение поставленых задач и сокращают время их проведения.

Сегодня на рынке присутствуют самые разнообразные типы крано-манипуляторных установок. Причем каждая из них оптимально подходит для выполнения того или иного вида работ.

Содержание:

Область применения крано-манипуляторных установок

На сегодняшний день сфера применения КМУ на шасси грузовых автомобилей существенно расширилась. Основным ее предназначением является погрузка/разгрузка и доставка различных грузов к месту назначения. Кроме того, манипуляторы могут использоваться для монтажа конструкций непосредственно на месте.

Есть эвакуаторы с КМУ, а манипуляторы с установленной на них корзиной широко применяются коммунальными службами, при проведении монтажа силовых установок.

Использование КМУ оборудования не только упрощает выполнение задач, но и довольно выгодно экономически. Этот вид спецтехники довольно универсален. Манипулятор заменяет собой грузовик, кран и бригаду рабочих, что позволяет существенно сэкономить ресурсы при проведении различных мероприятий.

Автокран GROVE GMK 5130-3 предназначен для работы в любых тяжелых условиях. Установка крана не требует предварительного выравнивания поверхности, что объясняется наличием независимой подвески.

Силовое устройство автокрана SANY QY25C-1 представлено двигателем с передней, продольной установкой. Топливный бак вмещает 300 л, расход горючего на 100 км пути не превышает 40 л. Подробнее об автокране читайте тут.

В числе прочего бортовые автомобили с КМУ используются для перевозки и монтажа бытовок, контейнеров, гаражей, различных блок-модулей, узлов металлоконструкций, железобетонных плит и других строительных блоков. Манипулятор имеет ряд преимуществ перед другой спецтехникой:

  • Высокая мобильность и маневренность,
  • Компактность,
  • Универсальность,
  • Точность перемещения,
  • Сравнительно небольшая масса,
  • Может перемещать грузы через преграды,
  • Может работать в ограниченном пространстве.

Различные виды КМУ хорошо себя зарекомендовали при работе вблизи линий электропередач, в проулках, на мостах, во дворах и т.д. Манипулятором могут быть оборудованы не только бортовые автомобили, но и самосвалы. Самосвалы с КМУ в первую очередь используются для вывоза строительного мусора, так как их разгрузка происходит значительно быстрее.

Классификация и виды крано-манипуляторных установок

Сегодня существует два основных вида КМУ – тросовые и гидравлические. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Главной особенностью гидравлических КМУ является шарнирно-сочлененная стрела с жестко закрепленным на ней крюком. Ярким примером такой установки может послужить гидроподъемник КМУ Fassi A80A.0.22. Транспортировка грузов происходит за счет изменения геометрии стрелы.

Преимуществом такого вида манипулятора является возможность пренебрегать различного рода препятствиями. Кроме того, за счет жесткой сцепки крюка со стрелой раскачивание груза сводится к минимуму.

Манипулятор Palfinger PK30002-K при максимальном вылете стрелы в 12,6м может подать балку прямо через гребень крыши одноэтажного здания, внести через окно и сложить на пол различные стройматериалы.

Крановые установки такого типа зачастую используются военными, так как обладают высокой грузоподъемностью. Так, например, разработанная на заводе «Ивановец» крановая установка КМВ-10 имеет грузовой момент в 11,5 тм.

Недостатком таких манипуляторов является проблематичность, а иногда и невозможность работать с грузом, который находится непосредственно возле борта автомобиля.

Манипуляторы, оборудованные лебедками – это по сути тот же автокран, но с ограниченными характеристиками КМУ. Преимуществом данных установок является высокая точность позиционирования при проведении работ. Это могут быть различные монтажные мероприятия, работы связанные со спуском грузов и т.д.

Авто крановая установка Ивановец КС-35714-10 ОВОИД имеет трехсекционную телескопическую стрелу максимальной длинной 21 метр. Овоидное сечение секций стрелы обеспечивает меньшую массу, повышенное сопротивление потере устойчивости и улучшает расположение скользунов.

Модернизированный автокран ЗУБР КС-5574BY имеет максимальную грузоподъемность 25 тонн и идеально подходит для стесненных условий застроек малой этажности. Технико-эксплуатационные характеристики отечественного автокрана описаны в этой статье.

Так например крановая установка тросового типа Palfinger IT 180 способна опустить груз на глубину 25 метров. Благодаря особенностям тросового привода подъем/опускание грузов осуществляется с большей плавностью, есть возможность регулировать скорость работы лебедки.

Также немаловажную роль играет форма стрелы манипулятора. Она может быть как прямоугольной, так и иметь большее количество граней. Чем их больше, тем прочнее и надежнее стрела.

Как правило, четырехгранные стрелы ставятся на манипуляторы небольшой грузоподъемности. Например, на бортовой автомобиль ГАЗ-А22R32 с крано-манипуляторной установкой монтируется именно такой вариант. Нет смысла ставить стрелу с большим количеством граней на авто с полной массой в 3,5т.

Стрелы с большим количеством граней монтируются на более мощные грузовики. Так КМУ Tadano ZE503GHS монтируемая на бортовом автомобиле, имеет 8-метровую стрелу с семью гранями и грузоподъемность при максимальном вылете до 1180 кг.

Краны-манипуляторы могут устанавливаться на самые разные грузовые автомобили как импортного, так и отечественного производства. Из отечественных можно выделить три марки грузовиков, наиболее часто используемых в качестве шасси манипуляторов:

  • Камаз с КМУ
  • МАЗ с КМУ
  • Газ с КМУ

[note]На шасси Камаза и МАЗа устанавливают манипуляторы с большой грузоподъемностью и вылетом стрелы, так как полная масса автомобиля позволяет транспортировать груз значительной массы. Автомобили Газ менее мощные, соответственно манипуляторы на их базе имеют меньшую грузоподъемность, зачастую их используют в качестве эвакуатора.[/note]

Как правило, монтаж КМУ проводится специализированными сервисами, сотрудники которых имеют необходимую квалификацию и оборудование.

Производители крано-манипуляторных установок

Сегодня на российском рынке представлены крано-манипуляторные установки как отечественного, так и импортного производства. Среди них можно выделить несколько наиболее популярных брендов, это:

  • UNIC
  • HIAB
  • PALFINGER
  • HYVA
  • FASSI

Свою популярность они завоевали высоким уровнем надежности, отличными техническими характеристиками и оптимальным соотношением цена-качество.

Представленный на выставке CTT?14 автомобиль Scania с КМУ HIAB X-DUO 178B-2 DUO вызвал огромный интерес у потенциальных заказчиков этого оборудования. Мощный манипулятор в комбинации с грузовиком, полная масса которого составляет 27,5т., способен решать самые сложные задачи.

Особенностью КМУ HYVA является простота в эксплуатации и внедрение в конструкцию современных технологий, которые повышают надежность и универсальность установки.

Так бортовой автомобиль с краном манипулятором HYVA HB-150 имеет грузоподъемность 1620 кг при максимальном вылете стрелы. Кроме того, эта модель КМУ оборудована компенсатором скорости выдвижения стрелы, что обеспечивает высокую скорость работы оборудования без ущерба безопасности.

Автокран Ивановец КС 45717 А1 используется во многих сферах современной жизни, начиная от промышленности и строительства и заканчивая сельскохозяйственными работами и банальным квартирным переездом. Это абсолютный чемпион среди спецтехники своего класса, а все благодаря грузоподъемности автокрана в 25 тонн, и демократичной стоимости.

Недавно компания Palfinger Sany анонсировала новый автомобильный кран SANY SPC250. Среди главных особенностей этой модели следует отметить выбор в качестве базы отечественного шасси КамАЗ моделей 65115 (6х4) и 43118 (6х6). Более детально о модели можно прочесть здесь.

Японская компания UNIC производит манипуляторы с повышенным сроком эксплуатации и реализует их по вполне приемлемым ценам. Это стало возможным благодаря максимальному упрощению основных конструктивных элементов.

Автомобиль с краном манипулятором UNIC URV-646 представленный на Международной выставке CTT?14 привлек внимание специалистов не только своими техническими характеристиками, но и большим по сравнению с аналогами максимальным сроком эксплуатации.

Как выбрать оптимальную крано-манипуляторную установку

В настоящее время компании занимающиеся производством КМУ представляют вниманию потребителей просто огромное количество моделей этого оборудования. Среди такого изобилия довольно сложно выбрать наиболее оптимальный вариант манипулятора. Задача может существенно упроститься, если этот процесс провести по представленному ниже алгоритму.

  • Определитесь со сферой применения КМУ и, исходя из этого, выберите тип манипулятора желаемую грузоподъемность и дальность вылета стрелы.
  • Обратите внимание на максимальный грузовой момент оборудования.
  • Правильно выберите шасси. Вес оборудования должен составлять 20-25% полезной грузоподъемности автомобиля
  • Хорошо когда в случае выхода установки из строя нет проблем с запчастями на КМУ, а ремонт смогут провести отечественные специалисты.

Соблюдение этих нехитрых правил позволит вам приобрести технику, которая будет максимально эффективно справляться с поставленными задачами.

Похожие записи

sttexpo.com

Крано-манипуляторные установки — Уральский Завод Спецтехники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Крано-манипуляторные установки

КМУ установка – кран-манипулятор – это мощное оборудование, предназначенное для выполнения ремонтных и монтажных работ любых грузов, за исключением огнеопасных. Техника состоит из гидравлического привода, стрелы, крюка и пульта для дистанционного управления. Уральский Завод Спецтехники предлагает войти в число его клиентов и купить кран-манипулятор по выгодной цене.

Почему именно мы

В нашем каталоге представлен большой выбор кранов-манипуляторных установок, различающихся производителем, количеством секций, грузоподъемностью и другими характеристиками. Благодаря такому богатству ассортимента вы сможете подобрать наиболее подходящую вам модель, которая позволит максимально быстро и эффективно выполнять поставленные задачи. Каждый кран-манипулятор, купить который мы предлагаем, отличается надежностью, которая подтверждена сертификатами соответствия действующим стандартам.

Кроме того, мы можем не только стать поставщиком погрузочно-разгрузочного оборудования, но и смонтировать его на шасси. Так, мы занимаемся продажей Урала с гидроманипулятором, КАМАЗа, КРАЗа и других типов платформ.

Продажа кранов-манипуляторов

Если вам требуется оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, не стоит обращать внимание на объявления вроде «Продам кран-манипулятор, недорого». Ведь вы не можете быть уверены в качестве и надежности этой техники и наверняка не сможете узнать, какой ресурс она израсходовала. Примите разумное решение, обратившись к нам: ведь Уральский Завод Спецтехники занимается продажей кранов-манипуляторов от непосредственного производителя, сертифицированных и не бывших ранее в употреблении. Так вы не только сэкономите немалую сумму денег, но и сбережете время и силы.

Обслуживание и ремонт кранов-манипуляторов

Ремонт кранов-манипуляторов, купленных у нас, также входит в перечень предоставляемых нами услуг. Сотрудники нашей компании – грамотные специалисты, регулярно повышающие свою квалификацию. Они быстро и точно определят причину поломки и в максимально сжатые сроки ее устранят.

Кроме того, мы можем взяться и за сопровождение вашей техники, предусматривающее регулярное проведение техосмотров и подбор соответствующих условиям эксплуатации расходных материалов и запчастей.

Цена крана-манипулятора

Что касается стоимости, она зависит от большого количества факторов. И чтобы на кран-манипулятор цена могла быть озвучена, предварительно следует связаться с нашим менеджером и озвучить ему свои пожелания.

Обращайтесь

Если вы заинтересованы в приобретении достойной по своим характеристикам техники, обращайтесь. Мы наверняка сумеем вам помочь, подобрав и продав КМУ с нужными вам техническими характеристиками.
 

Установка КМУ на шасси и спецтехнику

Технология покраски спецтехники на нашем заводе

uzst.ru

Как установить манипулятор самому — Конструирование и Монтаж

Спасибо rusa689, выкладываю сюда инструкцию!

 

Универсальная инструкция по монтажу краново-манипуляторных установок (монтаж КМУ).

 

Перед монтажом КМУ.

  1. Заполнение и регистрация заявления в ГИБДД на переоборудование автомобиля.
  2. Обратиться в орган, уполномоченный на выдачу «заключений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства».
  3. Получить «заключение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства».

ВАЖНО! МОНТАЖ КМУ РАЗРЕШАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО ОРГАНИЗАЦИЯМ, ИМЕЮЩИМ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ ПОДОБНЫХ РАБОТ. В противном случае, необходимо пройти сертификацию инструмента, рабочего места, технологий в органе, уполномоченном на выдачу заключений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства.

 

Внимание. Все действия по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (монтаж КМУ) разрешается производить только собственнику автомобиля! Т.е. автомобиль должен иметь регистрацию, и в графе владелец должен быть указан человек, желающий произвести изменения (в данном случае монтаж КМУ). Соответственно крановая установка должна иметь грузовую таможенную декларацию (оригинал ГТД с синими печатями) т.е. растаможена, и на нее необходимо иметь договор купли-продажи на собственника автомобиля.

 

Далее непосредственно этапы по монтажу КМУ.

 

Демонтаж кузова

 

Как правило этот этап затруднений это не вызывает, однако надо заранее предусмотреть расходы на новые стремянки т.к в большинстве случаев из за процесса коррозии они не откручиваются и их просто срезают. Также необходимо иметь технологические подставки под кузов (4 стойки под кузов высотой примерно 800 мм) для установки кузова после монтажа во избежание деформации крыльев на кузове или последние необходимо демонтировать заранее. В качестве грузоподъёмного механизма обычно заказывается кран манипулятор г/п до 3 тн или используется любое другое (кран, кран-балка, тельфер и т.д)

 

Подбор насоса. Монтаж насоса. Монтаж КОМ (коробка отбора мощности)

 

Этап подбора насоса.

Насос может быть любого производства (отечественного, импортного), а так же любым по исполнению (шестерёнчатый, аксиально-поршневой, роторно-поршневой и т.д). Внимание! Насос не привязан к конкретной марке или модели краново-манипуляторной установке (например: КМУ ТАДАНО, ЮНИК) и может быть абсолютно любым. Производитель заранее не может знать заранее назначение крановой установки.

 

Например: КМУ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА как СТАЦИОНАРНО, так и С ПРИВОДОМ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ. Насос должен соответствовать требованиям гидросистемы КМУ и монтироваться на КОМ соответствующего автомобиля.. На любое гидравлическое оборудование (в нашем случае крановую установку) насос побирается исходя из необходимого давления (указывается в атм, bar или Мпа), а так же из необходимой производительности оборудования. Все данные указываются в технической документации на оборудование (КМУ) или можно сориентироваться по данным на шильдике  основного распределителя оборудования. Как правило, на всех крановых установках, диапазон давлений от 180 до 220 атм, но могут быть и исключения. Следовательно, монтаж отечественных насосов серии НШ в корне неверен, так как эти насосы (насос НШ 3-ей серии с обозначением типа НШ 32-3Л) рассчитаны на рабочее давление не более 160 атм! Работать будет на пределе, и не обеспечит необходимых скоростных и грузовых характеристик крановой установки. Грузоподъёмность в гидросистеме КМУ напрямую зависит от давления.

 

Далее. По производительности насос подбирается исходя из объёма гидрокомпонентов системы (в случае отсутствия данных от производителя КМУ). От производительности насосов зависят скорости исполнительных механизмов. Здесь при расчёте конечной  производительности насоса надо учитывать объем насоса (см3) и обороты двигателя. Помните, рабочие обороты дизельных двигателей и бензиновых отличаются.

Важно! Учитывайте направление вращения насоса в зависимости от направления вращения выходного вала КОМ!

 

Монтаж насоса, КОМ

Необходимо слить масло из КПП (потом не забудьте залить масло обратно), демонтировать технологическую заглушку под КОМ на КПП, смонтировать коробку отбора мощности (КОМ), не забыть про уплотнение КОМ и КПП (то же и между насосом и КОМ), произвести монтаж непосредственно насоса или кардана в зависимости от исполнения КОМ. На насос удобнее заранее привернуть штуцер напорный и штуцер под всасывающий рукав, не забыть про уплотнения. При монтаже насоса через кардан, при выборе насоса обратите внимание на исполнение подшипника выходного вала насоса. В случае, если монтаж насоса будет производиться через кардан без дополнительной опоры с подшипником, от монтажа насоса с бронзовыми втулками следует отказаться.

 

Примечание. При выборе КОМ обратите внимание на способ включения. Производятся КОМ с пневмоэлектрическим включением и механическим. В первом случае необходимо соединить КЭМ с пневмосистемой машины, а также произвести монтаж клапана электромагнитного (КЭМ) и подключить через кнопку управления КЭМ в кабине. Во втором случае в полу кабины автомашины сверлится отверстие и через него в кабину заводится тросик управления КОМ.

 

Подготовка рамы под монтаж КМУ

 

На этом этапе монтажа необходимо перенести воздушные ресиверы, топливные баки, ящики под инструменты, АКБ (по необходимости). В случае, если КМУ с откидными лапами (в транспортном положении лапы устанавливаются вертикально вверх и задвигаются) ничего переносить не нужно. Такой вариант исполнения обычно присутствует на КМУ европейского производства.

 

Примерка КМУ на раму

 

На данном этапе необходимо «накинуть» КМУ на раму, подметить  места усиления на раме, рассчитать конструкцию подрамника, предусмотреть технологические расстояния между основанием КМУ и кабиной, КМУ и кузовом. Рассчитать высоту подрамника под основание КМУ (учесть высоту кабины для обеспечения свободного вращения КМУ вокруг своей оси), учесть крайнюю верхнюю точку высоты всей установки, во избежание нарушений ПДД.

 

Изготовление подрамника. Усиление рамы в местах крепления КМУ. Удлинение рамы. Укорочение кузова. Перенос задних крыльев на кузове

 

Изготовление подрамника

На сегодня существует 2 основных варианта изготовления подрамника, именно: изготовление короткого подрамника непосредственно под основание КМУ и изготовление единого длинного подрамника под основание КМУ и кузова. Так же существует вариант усиления непосредственно рамы автомобиля, гнутым профилем. Назначение у всех одно — равномерно распределить нагрузку веса КМУ на раму машины, а так же исключить деформацию рамы (кручение) во время проведения грузоподъёмных работ КМУ. Ни один из этих способов не гарантирует абсолютную сохранность рамы. У всех есть свои достоинства и недостатки. Основное правило — не перегружать машину в процессе эксплуатации, соблюдать скоростной режим (чем тише, тем лучше), стараться перемещаться по ровным дорогам и своевременно протягивать шпильки крепления КМУ, следить за состоянием рамы.

 

Усиление рамы

В местах крепления основания КМУ под крепёжными шпильками можно произвести усиления рамы для предотвращения поломки рамы.

 

Удлинение рамы

В случае смещения кузова назад требуется удлинение рамы под свес кузова. В отдельных случаях рама не удлиняется, при использования  металлического подрамника на всю длину кузова (на усмотрение сотрудников ГИБДД).

 

Укорочение кузова

В некоторых случаях необходимо уменьшить длину кузова на 500-600 мм из-за уже имеющегося большого заднего свеса (существуют ограничения по ГОСТ максимально возможного вылета) или по иным причинам. Здесь трудностей, как правило, не возникает, необходимо аккуратно снять борта, каждый борт уменьшить до необходимой длины в кондукторе, обрезать днище кузова, перенести крепление бортов, замки. В итоге все должно открываться – закрываться для беспроблемного прохождения ТО.

 

Перенос задних крыльев

В случае крепления крыльев на кузов и при смещении последнего требуется перенести задние крылья на соответствующее расстояние. Здесь никаких трудностей, как правило, не возникает.

 

Монтаж основания КМУ. Крепление КМУ. Обвязка трубопроводов.

 

Далее непосредственно этап по монтажу основания КМУ. Здесь необходимо соединить основание КМУ и раму, через заранее изготовленный подрамник. При монтаже рекомендуется применять усиленные шпильки (из углеродистой стали) максимально возможного диаметра с мелким (нестандартным) шагом резьбы. При этом рекомендуется использовать 2 гайки с каждой стороны или одну удлинённую.

 

После первоначальной протяжки шпилек крепления КМУ рекомендуется повторно протянуть через 8-16 часов эксплуатации.

 

Монтаж трубопровода

Следующий этап – это монтаж трубопровода для соединения насоса и КМУ.

В качестве всасывающего рукава (с бака КМУ во всасывающую полость насоса) используется напорно-всасывающий маслобензостойкий, с креплением на хомуты (в виду низкого давления до 6 атм).

Напорный РВД (рукав, соединяющий подачу насоса и г/распределитель КМУ) рекомендуется изготовить оригинальный, по месту, под существующий штуцер на г/распределителе КМУ и насоса. Компаний, занимающимися изготовлением рукавов высокого давления (РВД), достаточно, в каждом крупном городе найдёте, как минимум, две. Поэтому  в данной статье они не указываются.

 

Монтаж стрелы. Запасовка каната, крюка

 

Обычно, монтаж КМУ производится в следующем порядке:

  1. монтаж основания
  2. монтаж стрелы
  3. запасовка каната, крюка

Данная последовательность обусловлена удешевлением при транспортировании КМУ (для транспортирования, КМУ предварительно разбирают на составляющие: основание, стрелу и крюк. Иногда полностью демонтируют аутригера (лапы)), а так же удобством монтажа).

На данном этапе нужен грузоподъёмный механизм и помощник. При навешивании стрелы рекомендуется выдвигать на необходимое расстояние г/цилиндр подъёма стрелы ( или цилиндры если их 2 шт) так как на данном этапе основание КМУ уже смонтировано и должно быть работоспособно. Внимание! При работе г/цилиндром стрелы золотник на выдвижении стрелы не перемещайте, иначе побежит масло.

 

Монтаж кузова

 

На этапе монтажа кузова дополнительный грузоподъёмный механизм не требуется. Эту работу можно произвести уже установленным КМУ.

 

Техническое обслуживание КМУ. Пусконаладочные работы. Сдача в эксплуатацию.

 

Заключительный этап. В б/у крановых установках, обязательно заменить масло и фильтр на новые. В новых КМУ, желательно заменить масло на масло необходимой вязкости, для использования в  соответствующих климатических условиях. Про шприцевать, смазать. При необходимости (для б/у крановых установок) устранить утечки, заменить неисправные РВД, узлы. По желанию, можно покрасить КМУ заново (для б/у КМУ). Проверить работу всех узлов, произвести пробные работы. Проверить давление в гидросистеме.

 

По окончании работ.

  1. Пройти технический осмотр автомашины на станции.
  2. Предъявить автомашину для осмотра сотруднику ГИБДД.
  3. Предъявить весь перечень необходимых документов.
  4. Получить справку «о внесении изменений в конструкцию транспортного средства».
  5. Обратиться в МРЭО ГИБДД с заявлением для внесения соответствующей записи в «свидетельство о регистрации» и ПТС.

kmuclub.ru

КМУ и краны-манипуляторы

_____________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

КМУ и краны-манипуляторы

Универсальное применение крана-манипулятора

Кран-манипулятор – это такая разновидность специальной техники, которая включает в себя операции по транспортировке и погрузке. Грузовой автомобиль укомплектован манипуляторной установкой, что снимает все вопросы по использованию отдельно грузовика, подъемного крана и рабочих.

Если сравнивать с другими видами подъемной и грузоперевозочной техники, то КМУ в большей степени обладают мобильностью, компактностью, экономичностью, а также максимальной скоростью загрузки.

Все эти преимущества определяют выбор в пользу манипулятора. К слову, такой вид спецтехники имеет возможность перевозить нестандартный груз весом до пяти тонн.

Область использования крана манипулятора постоянно увеличивается. С помощью этой техники возникает возможность перевезти строительные вагончики, киоски, небольшие контейнеры, гаражи и разные блок-модули.

Также в комплектацию входят дополнительные специальные перетяжки и стропы для надежного закрепления груза. КМУ манипулятор очень часто используют при разных строительно-монтажных операциях, а также для перемещения стойматериалов таких, как керамические блоки, трубы, листовой профиль, кирпичи.

Широкое применение манипуляторных установок в строительной отрасли обусловлена еще и тем, что появилась возможность подавать грузы через препятствие, перемещать его на верхние этажи малоэтажных построек.

Стоит напомнить о том, что маневренность крана-манипулятора позволит обеспечить доставку груза до пункта назначения в условиях плотного потока транспорта, а компактность – переместить груз в труднодоступные места и произвести загрузку в условиях ограниченного пространства.

Преимущества КМУ

Крано-манипуляторная установка представляет собой универсальное многофункциональное средство, смонтированное на грузовом автомобиле или фундаменте, для подъема, перемещения и перевозки различных грузов.

При помощи КМУ удобно и эффективно производить погрузку, транспортировку и разгрузку крупногабаритных объектов.

Отсюда следует, что кран-манипулятор имеет следующие технические преимущества:

— мобильность и максимальную маневренность;

— малые габариты;

— многофункциональность;

— точность и аккуратность перемещения груза;

— относительно небольшую массу;

— возможность применения в стеснённых условиях;

— возможность перемещения грузов через ограждения.

Манипуляторная установка — это грузоподъемная техника, которая коплектуется стреловым оборудованием, системой управления, грузозахватными приспособлениями и механизмами, а так же опорной рамой.

Главным преимуществом крана-манипулятора является то, что он может быть установлен на абсолютно любое грузовое транспортное средство.

КМУ подразделяются на управляемые оператором в ручную и автоматические манипуляторнаы установки, которые имеют управление посредством программных устройств.

Тип и модель КМУ нужно выбирать в зависимости от фронта работ, которые необходимо выполнить. Все модели и марки кранов-манипуляторов отличаются по массе и габаритам, по грузоподъёмности, по виду шасси, по степени автоматизации, а также по наибольшему вылету стрелы и по высоте подъёма груза.

Крано-манипуляторные установки — замена подъемному автокрану

В настоящее времы можно сделать определенный вывод, что КМУ являются самым передовым решением в области подъемно-транспортного оборудования.

Эти устройства помогают добиться интенсивного и эффективного использования автомобиля для перевозки грузов, максимально уменьшить ручной труд при погрузо-разгрузочных операциях, а также значительно сократить занятость на этих процессах рабочих и техники.

Обычная схема погрузо-разгрузочных работ и транспортировки груза в разных сферах промышленности предполагает использование автокрана и грузовика, но у такого решения есть большие недостатки.

Во-первых, нужно использовать для работы две единицы техники. Во-вторых, наибольшая грузоподъемность российских автомобильных кранов составляет 6-40 тонн, что показывает их неэффективность при операциях, связанных с перемещением грузов весом до 6 т.

В-третьих, применение крана на автомобильной платформе практически невозможно в стесненных условиях и труднодоступных местах.

Решением данных вопросов стало использование компактных систем, предназначенных для подъема, перемещения грузов и установленных на серийных грузовиках.

Такая мобильная крановая установка заменяет и грузовик, и автокран, одновременно совмещая в себе их базовые функции.

КМУ зарекомендовала себя как экономически значимая замена самоходным кранам и постепенно производство видит пользу от применения крано-манипуляторной, так как водитель грузового автомобиля может выполнять операции и крановщика, и такелажника.

Таким образом, в рабочем процессе не задействованы лишние люди и, самое главное, энергоемкая, дорогостоящая спецтехника.

Оператор крана-манипулятора имеет максимальную свободу движений, и это придает уверенности в точности и надежности устройства.

КМУ отлично выполняет работу в труднодоступных местах: в городских дворах, нешироких проулках, вблизи ЛЭП, на мостах и т.д.

Установка приводится в действие от аккумуляторной батареи, или от коробки отбора мощности (КОМ) базового шасси автомобиля.

Основным фактором в применении крано-манипуляторных установок стала экономическая целесообразность их использования на автотранспортных средствах.

Гидроманипуляторы и тросовые КМУ

При погрузках используют 2 базовых вида КМУ — гидравлические и тросовые. Тросовые манипуляторные установки — это классика. Они похожи на обычные модификации КМУ и наиболее популярны в России.

Заводы-изготовители из стран Азии производят краны-манипуляторы с тросами. Самые востребованные — это манипуляторы японских компаний таких, как Tadano и UNIC. Однако широкую популярность все более завоевывают КМУ корейских производителей. В тросовых манипуляторных установках применяется телескопическая выдвижная стрела.

Она прекрасно вращается, но никогда не сгибается. Конфигурация стрелы в сложенном состоянии имеет образ буквы L и нависает над бортовой платформой грузового автомобиля.

При транспортировке высокого груза она разворачивается вперед и укладывается над кабиной.

Главные свойства грузовиков с тросовым краном-манипулятором — это работа при наличии некоторых препятствий, способность совершать операции гораздо ниже уровня земли, а также опускание и перемещение предмета, соблюдая строго вертикальное положение.

Гидроманипуляторы — это крановые установки, у которых отсутствует трос, а стрела имеет способность не только выдвигаться, но и сгибаться и вращаться.

Этот вид КМУ имеет характерные особенности: возможность комплектации эвакуатором, грейфером и др., компактно складываться позади кабины.

В данные момент грузовые автомобили с КМУ используются при загрузке, перемещении и выгрузке грузов в пункте назначения. Очевидное преимущество этих машин заключается в том, что есть возможность совмещения операций крана и грузовика.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

specdm.ru

Крано-манипуляторные установки. Подъемная сила | 5koleso.ru

Крано-манипуляторные установки (КМУ) позволяют автомобилю сочетать в себе качества погрузчика и транспортировщика


© Михаил Ожерельев

Крано-манипуляторные установки (КМУ), смонтированные на шасси грузовика, позволяют автомобилю сочетать в себе качества погрузчика и транспортировщика. В нашей стране подобное оборудование начали активно использовать в 90‑х годах прошлого столетия. Но если раньше отечественные производители КМУ показывали стабильность и даже увеличение объемов производства, то теперь они в основном теряют свои позиции. Причина в большом количестве зарубежных конкурентов, оправданно считающих российский рынок перспективным.

По статистике в странах Европы каждый пятый грузовик оснащен КМУ. Многолетняя практика их использования показала экономическую целесообразность применения на транспортных средствах в целом: они, как правило, окупаются менее чем за год эксплуатации, обладая при этом реальным сроком службы 15-20 лет. В последнее десятилетие за рубежом сложилась целая индустрия по производству «механических рук», а сегодня их иностранные производители не только обеспечивают всех желающих на родине, но и увеличивают свое присутствие в России, где монтаж КМУ на различные шасси успешно освоили многие наши фирмы.


© Михаил Ожерельев

Ассортимент изделий, предлагаемых сегодня на рынке, можно условно разделить по конструкционным особенностям. Изделия помимо классов грузоподъемности различаются местом установки (за кабиной или в хвостовой части автомобиля), конструкцией стрелы (стандартная, упрощенная, с обратным ходом), а также способом складывания. Продольная система складывания (L-тип) легче вписывается в транспортный габарит, а поперечная (Z-тип) позволяет достичь оптимальной развесовки по осям автомобиля и не затрудняет доступ в моторный отсек при бескапотной компоновке.

У некоторых производителей принято различать крано-манипуляторную установку и гидроманипулятор (устройство, оборудованное захватом). Однако это деление весьма условное, поскольку богатый ассортимент специальных приспособлений зачастую позволяет использовать одну и ту же модель как для погрузки штучных материалов с помощью крюка, так и для непосредственного захвата груза с помощью рабочих органов — грейферов, ковшей, вилочных подхватов. Немало важно и то, что конструкция КМУ позволяет монтировать механизм и в одиночном исполнении, и в сочетании с другими видами оборудования, например с подвижной платформой автоэвакуатора или с системой «мультилифт». В последнем случае автомобиль может работать и как погрузчик, и как самосвал.


© Михаил Ожерельев

Итак, перейдем к обзору продукции наиболее широко представленной на отечественном рынке. Один из мировых лидеров в производстве КМУ — шведская компания Hiab сегодня имеет в своей производственной программе свыше 50 моделей, предназначенных для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Условно продукция этой фирмы делится на три класса: легкие КМУ с подъемным моментом от 10 до 80 кНм и максимальным вылетом до 9 метров (HIAB 008T — HIAB 088), средние КМУ с подъемным моментом от 90 до 280 кНм и максимальным вылетом до 21 метра (HIAB 099 — HIAB 288C) и, наконец, тяжелые КМУ с подъемным моментом от 320 до 800 кНм и максимальным вылетом до 22 метров (HIAB 322 — HIAB 800). Потребителю предлагается несколько типов стрелового оборудования, отличающегося длиной первой и второй стрел, различной геометрией и количеством секций (до 9). В кранах Hiab последних серий максимально оптимизирована геометрия движения стрелы, что достигнуто за счет использования механических траверз. В комбинации с двухчелюстным ковшом и грейфером траверса второй стрелы позволяет гасить перепады и скачки нагрузки, появляющиеся во время производства земляных работ. А применение траверс для первой и второй стрелы обеспечивает улучшение грузовысотной характеристики крана. В настоящее время Hiab идет по пути насыщения оборудования электроникой с целью улучшения его функциональности, безопасности и удобства в использовании. Производитель внедрил в свою продукцию несколько систем увеличения производительности (ADC, ADO, ASC, PFD). Система ADC ав-томатически повышает максимальную грузоподъемность крана приблизительно на 10% в тех случаях, когда он используется без навесного оборудования, а система ADO направляет поток масла из насоса обратно в бак, если кран работает вхолостую, тем самым снижая расход топлива грузовика.


© Михаил Ожерельев

Крано-манипуляторным оборудованием занимается и австрийский концерн Palfinger. Номенклатура крюковых КМУ включает в себя несколько серий грузовым моментом от 12 кНм (РС 1300) до 1129 кНм (РК 150002). Кроме этого, отдельным классом производитель выделяет гидроманипуляторы Palfinger Epsilon, применяемые для погрузки и разгрузки сортимента, металлолома, сыпучих материалов и строительного мусора. В 2001 году концерн приступил к производству нового поколения кранов-манипуляторов серии Performance. Главной целью работы на перспективу было усовершенствование эргономических качеств и повышение безопасности. Сегодня серия Performance включает в себя 16 моделей: от РК 4501 до и РК 44002. Один из представителей этой линейки — кран РК 11502 устанавливает новые стандарты для своего класса максимальным вылетом стрелы: за счет 6 дополнительных гидравлических секций вылет может достигать 19 метров. Все модели серии Performance имеют встроенную электронику, функциональную защиту системы управления, надежно защищенную разводку гидравлических шлангов от основания рамы до стрелы.


© Михаил Ожерельев

Еще один известный в России бренд — фирма Fassi. Сегодня одноименная группа компаний объединяет шесть предприятий в Италии, которые способны выпустить более 10 тыс. КМУ в год. Производственная программа Fassi Group включает в себя линейку изделий грузовым моментом до 1130 кНм, предназначенных для монтажа на серийные автомобильные шасси, а также КМУ в специальных исполнениях для министерства обороны. Среди наиболее востребованных предложений — не требующая регистрации в Ростехнадзоре серия Micro с грузовым моментом от 11 кНм и весом от 145 кг. Благодаря малым габаритам краны серии Micro легко монтируются внутри кузова или на раму легких коммерческих грузовиков или пикапов, которые, например, так удобно использовать на узких улочках в центре города. В зависимости от индивидуальных требований к установке оборудование поставляются с необходимым типом опор, рамного крепежа и привода 12/24 В или от КОМ.


© Михаил Ожерельев

Знакомы в нашей стране и с продукцией итальянской компании Amco Veba. На сегодняшний день производитель из Повильо предлагает рынку богатый ассортимент, включающий 240 моделей с грузовым моментом от 10 до 800 кНм. В зависимости от конструкции КМУ Amco Veba подразделяют на три серии: «Стандарт», Т и С. Т-серия — одна из самых востребованных. Она, в отличие от стандартных кранов коленного типа, не имеет цилиндра артикуляции. Это незначительно ограничивает рабочие функции КМУ, но в некоторых случаях позволяет превосходить коленчатые краны по эксплуатационным характеристикам и стоимости. Простые и одновременно достаточно универсальные КМУ модельного ряда 600Т особенно успешно применяются в составе эвакуаторов для погрузки-выгрузки легкой мототехники, оборудования и различных небольших грузов. Своеобразный антипод миниатюрных КМУ серии Т — манипуляторы семейства VR с грузовым моментом от 382 до 800 кНм. Это самая мощная и грузоподъемная серия с гибкой конфигурацией (2 колена), объединяющая в себе гамму тяжелых КМУ Amco Veba, устанавливаемых на транспортные средства полной массой от 24 т. VR-манипуляторы, у которых два силовых сочленения в коленах создают усилие, достаточное для работы с грузом весом до 19 т, могут работать в самых экстремальных условиях, включая армейские. Добавим, что на КМУ средней и большой грузоподъемности применяется устройство ограничение нагрузки, исключающее опрокидывание транспортного средства во время работы. Другой отличительной особенностью продукции Amco Veba является минимальное количество электроники, что повышает надежность и облегчает обслуживание. В России Amco Veba с 2004 года. Ее дистрибьютором является известный производитель надстроек — АЗ «Чайка Сервис», освоивший монтаж КМУ на различные виды коммерческой техники.


© Михаил Ожерельев

Краны-манипуляторы делают и в Дании. Фирма HMF давно занимает ведущие позиции среди мировых производителей КМУ. Манипуляторы семейства HMF имеют широкий диапазон грузовых моментов (от 5 до 720 кНм), часто используются в строительстве, коммунальном хозяйстве, нефтегазовом комплексе и других хозяйственных отраслях. Новинки кранов от HMF — семейства Odin с подъемным моментом от 476 до 525 кНм и Thor с подъемным моментом от 652 до 714 кНм. Это механические «жирафы» с максимальным вылетом стрелы до 20,5 м и неограниченным углом поворота. Правда, и весят они немало — до 7,3 т без аутригеров, однако данная «тяжеловесность» явно компенсируется высокой грузоподъемностью и большим вылетом, а также логичным и простым управлением, высокой рабочей скоростью.


© Михаил Ожерельев

Завершая рассказ о производителях КМУ, нельзя не помянуть те немногочисленные заводы, что занимаются их выпуском в России и на экономическом пространстве бывшего СССР. Прежде всего, это башкирское ЗАО «Инманн», выпускающее более 20 различных моделей КМУ грузоподъемностью от 990 кг до 9 т. Основные потребители: нефтегазовые компании СНГ, МО РФ, МЧС, строительные фирмы. В целях повышения надежности и долговечности в гидроманипуляторах сохранены элементы гидравлики от ведущих фирм Швеции, Италии, Финляндии.


© Михаил Ожерельев


© Михаил Ожерельев

Другой известный производитель — Майкопский машиностроительный завод выпускает гидроманипуляторы грузовым моментом от 20 до 150 кНм и с вылетом стрелы до 13 м. Новинкой является модель ЛВ-220‑02, одна из ее особенностей — тросовая лебедка с гидравлическим приводом импортного производства. Изделие устанавливается на автомобили типа КамАЗ, МАЗ, «Урал» и грузовики иностранного производства. Наконец, великолукский завод «Велмаш» предлагает две модели крюковых КМУ. Первая с индексом «31» предназначена для установки на среднетоннажные шасси. Монтажными базами являются ГАЗ-331404 «Валдай», ЗиЛ-5301 «Бычок», МАЗ-437041 «Зубренок». Вторая модель, КМУ-90, рассчитана на работу в составе шасси «Урал», КамАЗ и МАЗ. Это изделие грузовым моментом 90 кНм имеет поперечную схему складывания.
Ведущие позиции в Республике Беларусь со своими гидроманипуляторами ЛВ-203А, М-75 и М-90, предназначенными в первую очередь для механизации погрузочно-разгрузочных работ с сортиментами, бревнами, хлыстами в лесном хозяйстве, занимает Мозырский машзавод. Эти КМУ комплектуются импортными рукавами высокого давления (Manuli, Италия), уплотнениями гидроцилиндров (Polypack, Италия) гидрораспределителями (Hydrauto, Швеция) и ротаторами (Baltrotors, Латвия). Что же касается Украины, то здесь проявляет активность Дрогобычский автокрановый завод. Выпуская гидроманипуляторы под торговой маркой «Практик», он предлагает рынку модель КМ-9,8 с грузовым моментом 90 кНм, предназначенную для установки на шасси КрАЗ (КамАЗ).

5koleso.ru

Место монтажа КМУ

Место установки крана манипулятора, гидроманипулятора на автомобиле:

Выполняя монтаж крана манипулятора на автомобиль в ООО «КранТракСервис», необходимо выбрать место установки КМУ, исходя из особенностей конструкции грузового автомобиля, планируемых погрузочно-разгрузочных работ и устройства крана манипулятора. 
Место установки КМУ на автомобиль может быть выполнено в следующих вариантах:

Установка крана манипулятора за кабиной автомобиля.

Установка КМУ за кабиной автомобиля (между кабиной и кузовом) — наиболее легкий в исполнении вид монтажа крана манипулятора на грузовик. КМУ устанавливается на стандартный надрамник или на надрамник на всю длину рамы автомобиля. Стандартный (короткий) надрамник позволяет сэкономить на монтажной раме. При монтаже крановой установки за кабиной можно устанавливать на самосвал. Такой способ монтажа манипулятора дает возможность транспортировки негабаритных грузов по длине. Нет дополнительных нагрузок на заднюю ось. В случае монтажа телескопических КМУ вариант расположения стрелы над кузовом, с одной стороны уменьшает нагрузку на переднюю ось, но может ограничивать пространство для груза по высоте.
Крепление краноманипуляторной установки на расстоянии 300 мм от кабины к промежуточной раме должно быть произведено при помощи шпилек, по четыре штуки с каждой стороны, шпильки диаметром от 22 до 30 мм с резьбой от М22Х2 до М30Х2 по концам (диаметр шпилек определяется в зависимости от грузоподъемности крана манипулятора). На каждую резьбовую ветвь приходится по две гайки. Шпильки и гайки входят в состав ЗиП гидроманипулятора. В зоне установки гидроманипулятора должно быть предусмотрено дополнительное усиление надрамника накладными пластинами и вставкой усилителя с внутренней стороны. Для предотвращения продольного смещения крана манипулятора к его опоре и стенкам лонжеронов надрамника должны быть приварены специальные упоры и пластины. В транспортном положении стрела манипулятора должна надежно закрепляться от перемещения. 
для увеличения фото — нажать на изображение:

 

Монтаж КМУ на заднем свесе рамы автомобиля.

Монтаж КМУ на заднем свесе рамы автомобиля может выполнен – на раму (через надрамник), с укорачиванием кузова или в кузове.
Преимущества установки крана манипулятора на заднем свесе автомобиля:
— Максимальный (360°) рабочий диапазон
— Экономичность монтажной рамы.
— Нет дополнительных нагрузок на переднюю ось.
— Высокая маневренность и универсальность.
Недостатки установки крана манипулятора на заднем свесе автомобиля:
— Разгрузка передней оси в некоторых случаях может ухудшить управляемость грузовиком.
— Возможный перегруз задней оси.
— Ограничение длины кузова.
— Разгрузка передней оси в некоторых случаях может ухудшить управляемость грузовиком.
— Возможный перегруз задней оси.
— Ограничение длины кузова.
— Невозможность перевозки негабаритных по длине грузов.
для увеличения фото — нажать на изображение:

 

Установка гидроманипулятора на тягаче.

Максимальная универсальность крана-манипулятора, установленного на тягаче — очевидна.
Для увеличения фото – нажать на изображение:

 

Монтаж манипулятора на полуприцепе.

Установка гидроманипуляторов на полуприцеп  имеет максимальную эффективность. Кран-манипулятор на полуприцепе наиболее точно соответствует выполняемым работам, т.к. имеет заказные технические характеристики. Место установки КМУ может быть в разных местах полуприцепа, в зависимости от специфики грузов.
Недостатки монтажа манипулятора гидравлического на полуприцепе:
— Высокая стоимость и техническая сложность реализации, т.к. монтаж КМУ фактически выполняется по индивидуальным требованиям.​
для увеличения фото — нажать на изображение:


Разумеется, приведенная справочная  информация не означает, что любой манипулятор всегда можно смонтировать на любое шасси одним из 4-х способов. Возможность и выбор оптимального метода монтажа КМУ на шасси определяется конструкцией и техническими характеристиками как базового автомобиля, так и самой крановой установки!

Разнообразие использования кранов манипуляторов в разных сферах — большое. Например, самосвал с краном-манипулятором. Выгода при использовании такого вида спецтехники заключается не только в том, что самосвал сам себя загружает сыпучими материалами, но и в возможности смены навесного оборудования. При замене грейфера, самосвал с КМУ превращается в бортовой грузовик с краном-манипулятором, а при установке монтажной люльки может служить в качестве вышки. Становится понятным, почему такой популярностью пользуются самосвалы на базе шасси КАМАЗ с КМУ Tadano – такая конструкция позволяет максимально эффективно использовать грузоподъемную технику как в качестве самосвала, так и крана-манипулятора и автовышки.  

Всем известна такая область использования КМУ, как строительство. Но в старых городах строительство зачастую связано не только с постройкой, но и с разрушением – сносом старых зданий. До наступления эры широкого использования КМУ, практически все методы сноса вызывали серьезные проблемы – облака пыли, необходимость перекрытия движения транспорта по прилегающим к месту сноса дорогам и т.д. Специальная крано-манипуляторная установка с гидромолотом или перфоратором способна проводить даже «точечный снос» частей здания, без разрушения оставшихся конструктивных элементов.

 Гидравлические манипуляторы встречаются в городских условиях значительно чаще, чем бортовые автомомибили с КМУ. Например, такими специализированными грузоподъемными машинами являются мусоровозы с манипуляторами (хотя есть и мусоровозы с установленной КМУ!). По статистике Всемирной организации здравоохранения контейнерная система сбора мусора сократила заболеваемость среди рабочего персонала мусорщиков на 85%, а общая заболеваемость кишечными инфекциями в крупных городах снизилась в среднем на 12%. Без применения манипуляторной установки такого эффекта достичь было бы вряд ли возможно!  

 

kran-ts.ru

Судовые крано-манипуляторные установки от бренда Palfinger

Крано-манипуляторная установка – это устройство, с помощью которого представляется возможным осуществлять погрузочные работы. Современный рынок предлагает краны манипуляторы с реализованным комплексом уникальных технологических возможностей и новинок: высокие показатели грузоподъемности, большой вылет стрелы, компактность, надежность, исключительная кинематика движения, возможность работы в сложных условиях и труднодоступных местах. Это универсальная и надежная система, которая успешно справляется с любым типом грузов, будь это сыпучие вещества или массивные блоки и контейнеры. Именно по этой причине кран манипулятор активно эксплуатируется повседневно на различных типах судов.

Компания «СБС» продает высококачественные крано-манипуляторные установки австрийского бренда Palfinger. Подобные системы обладают целым рядом неоспоримых достоинств и могут производить различного типа операции в условиях:

· бортовой качки;

· продолжительного крена;

· обливания волнами или брызгами воды;

· длительного дифферента корабля.

А хорошо продуманная гидравлическая система обеспечивает:

· функционирование каждого из элементов крана с указанной оператором скоростью: механизма поворота, изменения выдвижения стрелы, грузовой лебедки и пр.;

· совмещенное функционирование сразу нескольких вышеперечисленных элементов, но с некоторым уменьшением скорости.

Конструктивные особенности

Кран манипулятор состоит из неподвижной и подвижной частей. Корпус выполнен из металла в виде колонны – он поворачивается вокруг своей оси. Внутри корпуса размещаются компоненты электрогидравлических систем, иногда насосная система и другие механизмы.

В подъеме груза участвуют: грузовой канат, подвеска с гаком, шкив, лебедка с редуктором (планетарного типа) и тормозной системой, барабан.

Управление краном может осуществляться дистанционно, со специальной площадки или с пульта управления. А длина стрелы регулируется при помощи гидравлических цилиндров – вылет варьируется от 3 до 20 метров в зависимости от модели. В кране предусмотрена защита: если в системе упадет давление, то груз будет удерживаться на стреле.

Краны манипуляторы Палфингер завоевали популярность во всем мире, благодаря своим непревзойденным техническим и эксплуатационным характеристикам. Они безупречно себя зарекомендовали в самых сложных климатических условиях и при больших нагрузках, что актуально для российских реалий.

sbs-spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *