Обзор американских пожарных автомобилей
Алексей Стариков.
Фото автора, Марка Редмана (Mark A. Redman), открытых источников и фирм-производителей
Соединённые Штаты сохраняют самобытность в области производства пожарных автомобилей. Здесь огромное количество специализированных компаний производят шедевры пожарной техники, стоимость которых доходит до $1 000 000. Мы продолжаем рассказ о десяти ведущих производителях комплектных пожарных машин в США.
Рынок пожарной техники США очень специфичен, практически закрыт для других стран и крайне лоялен к своим производителям. Достаточно сказать, что сегодня среди прямых конкурентов царит взаимовыручка, и продукцию одной фирмы (шасси с кабиной) часто оборудуют надстройкой и компонентами другой. Это приводит к тому, что даже в пределах одного города встречается разномарочный парк с идентичным внутренним оснащением. Впрочем, так было не всегда, история пожарного транспорта США изобилует банкротствами, слияниями и поглощениями.
Основные типы пожарных автомобилей США в принципе схожи с остальным миром, однако есть и отличия. В частности, автонасос (engine, pumper) и автоцистерна (water tanker, tender) различаются слабо, и оба оснащены насосом, цистерной и рукавами. В обширной и густонаселенной сельской местности очень распространены лесопатрульные автомобили (wildland, forestry, brush truck). Очень часто для этой цели используют полноприводные классические грузовики, иногда списанные военные, особенно в небогатой глубинке. Имеют развитую защиту кабины, чтобы пересекать заросшие участки. Кроме того, есть и особый класс комбинированного АЦ (quint – от латинского «пять», telesquirt). Машина несёт пять элементов одновременно: насос, цистерну, раздвижную и переносные лестницы, рукавное оборудование. Среди разнообразного класса автолестниц в больших городах встречается и невиданный более нигде тип прицепной автолестницы (drawn ladder, tiller). При этом у неё хорошая маневренность, поскольку оснащена поворотной осью полуприцепа со специальным постом управления в заднем свесе.
А появление широкой группы спасательных автомобилей (rescue) обязано тому, что во многих штатах пожарные осуществляют и спасательные, и врачебные функции. Они крайне многообразны, используются все типы и классы грузовиков, от пикапов до автопоездов.
Pierce
Празднующая 100-летнюю годовщину компания Pierce имеет все основания гордиться – ныне она занимает почётное первое место в ряду американских производителей пожарных машин. Вначале частная фирма из Висконсина устанавливала кузова на разные грузовики. Первый опыт работ в пожарной сфере состоялся в 1929 г., когда была представлена первая в США гидравлическая высотная лестница. В 1940-м последовала первая собственная пожарная машина.
В 1957 г. было заключено соглашение на производство кузовов для другой известной пожарной фирмы, W.S. Darley, и тогда же у нее куплен патент на производство пожарных автонасосов.
Двенадцать лет спустя другая компания из той же сферы, Pitman Snorkel, заключила контракт на производство шасси и кузовов с установкой на них собственных коленчатых подъёмников.
Постепенно пришло и международное признание, почти не существующее у конкурентов, – в 1975 г. правительство Саудовской Аравии заключило контракт на поставку 700 единиц техники, включая пожарные, спасательные машины, прицепы и подъёмники.
А в 1979 г. профессионалам была представлена пожарная машина на собственном шасси с откидывающейся алюминиевой кабиной невиданных прежде объёмов. Ей присвоили культовое для Америки имя Pierce Arrow, для чего у наследников одноименной, но не родственной, фирмы были выкуплены права. Дальше началось активное внедрение передовых технических решений, приведшее к нынешнему результату.
В 1984 г. появилось недорогое и популярное шасси Dash, через год – Lance. В 1992 г. популярность фирмы возросла ещё больше с появлением универсальной модели Saber.
Через три года Pierce была выкуплена соседом – производителем специальной техники Oshkosh Truck Corporation – и получила доступ к его техдокументации. В результате появились 33-метровая платформа Sky Arm, полипропиленовые эллиптические цистерны и спасательная серия Encore. Тогда же стартовала лесопатрульная серия Hawk Extreme на полноприводном шасси нового хозяина.
А в 1999 г. Pierce вступила в кооперацию с грузовой фирмой Kenworth. В результате на новом заводе партнёров во Флориде началась сборка модели Kenworth T 300. А параллельно стартовала «классическая серия» Pierce Contender на его базе.
Были и другие новинки фирмы в отрасли в целом: компьютерный контроль за работой машины и оборудования, своя независимая передняя подвеска TAK-4, система подруливания задних колес, обязательное оснащение автомобилей передними и боковыми подушками безопасности.
В 2007 г. появилась система Pierce Ultimate Configuration (PUC), которая позволяет изменять вертикальное положение насоса во время его работы при откинутой кабине, что укорачивает базу машины. Примечательно, что новый насос был разработан уже фирмой Pierce, а его производство поручили специалисту… той самой W.S. Darley!
Наконец, Pierce продолжает активную экспортную программу. За последние два года Китай закупил более сотни пожарных машин разных типов, и 104 были отправлены в Гану.
Сегодняшняя программа фирмы почти бесконечна и включает всё разнообразие пожарной техники на своих шасси Saber II, Arrow XT, Impel, Quantum II, Velocity и Dash CF, а также модели на коммерческих шасси Suburban, Contender и Responder. Кроме того, Pierce участвует в выполнении военных заказов на пожарные автомобили Oshkosh TFTT.
Устройство насосно-рукавного автомобиля
Pierce Rescue
Rosenbauer America
Единственный пример экспансии зарубежной компании на американский рынок, да и тот не очень впечатляющий. Гигантский концерн, включающий два десятка производителей по всему миру, уже 15 лет пытается занять лидирующие позиции на этом рынке, но пока ему удаётся лишь держаться в первой десятке.
Для своей экспансии концерн образовал картель из четырёх успешных, но небольших профильных компаний – в него вошли местные Boise, Central States, General Safety и RK Aerials. Кроме того, партнёром выступает филиал принадлежащего ему же австрийского производителя автолестниц Metz. На сегодняшний день концерн располагает тремя предприятиями по месту расположения партнёров.
Начал он с весьма специфичного, но привлекательного рынка аэродромных пожарных машин, на котором он мировой лидер. Однако дальше единичных продаж дела не пошли, и Rosenbauer вступил в партнёрство с уважаемым на местном рынке в этом сегменте производителем, компанией Oshkosh. В результате на рынке появился 4-осный шарнирно-сочленённый пожарный автомобиль Viper на шасси Oshkosh HEMTT с оборудованием Rosenbauer. Поскольку Oshkosh владел к тому времени компанией Pierce, её шасси тоже были использованы для создания «американских» версий пожарной техники мирового концерна.
Ещё чаще стало использование «Розенбауером» шасси компании Spartan, для которой этот вид деятельности стал главным. Несколько лет подряд Rosenbauer представлял на рынке новинки под именами General, Raptor, Centurion, использовавшие шасси Spartan Gladiator, MetroCab и Furion соответственно. Кроме этого свои машины Rosenbauer предлагал и на других шасси, в частности American LaFrance.
Ситуация начала меняться лишь два года назад, с появлением первого собственного комплектного шасси Commander. Его оснащают дизелем Cummins ISX 12 мощностью 500 л.с., автоматической трансмиссией Allison 4000 EVS и алюминиевой кабиной длиной 152 или 180 см. Именно на него, кстати, выпал 500-й заказ на продукцию фирмы в Америке.
Понятно, что гигантский концерн с собственными инженерными центрами и безграничными техническими возможностями ни в чём не уступает своим конкурентам. Кроме одного для США принципиального отличия – он новичок и не местный.
Тем не менее, год назад был представлен новый продукт – 32-метровый коленчатый подъёмник T-Rex с платформой. Она выдерживает нагрузку 570 кг и несёт лафетный ствол. Подъёмник представляет собой глубокое переосмысление типичных решений от местного лидера в подобных системах – Snorkel Aerials. При этом он оснащён собственной системой электронного контроля SMART Aerial Controls System от головной фирмы, и создатели заявили, что цена $1 000 000 не окажется завышенной. А совсем недавно появился похожий, но уже 34-метровый подъёмник Viper EXT на шасси Commander.
Учитывая огромный опыт, Rosenbauer America предлагает пожарным свои надстройки на коммерческих шасси любых местных производителей.
Seagrave Fire Apparatus
Ещё одна старая американская компания, Seagrave, была основана в 1881 г. Фредериком Сигрэйвом в Детройте. Сначала её продукцией были простые лестницы, ставшие популярными у пожарных за лёгкость и прочность. Это и стало стимулом к разнообразию пожарного оборудования – к концу века фирма предлагала уже комплектные прицепы с насосами.
В 1898 г. компания обзавелась двумя заводами и создала впервые телескопическую высотную лестницу. В 1907 г. последовала первая пожарная надстройка, ещё через 4 года – собственный первый в США центробежный насос.
В 1955 г. Seagrave решила увеличить влияние на рынке, выкупив знаменитого производителя пожарных машин Maxim. Позже в состав корпорации вошёл производитель автолестниц Baker Aerialcsope. А её в свою очередь выкупила компания FWD, известная полноприводными машинами.
Специально для крупных городов (к этому сектору тяготел Seagrave) в 1967 г. было создано шасси с поворотной 3-й задней осью, что улучшило маневренность габаритных машин.
C начала 1980-х годов, когда появилось самое известное шасси под странным названием Marauder, крупнейшим клиентом фирмы становится пожарное управление Нью-Йорка. Да и другие большие города часто заказывают самые богатые комплектации именно у этого производителя.
На сегодняшний день Seagrave Fire Apparatus входит в число лидеров. Однако его отличия от прочих в том, что в его программе есть лишь одно шасси – Marauder II, остальные – полностью комплектные машины. Кроме того, производство машин на коммерческих шасси носит эпизодический характер.
Spartan/ Crimson
Spartan Fire – довольно молодой из крупных пожарных производителей США. Его в 1975 г. образовала группа инженеров на базе обанкротившегося производителя грузовиков Diamond Reo в г. Спартанбург (отчего и название), Южная Каролина.
Имея богатый опыт работы, основатели решили строить качественные продукты для взыскательных клиентов. Одним из первых направлений стало производство серии Snoozle для индустриальных нужд. В качестве специальных пожарных шасси (собственного ещё не было) обычно выбиралось Pierce.
Постепенно ситуация менялась, появились первые комплектные машины. Spartan стал пионером в применении шасси тяжёлого класса с задним расположением двигателя. Кроме того, в середине 1980-х одним из первых начал устанавливать собственную независимую подвеску Spartan Active Ride.
В 1990-х компания совершила ряд полезных приобретений – среди них были авторитетные производители надстроек Luverne, Quality и Road Rescue.
На их базе в 2003 г. была создана дочерняя компания Crimson Fire, которая и предлагает на рынке исключительно комплектные машины серий Classic, Legend и Star. Ещё одним направлением деятельности стало производство собственных выдвижных лестниц и подъёмников серии TelStar. Их разработкой занимается ведущий в США специалист этого направления Джим Салми, ранее работавший в LTI и American LaFrance.
Сама же Spartan ныне занята только производством шасси, которые занимают первое место по использованию другими производителями. На сегодняшний день предлагаются как «голые» шасси с собственной подвеской серий Extol и Revel, так и с установленными кабинами серий Gladiator II, Metrostar и Furion. Кроме того, Spartan является производителем разнообразных шасси для автобусов, автодомов, бурильных установок и военной бронетехники.
В начале прошлого года оба филиала были формально объединены в корпорацию Spartan ERV (Emergency Response Vehicles).
Sutphen
Эту компанию часто называют самой малой из крупных пожарных производителей. Она тоже относится к старейшим и при этом остаётся семейной. Основана она Чарльзом Сатфеном (C. H. Sutphen) в 1890 г. в штате Огайо. Там же она находится и сейчас, располагая пятью заводами, и управляют ею члены той же семьи.
Компания изготовляла типичные для Америки машины на коммерческих шасси. Примечательно, что довольно долгое время даже машины типа Custom она строила на стандартных шасси марки International, хотя и с собственными кабинами. Это объяснялось доводами экономии – построенные на массовом шасси машины обходились покупателям дешевле.
Неожиданно в 1967 г. Sutphen удивил общественность, представив автолестницы большой высотности на собственном шасси. Этому нашлось простое объяснение – он выкупил права на них у компании Seagrave, оказавшейся на тот момент в сложных финансовых обстоятельствах.
В 1972 г. Sutphen занялся оставшимся единственным в отрасли экспериментом, построив пожарный прототип с газовой турбиной Ford 3600.
С того времени компания успешно соперничает в производстве широкой гаммы комплектных моделей. Подобно прочим в её программе есть и шасси Deluхe, но компания неохотно предлагает его конкурентам и нигде не рекламирует.
В программе есть и собственное видение машин на коммерческих шасси (в большинстве это традиционно International) и комплектных цистерн, автонасосов и лестниц моделей Shield и Guardian. Вершиной производственной программы служит тяжёлая серия Sutphen Monarch, выделяющаяся среди конкурентов элегантным оформлением.
www.gruzovikpress.ru
Американские пожарные машины Custom | обзор mpark.pro
В области «пожарок» янки тоже отличаются от прочих людей. Наш рассказ — о самобытном типе машин США под общим названием Custom.
Во всем мире для таких машин используются шасси грузовиков с минимальными доработками. В Штатах такие машины тоже есть, но встречаются обычно только в небогатой глубинке. Для больших же городов десяток производителей собирает особые «аппараты» (так они зовут свои машины) — на специальных шасси, с многоместными кабинами, открытыми пультами управления и хитрыми надстройками.
Интересно, что компоненты, от кабин и двигателей до сирен и маячков для всех делают сторонние производители. Но мало этого, именитые марки часто используют шасси друг друга, оставаясь конкурентами.
01. Классический для США 1970-х годов огнеборец, этакий собирательный образ. Надстройка фирмы Farrar на шасси Simon-Duplex с расположением органов управления и вводов-выводов на передней панели (такая компоновка была очень популярна в западных штатах). Кабина — производства Truck Cab Manufacturers, звалась Цинциннати (по месту рождения), использовалась двумя дюжинами производителей.
02. Другой необычный пример — уникальная 45-метровая лестница из Чикаго. Шасси с вынесенной вперед кабиной — Hendrickson (некогда — грузовая марка), надстройка известной Pierce, сама лестница — японской марки Morita.
03. Самая известная машина серии 900 от одной из старейших и главных местных марок — American La France (по фамилии владельца, к Франции отношения не имеет :-)) В отличие от многих, была полностью собственной разработки (двигатель и коробка — не в счет, таких пожарок в США вообще нет), с узнаваемой округлой кабиной.
04. Однако в последние годы продажи стали падать, и в 1995 году ALF разорился. Но в следующем году был куплен Фрейтлайнером, и в серию пошла новая модель Eagle, позже — Metropolitan. На фото — невиданная в мире и любимая в США прицепная автолестница с таким тягачом (в Штатах их называют Tiller («румпель»). Особенность ее в том, что ось прицепа — поворотная, и управляется из «будки» сзади.
Увы, новая модель не спасла фирму, и производство машин было свернуто двенадцать лет спустя — не понравились они местным пожарным. Рынок США очень специфичен и непредсказуем для любой продукции!
Фото Марка Редмана
05. Популярные в США комбинированные машины называются Quint (от латинского «пять»: они сразу насос, цистерна, рукавник, и еще имеют раздвижную и переносную лестницы). Эта машина семейства Cyclone II от авторитетной Emergency One с финским подъемником Bronto (обе принадлежит американской Federal Signal Corp). Несколько поколений E-One (в Штатах, как и у нас, любят сокращать слова) носили «непогодные имена» — Hurricane, Typhoon…
06. В прошлом году, к своему сорокатилетию E-One приурочило новейшую серию Quest — с 550-сильным дизелем, автоматической (какой же еще?) коробкой передач, и элементами из композитных материалов.
07. Известность фирме Ferrara принесла серия пожарных машин Inferno (хорошее название!) с увеличенной плоскостью остекления. Марка основана в 1982 году крупным бизнесменом и, заодно, добровольцем-пожарным в штате Луизиана.
08. Когда-то авиакосмическая фирма Grumman активно развивала пожарное направление с «кошачьими» сериями Firecat, Aerialcat, Panther, скупая разных производителей. Это классическая комби-лестница Aerialcat 1993 года длиной 55 футов на шасси Simon-Duplex.
09. Компания Hendrickson, свернув грузовое производство, занялась грузовыми мостами и трансмиссиями. Однако пожарное производство выделилось в самостоятельную фирму HME, активно выступающую на местном рынке. Машины серии RAT (это не про крысу, а сокращенно от Rapid Attack Truck) названы так из-за короткой базы, повышающей маневренность. Необычно, что на ней установлен подъемник австрийской марки Metz (местные не любят импорта, даже качественного).
Фото Аарона Мотта
10. Ее конкурентом выступает местная KME (Kovach Mobile Equipment), основанная отставным военным Джоном Ковачем, и управляемая сперва его сыном, Джоном Ковачем, а теперь и внуком по имени… ага, Джон Ковач! Но в своем деле они толк знают, начиная с первого поколения машин с милым имечком Renegade. Для них были характерны открытые сзади кабины (canopy cab, популярное в южных штатах решение) и «стоячий» пост управления.
11. KME активней прочих занимается экспортной программой. На его шасси строят машины несколько зарубежных фирм, включая Египет, ЮАР, и даже Саудовскую Аравию. У себя дома он популярен в «тяжелых» сегментах, включая военный и индустриальный. На фото тяжелый quint KME Predator с лестницей Aerialcat (права были выкуплены у концерна Grumman).
12. Из классических грузовых производителей США комплектные пожарные машины строили лишь единицы. В их числе когда-то был и Kenworth. До начала 1980-ых в программе было специальное шасси L700 с бескапотной низкой кабиной, но массовым оно так и не стало.
Фото Мелвина Бернеро
13. Другое дело — марка Mack. Его специальные пожарные шасси оснащались как своими надстройками, так и десятков сторонних марок. Серия СF-600 была очень популярна до конца 1980-х.
14. Одному из ведущих производителей американских пожарок, фирме Pierce исполнилось сто два года — солидный срок. Широкая программа, большие объемы, передовые технологии — все это сочетается со странными, но традиционными решениями. Вот этот полноприводной «тендер» серии Arrow XT (название серии специально было выкуплено у посторонней легковой марки Pierce-Arrow) изготовлен для антарктической станции. При этом он оборудован наружным открытым пультом управления. Вот это сила традиции!
15. В его программе и самый тяжелый «тиллер» с трехосным тягачом Pierce Impel. Длина вылета лестницы — 34 метра по вертикали и 30 — по горизонтали. При этом автопоезд перевозит расчет из 10 человек, 1100 л воды, 200 л пенообразователя, рукавное и прочее оборудование.
Фото Мелвина Бернеро
16. Нелегко идут дела в Штатах у самого крупного в мире производителя противопожарных средств, концерна Rosenbauer. Он уже больше 15 лет пытается пробиться на рынок, скупив пять именитых местных марок. И только с появлением собственных кабин его новая серия Centurion начала активно продаваться. Самым последним стал 34-метровый подъемник Tirannosaur-Rex с обилием электронной начинки.
17. Самый классический на сегодня американский «Custom» носит известное имя Seagrave (фирма существует с 1881 года). C появлением в 1979-м году модели Patriot она достигла местного Олимпа, заключив многолетний контракт с пожарным управлением Нью-Йорка. Позже ее сменила серия с поразительным для спасателя именем Marauder, но компания по-прежнему обслуживает крупнейшие мегаполисы страны.
18. Свое имя марка Spartan получила по имени города Спартанбург. Логично, что самое ходовое шасси называется Gladiator. Оно очень популярно у других фирм, его покупают чаще всего. Пожарно-спасательный Sirius (часто используемое в Штатах решение) дооборудован фирмой Smeal.
19. Еще один авторитет — частная фирма Sutphen, управляемая пятым поколением одноименной семьи. Самым богатым оснащением славится флагман марки по имени Monarch — когда-то он был машиной с самой широкой кабиной. По техническим характеристикам продукт ничем не отличается от конкурентов.
20. Ныне уже не существующая, но до сих пор почитаемая марка — Ward La France (основана племянником другого Ля Франса). Долгое время славилась своими новациями в пожарной теме (лимонный цвет, так популярный теперь во всем мире у служб спасения, был предложен именно ей в 1971 году). Ее модель Р-80 Ambassador со сложным рельефом лобовых стекол часто используется даже после нескольких капитальных ремонтов. Эта машина 1970 года выпуска была обновлена в 1985 году фирмой Young, и в 1999 — фирмой Central States.
Фото Мелвина Бернеро
К теме американских огнеборцев мы еще вернемся, и поговорим о «классических» машинах.
mpark.pro
Обзор американских пожарных автомобилей
Алексей Стариков.
Фото автора, Марка Редмана (Mark A. Redman), открытых источников и фирм-производителей
Неудивительно, что Соединённые Штаты, имея самобытную автомобильную отрасль в целом, сохраняют такую же самобытность в области производства пожарных автомобилей. Особое отношение к ней формируется даже в названии этих машин – в отличие от утилитарных «траков», американцы уважительно именуют пожарные Engine (машина) или ещё более официально – Apparatus.
Вопреки частому утверждению, практически все пожарные машины США всегда строили специализированные фирмы. Из классической «американской дюжины» (Autocar, Brockway, Diamond Reo, Dodge, GMC, International, Ford, Freightliner, Kenworth, Mack, Peterbilt, White) комплектные пожарные машины серийно выпускал только Mack. Некоторые, как GMC, Kenworth и Peterbilt, в ранние годы эпизодически собирали штучные экземпляры, прочие же – никогда. В то же время практически любые, даже редкие, марки становились основой для пожарных машин; единственное, пожалуй, исключение – Marmon.
Все пожарные автомобили страны (как и соседней Канады) с давних пор делятся на два больших класса: Classic и Custom. Первый отлично знают и у нас – это дооборудованный, со специальной надстройкой стандартный грузовик. Почти все производители грузовиков в Штатах имеют в программе модели для противопопожарных целей, обычно среднего класса (International серий 4000–7000, Freightliner Business Сlass, Kenworth T300, Peterbilt 330–370). Как правило, производитель предлагает их на удлинённом шасси со сдвоенной кабиной (Custom- или Crew-Cab). Реже встречаются варианты на шасси наибольшего, 8-го класса грузоподъёмности. Примечательно, что в Штатах для этих целей не используются обычные грузовики бескапотной компоновки, хотя они, казалось бы, максимально для этого приспособлены. Невзирая на наличие особых моделей с пониженным входом (Mack LE, Freightliner Condor, Peterbilt 320), знаменитые местные традиции этого не позволяют.
В отличие от предыдущего класса Custom – как раз исключительно бескапотный. Эти машины строят специальные фирмы на собственных шасси с характерными кабинами вагонного типа повышенной вместимости (6–12 чел.). Все они очень схожи между собой и различаются лишь деталями. Как правило, производители сами собирают шасси на прочных лонжеронах, соединённых болтами, с плавающей в широком диапазоне колёсной базой. Двигатели, коробки передач, мосты и трансмиссии покупные, практически любые по выбору заказчика. Размещение двигателя спереди, но иногда встречается и в задней части кабины (прежде популярное, в последнее время исчезающее решение).
Разумеется, пожарные шасси ничем не уступают своим гражданским собратьям – на них распространятся последние нормы ЕРА-2010 (аналог Euro 5), на них устанавливают системы ABS, ESP, электронные CAN-шины и т.д. Внешне при этом они несут классические отличительные черты – обилие хромированных деталей, световых сигналов, пневмосирен, а также необычные для Европы открытые пульты управления на боковых поверхностях. До сих пор встречается и их переднее расположение, обычно на классических машинах для сельской местности. Сами производители изготовляют кабины и надстройки, а оборудование для них опять же закупают на стороне. В большинстве главным материалом служит алюминий, однако встречается пластик и хромированная сталь. Некоторые крупные фирмы разрабатывают и собственные 1- или 2-ступенчатые насосы, с приводом от основного или вспомогательного двигателя.
На сегодняшний день крупных производителей таких машин около десятка, ещё полсотни занимаются установкой надстроек на покупных шасси. Все эти машины изготовляются по заказам, среди них почти нет одинаковых.
Необходимо сказать об одной общей особенности американских пожарных машин – об окраске. В отличие от государственного, где общепринятый цвет автомобиля красный, расцветка подвижного состава регламентируется на уровне округов, даже не штатов. Поэтому возможна, в принципе, любая – некоторые машины окрашены весьма ярко, в непривычные жёлтые, зелёные, синие или даже чёрные цвета в различных сочетаниях.
И, наконец, стоит упомянуть о необычном, но типичном для США явлении – массовом повторном использовании пожарной техники. Качественно изготовленные машины имеют крайне высокую стоимость (цена на новые иногда достигает $1 000 000), и их ресурс не исчерпывается на протяжении десятков лет. Соответственно отработавшие несколько лет машины на договорной основе восстанавливают на заводах производителей (не обязательно исходных) и возвращают на службу.
Далее приведены в алфавитном порядке десять ведущих на сегодня производителей комплектных пожарных машин в США.
Ahrens-Fox – HME
Исчезнувшая было марка долгое время считалась одним из самых авторитетных производителей. Сначала называлась Ahrens Manufacturing, по имени одного из создателей, и выпускала пожарные насосы с середины XIX века. Первый автомобиль-прототип с собственным паровым котлом появился ещё в 1887 г. Первую в США «пожарку» с двигателем внутреннего сгорания выпустил тоже Ahrens, а в 1902 г. разработал собственный бензиновый пожарный насос.
Своё известное имя, Ahrens-Fox Fire Engine, получил в 1910 г.
Ещё в те далёкие времена фирма славилась различными новшествами – первый роторный насос (1913 г.), механическая высотная лестница (1923 г.).
А в 1915-м появилась классическая модель Ahrens-Fox М с двигателем, отодвинутым далеко за передний мост. Перед ним располагался водяной насос, внешне резко выделявшийся огромным блестящим шаром, сглаживавшим пульсацию. Эти особенности сопутствовали всем машинам фирмы до 1951 г.
К тому времени её дела шли не блестяще, она оказалась заложницей собственных технических решений. Однако давняя репутация и громкое имя сделали своё дело – появившаяся в 1956 г. бескапотная модель С привлекла к Ahrens-Fox внимание другого производителя, фирмы Mack, которая и приобрела права на всю техдокументацию.
Однако юридически Ahrens-Fox продолжала существовать и вновь появилась на рынке в 2002 г., когда права на неё выкупил другой производитель пожарных машин, HME.
За этой аббревиатурой скрывается наследник известного грузового производителя, Hendrickson Mobile Equipment. Он считается крупнейшим из независимых производителей пожарных машин в США.
Появился ещё в 1913 г. в Висконсине, производил разнообразные типы машин на собственных и покупных шасси. Пройдя череду реорганизаций, с 1980-х годов предлагает широкую гамму пожарных машин. В классической версии на сторонних шасси автомобили носят имена MiniMax, Wolf, Wildland, RedFox.
Основу комплектных машин составляет собственное шасси Spectr 1871 в различных модификациях. Пользователи отмечают необычную маневренность машин HME, за счёт увеличенного до 52° угла поворота передних колёс. Главным поставщиком двигателей, в том числе газовых, является Cummins. Собственные серии комплектных машин: RAT (Rapid Attack Truck), CAT (City Attack Truck), SilverFox. Мощные машины в богатой комплектации несут историческое название Ahrens-Fox. Особняком стоит самое большое в США 4-осное шасси Scorpion с низкоразмещённой 12-местной кабиной и 500-сильным двигателем, рассчитанное на установку «топовых» лестниц и коленчатых подъёмников.
American LaFrance
Одна из старейших и известнейших марок, American LaFrance (от фамилии совладельца), существует с 1873 г., а с 1907 г. выпускает собственные пожарные машины с ДВС. В 1938 г. представила 33-метровую 4-коленную лестницу, что стало стандартом, актуальным до сих пор. В следующем году впервые в США представила пожарный автомобиль с кабиной над двигателем. При этом сохраняла репутацию консервативного производителя – цепной привод сохранялся до 1935 г., а первый дизель появился лишь в 1965 г.
В середине 1960-х годов в программе появилась обновлённая модель, ставшая визитной карточкой фирмы на многие годы. Эта модель, «700», пережила несколько модернизаций, превратившись в знаменитую Century.
В 1980-е компанию приобрёл концерн ATO, уже владевший известными марками Snorkel, RD Murray, Scott и Safety Supply. Позднее в корпорацию вошли канадский Superior и самый известный в Штатах производитель автолестниц LTI (Ladder Tower International).
Тем не менее выпуск машин постепенно падал, и в 1995 г. American LaFrance обанкротилась. Однако уже год спустя её выкупил местный лидер грузового автопрома, Freightliner, и вскоре представил новейшую гамму Eagle на собственных шасси и агрегатах, с алюминиевыми кабинами в двух вариантах длины – 134 и 148 дюймов (2400 или 3760 мм).
Эта серия была вполне современна, ничем не уступала аналогам, и внешне явно напоминала собственные классические серии. Это её и подвело – крайне консервативные американские брандмейстеры оказались не готовы к массовым закупкам новых «Орлов». Несмотря на появление обновлённой версии Metropolitan, а также машин на шасси Freightliner M2 и классической Liberty, ситуация не улучшается.
С тех пор объёмы продаж постепенно падают, и в 2005 г. производство переехало из нового завода в цеха бывших RD Murray и LTI, а вдобавок к пожарным машинам American LaFrance начала производить коммунальное шасси Condor.
Emergency One
Эта компания (сокращённо E-One), наоборот, одна из самых молодых в отрасли, но в числе самых авторитетных; ныне занимает второе место в США, выпуская около 700 машин в год. Была основана в 1974 г. С 2008 г. принадлежит концерну Federal Signal Corp., куда входят некогда именитая Saulsbury и всемирно известный финский производитель коленчатых подъёмников Bronto Lift.
Изначально создавалась как производитель пожарной техники всех типов и классов. Во все времена выпускала классические модели на коммерческих шасси, от джипов до тяжёлых машин (сейчас эта линия имеет имя – Tradition). По заказу собирала различные бескапотные модели под «штормовыми» именами Cyclon, Hurricane, аэродромную серию Titan. В своё время прославилась созданием комплектных машин с пониженным центром тяжести на сторонних шасси (Simon-Duplex, PemFab). Обычно компания использовала двигатели Detroit Diesel мощностью до 500 л.с. и автоматические коробки Allison. На базе шасси выпускались модели с автонасосами Protector среднего (1800–4200 л/мин) и Hush тяжёлого (3600–7500 л/мин) класса.
Особенностью E-One являлось активное использование алюминия для кабины и кузовных элементов. В последнее время его заменяют композитными материалами.
Среди нынешних моделей – новые шасси Typhoon и Quest, которые постепенно заменяют предыдущие. Кроме того, E-One известна собственным производством легкосплавных выдвижных лестниц Strato Spear. Последняя новинка – их обновлённая и облегчённая версия под собственным именем Toughtruss.
Ferrara Fire Apparatus (FFA)
Малоизвестная за пределами США фирма была основана в 1982 г. крупным бизнесменом и по совместительству добровольным пожарным Крисом Феррарой (Chris Ferrara) в г. Батон-Руж, Луизиана.
Учитывая, что в окружающих штатах была слабо распространена система пожарных гидрантов, основатель сделал упор на производство цистерн для небольших городов. Сначала, правда, начал он с производства оборудования и ремонта машин других производителей, открыв Ferrara Firefighting Equipment.
В 1992 г. появились собственные алюминиевые комплексные надстройки, сделавшие фирму известной. Однако славилась она и необычайной гибкостью, позволявшей комбинировать элементы по выбору клиента из гальванированной или нержавеющей стали. На широкое применение алюминия намекало название первой серии машин Intruder.
В 1998 г. было представлено собственное шасси с кабиной с большой площадью остекления под странным именем Inferno. Впрочем, одно из значений этого слова – вырвавшееся из-под контроля пламя. За ним последовали среднетоннажные шасси Igniter, полноприводные версии 4×4 и серия Inundator для объектовых целей.
На сегодняшний день программа включает гамму машин на собственных средних шасси Intruder 2, Ember, тяжёлых Inferno XD, Igniter XD, Ultra (с короткими кабинами), Inundator, в полноприводных или 6×4 конфигурациях. Для всех них предлагается 50 вариантов интерьеров кабин.
В программе и серия Wildland на шасси International Workstar, и специальные полуприцепы ERT.
Kovatch Mobile Equipment (KME)
Семейную компанию основал демобилизованный потомок восточно-европейских иммигрантов, Джон Ковач-младший, в 1946 г. (John Kovatch-Jr). Интересно, что ныне фирму возглавляют его сын и внук, оба Джоны Ковачи, III и IV. Основатель открыл мастерскую по ремонту машин, и к началу 1970-х годов начал производить собственное пожарное оборудование. Сказались его старые армейские связи, и первые заказы поступили от армии США.
Эти связи сохранились и в дальнейшем, и сейчас компания – одна из ведущих поставщиков пожарных автомобилей для американской армии. Особо знаменита машина Р-18, произведённая рядом контрактов для военных аэродромов по всему миру на базе тяжёлой серии International Paystar (6×6). Основная серия Custom-built называлась Renegade и тоже широко поставлялась в армию в варианте 4×4.
Попутно заметим, что с 1983 г., приобретя фирму Car-Mar Fire Apparatus, KME стала авторитетным производителем аэродромных топливозаправщиков, нефте- и газовозов, а также полицейских автомобилей.
Расширение фирмы принесло приличные доходы, и два года спустя произошла следующая покупка – пожарного отделения всё того же Hendrickson (сама HME планировала тогда ограничиться лишь производством шасси), что позволяет использовать технологии в производстве собственных машин.
Наконец, в 1992 г. Kovatch Mobile Equipment приобретает целиком Grumman Emergency Products, который к тому времени был крупным производителем всех типов пожарной техники и владел историческими Howe и Oren.
Сегодня компания предлагает гамму машин всех типов на своих шасси Panther, Predator III и Severe Service. Специально для стран Латинской Америки в программу включена комплектная автоцистерна с собственным именем Motobomba. Гамма машин на сторонних шасси стартует с мини-цистерн на базе джипов и включает тяжёлые машины Legacy и Eliminator. Венчает программу собственная серия больших аэродромных автомобилей Force колёсной формулы от 4х4 до 8х8.
Устройство пожарной автолестницы
E-One Super Tiller V-MAX
www.gruzovikpress.ru
Американские пожарные автомобили
Главная → Статьи → Техника и оборудование
Большая часть автомобильного пожарного парка США состоит из моделей, которые строились под заказ частными компаниями. Особенность таких машин состоит в том, что они создаются на основе гражданских моделей ТС, модифицированных под конкретные государственные нужды. Среди компаний, специализирующихся на выпуске пожарных автомобилей, следует особо отметить Mack, GVC, Peterbilt.
Классификация пожарных машин в США
Все модели пожарных автомобилей делятся на 2 большие группы:
1) Classic. Особенность их состоит в том, они представляют собой обычный грузовик, который был модифицирован и переоборудован для выполнения действий по тушению пожаров. Большая часть производителей грузовиков в США имеет в своем арсенале модели, которые путем дооборудования превращаются в традиционные пожарные машины. К таким моделям авто можно отнести Peterbult 330-370, а также International 4000-7000. Такие авто имеют сдвоенную конструкцию кабины, а также оснащаются удлиненным шасси.
2) Custom. Они относятся к разряду моделей без капота. Такие машины имеют кабину, напоминающую вагон, которая вмещает до 12 человек в полном обмундировании. Шасси собираются самостоятельно производителями, а такие элементы, как коробка передач, двигатель, мосты – заказываются отдельно у сторонних поставщиков. Что касается размещения двигателя, то традиционное его расположение – в передней части кабины. Хотя автопарк США включает в себя модели, которые имеют двигатель в задней части ТС.
Марка пожарных автомобилей Ahrens-Fox
Данный производитель пожранных машин вошел в историю автомобильного строения как самый продаваемый и успешный бренд. Первая модель появилась еще в 1888 году. В начале 20 века вышла в свет модель Ahrens-Fox, которая имела двигатель внутреннего сгорания, располагающийся в дальней части заднего моста.
В последнее время компания испытывала проблемы с финансированием, и она была выкуплена известной фирмой в данной отрасли Mack. В 2003 году фирма Ahrens –Fox снова вышла на рынок, однако права на неё были выкуплены уже компанией HME.
Марка пожарных машин American LaFrance
Несмотря на французское наименование, данная компания не имеет ничего общего с этим государством. Название фирмы пошло от фамилии её учредителя. Компания на рынке пожарных машин существует с конца 19 века. В Начала 20 века была представлена модель, имеющая коленную лестницу, высота которой превышала 33 метра. На данный момент она является стандартом качества и надежности не только в пределах США.
Однако с учетом новаторской деятельности American LaFrance чтит традиционные устои в области выпуска пожарных машин. Это проявляется в том, что на автомобилях данной компании первые цепные приводы появились только в 1935 году, а дизельный моторы были установлены лишь в 1966 году.
Во второй половине 20 века фирма выпускает новую модель пожарной машины, которая получила название «700». Её особенность состоит в том, что она пережила ряд изменений, которые способствовали превращению её в знаменитую версию пожарных машин Century.
Производитель Emergency One
Особенность данной фирмы состоит в том, что она является новичком данной отрасли. Впервые была зарегистрирована только в 1975 году. На данный момент фирма выпускает более 800 машин в год, находясь в тройке лидеров в США по выпуску пожарных машин различного назначения. Пожарные части практически всех штатов имеют в своем распоряжении автомобили этого производителя.
Emergency One позиционировала себя как продавец пожарной техники, подходящей для любых типов работ. Однако на всем протяжении своего существования компания специализировалась на выпуске пожарных машин, оснащенных шасси, которые монтировались на американские джипы и внедорожники. Фирма работала в большинстве случаев под заказ, поставляя модели, без капотов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок пожарных машин в США представлен большим количеством производителей, которые специализируются в различных сферах противопожарной деятельности. Ряд фирм выпускает модели, которые представляют собой модификацию традиционных грузовиков и внедорожников, а некоторые компании поставляют исключительно модели, собранные в собственных цехах на основе американских комплектующих.
Статью прислал: FlowerPower
xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai
Американские классические пожарные машины | обзор mpark.pro
Для своих пожарок американцы, как и весь мир, тоже используют коммерческие шасси. Называется такой класс машин логично — Classic.
Когда-то (до 1970-х гг.) именно такие машины составляли подавляющее большинство всех огнеборцев США. Но постепенно уступали место спецально построенным «аппаратам». Тем не менее, в сельской местности и небольших городах, «классики» (в основном малого класса) встречаются до сих пор.
01. Реклама типичной пожарной серии Champion 1947 года от фирмы Darley на шасси Chevrolet (использовались и другие марки по выбору заказчика). Стремительные обводы и открытые лавки для расчета из 8 человек — такими были американские пожарки долгое время.
02. Узкие специалисты в те времена строили свои «аппараты» на коммерческих шасси со своим оперением, но в общепринятом капотном варианте. Существующая и по сей день фирма Saegrave представила в 1951 году свою модель «70th anniversary» (70-я годовщина). Подобные машины строили и другие, теперь уже забытые, а тогда широко известные марки Hahn, Maxim, Oren…
03. США, как известно, страна пикапов. Неудивительно, что большое их число использовалось и для нужд пожарных, Причем не только в глубинке, но и в крупных городах, в основном, как автомобиль быстрого реагирования. Этот Chevrolet C30 с надстройкой от Emergency One нес службу в чикагском аэропорту O’Hare.
04. Его далекие потомки продолжают быть популярными на этом фронте. Шасси со сдвоенной кабиной на 6 человек GMC C5500 2010 года с надстройкой Pierce. При скромных на вид габаритах этот автомобиль гораздо тяжелей нашего ЗиЛ-130, его полная масса — до 8850 кг.
05. В программе многих коммерческих фирм США в свое время были и собственные пожарные машины. Это Kenworth 1942 года был полностью построен и оснащен на собственном заводе. Комплектные пожарки исчезли из его программы к концу 1960-х.
06. Фирма Mack была самым авторитетным производителем пожарных машин классического типа вплоть до 1980-х гг. Все его шасси использовались для этого. Эта машина серии А 1960-х годов с открытой кабиной (популярное в те годы решение) и 30-метровой лестницей служила в Канаде.
07. Значительное число классических пожарок США строится на «бэушных» шасси. Особенно популярны у небогатых коммун военные полноприводные, которые покупаются задешево на аукционах. Надстройки часто собирают сами местные пожарные. Это типовое шасси М54 могло быть произведено на разных фирмах: Diamond Reo, International, Mack или White.
08. Самое популярное бескапотное шасси для пожарных надстроек, Ford C, выпускалось с 1957 по 1990 год с многочисленными изменениями. Бесконечен и список фирм, которые монтировали на нем пожарные надстройки. Этот экземпляр фирмы Superior теперь служит в белорусском Могилеве.
Фото Сергея Липского
09. Особый тип машин — Brush или Wildland, для тушения лесных пожаров, строится на классических полноприводных шасси среднего класса. И обычно оснащается мощной защитой кабины (от веток), как этот Danko на шасси International 4800 4×4.
10. Конечно, не могли американцы забыть и настоящие, тяжелые классические машины в качестве пожарок. Вот «двойной классик» — пожарная цистерна S&S на шасси Peterbilt 379 в полном «боевом наряде» — с хромом, трубами и многочисленными мигалками.
11. Конечно, самыми распространенными остаются машины «бизнес-класса», как этот Freightliner FL106 с двойной кабиной (crew-cab) и лестницей Metz.
12. Встречаются в Штатах и пожарные автопоезда — переделки из обычных, с необходимыми дополнениями. Обычно их покупают вскладчину, и они обслуживают сразу несколько соседних поселков.
13. Тягачи-бескапотники всегда были редким явлением в пожарной жизни США, никто не знает, почему. Однако этот автопоезд с тягачом Mack F715 — отдельная история. Он — часть уникального комплекса для Нью-Йорка под названием Super Pumper System. В полуприцепе размещался колоссальный двухтактный дизель Napier-Deltic мощностью 2400 л.с. Эта мощность приводила в действие достойную ему помпу DeLaval , создававшую давление для объема воды в 30 000 л/мин. В комплекс входили второй автопоезд с лафетом за кабиной и запасом рукавов, и три дополнительных машины-«сателлита».
14. Несмотря на тесную конкуренцию со стороны класса Custom, «классики» сдаваться не собираются. Этот новейший пожарный Rosenbaurer на шасси International Prostar — явное тому подтверждение.
mpark.pro
Американские пожарные. Как работает пожарная служба в США
Фаерфайтеры, они же «сражающиеся с огнем». Именно такое прозвище имеют американские пожарные в США. Они везде носят узнаваемую форму, имеют особые машины, к тому же любой из них может похвастаться спортивным телосложением. Ни одно мероприятие городской важности не обходится без тяжелой американской пожарной машины. К тому же посидеть в ней и почувствовать себя героем может любой желающий.
Пожарные в США: как они живут и работают?
Возможно, романтизация и героизирование пожарных со стороны Голливуда заставляет эту профессию стать желанной для многих. А потому уже никого не удивишь ответом на вопрос о будущем трудовом месте. Быть может, на популярность профессии американского пожарного влияют достаточно большие зарплаты. Да и пенсионные начисления у них неплохие. К тому же пожарные части в США повсюду. А потому работать можно, что называется, в двух шагах от дома. Так или иначе, желающих стать героем в глазах людей хоть отбавляй. Американские пожарные – это желанные гости в детских садах и школах, а экскурсии в пожарную часть ждет любой школьник.
Но все не так радужно, как может показаться. Красивые каски американских пожарных, тяжелая техника, интересные ситуации – все это лишь малая часть в работе рассматриваемых специалистов. Быть пожарным – это очень большой риск. Спасая чужие жизни, можно однажды и самому стать жертвой пожара.
Строительные нормы
По строительным нормам любой проект обязан содержать лист с разделом California Fire Code. Этот кодекс содержит 800 страниц. Все проекты проходят экспертизу, чтобы выявить соответствие законным нормам. К учебным заведениям, да и к любым другим общественным зданиям, требования в Америке очень высокие.
Из всего списка требований можно выявить основные. Так, ширина коридора варьируется в зависимости от типа здания, причем для школ она самая большая. Также обязательное требование — это наличие эвакуационных выходов. Коридоры заканчиваются выходом на улицу с дверным проемом во всю ширину. Двери никогда не заперты и открываются наружу при нажатии на «бар». Здания проектируются так, чтобы американские пожарные без особых проблем смогли подъехать к ним. И, конечно же, каждый гражданин по одним только фильмам знает, что парковаться у гидранта строго запрещается.
Система сигнализации и пожаротушения
Уже сейчас каждое строящееся здание имеет не только сигнализацию, но и систему пожаротушения. Индустрия пожаротушения развивается с каждым годом, и сами американцы от нее не отстают. На потолке устанавливаются форсунки системы пожаротушения. Они прикрыты белыми пластиковыми колпачками. Есть также огромные, некрасивые, но столь необходимые автономные датчики дыма. Чувствительность их поражает. Даже при малейшем намеке на дым датчик «просыпается», а вместе с ним и ближайшие улицы.
Нет никаких даже мыслей о возможной разрядке аккумулятора. Все продумано до мелочей, а потому пропустить момент срабатывания будет невозможно. Датчик сам понимает, что батарейка вот-вот разрядится, и начинает издавать звуковые сигналы. Именно поэтому у каждого дома имеется запас батареек. И если раньше установка подобных систем осуществлялась крайне редко, то сейчас это считается обязательным условием. Так, если стоимость ремонта составляет более 1000 долларов, строители обязуются установить датчики обнаружения дыма бесплатно во всех помещениях.
Как работают американские пожарные инспекторы?
На первый взгляд может показаться, что подобной профессии не существует, но это совсем не так. Как таковых инспекторов, ходящих по офисам и проверяющих, не наблюдалось и не наблюдается. Стать инспектором может любой желающий специалист, на которого возлагаются сопутствующие обязанности. Так, на стройке функции пожарного инспектора выполняет строительный инспектор.
Пожарные щиты с багром, ломом и песком – это совсем необязательное явление. Никто в США не будет заставлять граждан устанавливать их. Аналогично обстоят дела с огнетушителями в машине. Там можно обойтись и без них. Единственное условие, которое нужно соблюдать при новом строительстве, это расположение огнетушителя на расстоянии не менее 15 метров от места проведения работ.
Как обучают пожарных в США
Помимо обладания отличной физической формой, пожарные должны и достаточно соображать хорошо. Именно поэтому первым этапом в обучении является анкетирование. Требуется выявить потенциал, узнать все нюансы профессии. Подкрепляется все это специально разработанными тестами, направленными на работу с номерами, на понимание информации, на ситуационную осведомленность и решение проблем. Самым важным из всех этапов является физическая подготовка, в ходе которой осуществляется оценка навыков, силы, тренированности, ловкости, а также поведения человека в экстренных ситуациях.
У пожарных Чикаго существует примерно шесть методов обучения. Первый из них – это «движение в замкнутом пространстве». Умение справляться с замкнутым пространством, ориентирование в нем, попытки переносить умеренные физические нагрузки, гибкость тела – все это играет главную роль в этом методе.
Варианты тренировок для пожарных в США
Метод, предназначенный для проверки возможности работать на высоте – это «подъем по лестнице». С его помощью можно оценить уверенность в себе и своих способностях следовать инструкциям. Эвакуация пострадавших требует навыков движения спиной вперед при перетаскивании манекена, который играет роль пострадавшего. Можно вспомнить эпизоды из фильмов и передач, где пожарные поднимают и устанавливают многометровые лестницы. Это и есть четвертый метод обучения.
Не упомянуть сборку и переноску оборудования было бы огромной ошибкой. Все подобные методы направлены на развитие ловкости рук и адаптирование к физической нагрузке при экстренных ситуациях. Все перечисленное усложняет полная имитация чрезвычайных ситуаций и тяжелая экипировка во время обучения. Одно только снаряжение американского пожарного весит около 20 килограмм. Причем готовятся к выезду пожарные за считанные 45 секунд. Превышать эту норму нельзя.
Американская техника
Почти вся пожарная техника производится в США по специальному государственному заказу. Производители не откажут в почти любом пожелании заказчика. В сельских местностях нередки инциденты, когда пожарные автомобили пытаются переоборудовать в подержанные бензовозы, топливозаправщики и прочую гражданскую либо военную технику. Кроме крупных фирм по производству самой техники, существует огромное количество более мелких компаний, которые изготавливают комплектующие детали для машин.
Американская техника для тушения пожара достаточно разнообразна. Так, все ниже упомянутые машины, естественно, не могут даже отчасти заполнит весь тот перечень аппаратуры и транспорта, которые держат при себе, например, пожарные Чикаго.
Виды техники
Начать следует с автонасоса. Оборудован он креплениями для противогазов. Насос с производительностью 1500 галл/мин. расположен посередине машины. Редко встречается интегрированная система пенообразования. Рядом с насосом, на полках, уложены рукавные линии. Позади насоса расположена цистерна с водой. Незанятое пространство позади и вокруг нее отведено для иного технического оборудования . Расположены как минимум две лестницы.
Существуют более мобильные версии автонасосов, чаще всего их называют автомобилями быстрого реагирования. Есть также автонасосы с большим запасом воды, ориентированные на быстрый набор и сброс жидкости. Именуют их автоцистернами. Встречаются и вакуумные версии подобной техники.
Прочая техника
Важным элементом в представленном списке будет автолестница, выполняющая функции разведки, спасения людей, дымоудаление, установку переносных лестниц, освещение и тому подобное. Имеется в техническом парке пожарных и гибрид автолестницы с автонасосом. В США устройства дымоудаления чаще всего устанавливают на автонасосах или автолестницах, но встречаются и пикапы с открытым вентилятором. Автомобилям он нужен для дымоудаления.
Существуют и такие машины, которые содержат в себе что угодно: вплоть до туалета и кухни. Подобные автомобили считаются штатными, а встретить такую технику можно сразу в нескольких пожарных отделах Нью-Йорка. Не менее разнообразными бывают и спасательные автомобили. Обычно их различают по классам: легкие, средние, тяжелые или по типу кузова. Автомобили с более мощным оборудованием именуются объектовыми.
Помимо всего перечисленного, существуют и автоцистерны с повышенной проходимостью, лесные медицинские автомобили и т. д. Но не стоит забывать и про другую пожарную технику. Множество самой разнообразной другой техники также активно используется в тушении пожаров, однако большая часть из нее, как по количеству, так и по частоте использования, остается простыми автомобилями.
Пожарный департамент Нью-Йорка
Чуть подробнее следует рассказать про знаменитый департамент, имеющий своей целью тушение пожаров, расположенный в крупнейшем городе США – Нью-Йорке. В нем числится порядка 10 000 тысяч сотрудников. Из них 3500 – это работники экстренной медицинской помощи, 1700 – обслуживающий персонал, а оставшаяся часть – непосредственно пожарные. Сам департамент сформирован по принципу воинского подразделения. Заведует он пятью бюро города Нью-Йорк.
Если сравнивать департамент с другими организациями, то во многом главный пожарный отдел похож на полицейское управление Нью-Йорка. Тут тоже есть два штата: исполнительный во главе с гражданским комиссаром, а также штат, ответственный за бюро в других отделах. Все отделы оперативно и по географическому принципу разбросаны в разных районах города. В пределах каждого отдела есть по десять противопожарных подразделений. В пределах каждого подразделения — от пяти до семи батальонов во главе с руководителями и 180-200 служащими.
fb.ru
Обзор американских пожарных автомобилей
Алексей Стариков
Фото автора, Марка Редмана, Сергея Маринина и фирм-производителей
Даже кратко перечислить все существующие сегодня в США, а уж тем более сыгравших важную роль пожарных производителей нет возможности – не хватит места ни в каком журнале. Поэтому остановимся лишь на наиболее заметных фирмах, хотя и не входящих в ведущую десятку (Часть 1 и Часть 2) или сыгравших заметную роль на этом рынке и известных до сих пор.
Alexis
Семейная компания открылась ещё в 1947 году в одноименном городе в штате Иллинойс. Первым продуктом оказался капитально восстановленная цистерна American La France 1932 года. До сих пор важную часть продукции Alexis составляет переделка. Помимо коммерческих шасси производит комплектные машины на базе спецшасси других фирм. Известна тем, что для своих надстроек использует специальный пластик GRP разработки бельгийской фирмы Plastisol.
Crown
Уважаемый производитель автобусов из Калифорнии был образован ещё в 1904 году. Помимо автобусов в 1951–1985 годах компания выпустила чуть менее 1000 комплектных пожарных машин серии Firecoach на собственных шасси и со своими кабинами. Изготовленные из специальной стали, они обладали высокой коррозионной стойкостью, и многие из них до сих пор находятся в строю, зачастую в странах Южной Америки. Примечательно, что Crown Firecoach знаком нам больше других машин – его снимали в третьей части знаменитого фильма «Терминатор».
Duplex
Всегда бывшая некрупной фирма ещё с 1906 года производила полноприводные грузовики формулы 4х4. Позже, не выдержав конкуренции в этом сегменте, перешла к производству шасси. Многие крупные производители пожарных автомобилей строили машины на её базе. Наибольшей известности добилась в 1966 году, разработав стильную округлую бескапотную кабину для расчёта. Эта кабина встречалась на машинах сотни производителей; права на неё выкупила сторонняя фирма Truck Cab Manufacturing. В 1986 году Duplex выкупила английская компания Simon, после чего сменила имя на Simon-Duplex.
FMC
Калифорнийская компания была образована в 1883 году под именем John Bean. С ранних лет известность ей принесли выпускавшиеся под этим брендом пожарные насосы, широко применявшиеся сторонними фирмами. В 1928-м, объединившись с тремя другими производителями оборудования, в том числе пожарного, компания сменила название на Food Machinery Corporation (FMC). В середине 1960-х образовала совместное предприятие с производителем кранов и стройтехники Link-Belt. Использовала наработки партнёра для развития технологии пожарных подъёмников, но особого успеха не достигла. Позже заключила соглашение о производстве с другим именитым производителем лестниц и подъёмников, LTI, но и в этом случае успеха не добилась.
В 1984 году FMC выкупила другого именитого производителя противопожарной техники – компанию Van Pelt, имевшую к тому времени 75-летнюю историю. Совместно удалось представить новый продукт – бюджетную серию машин для небольших городков, Roughneck. Тем не менее в 1990 году удивительная невезучесть компании привела её к банкротству.
Grumman
Компанию основал инженер самолетной отрасли Лерой Грумман с партнерами в 1929 году. В основном она известна как производитель широкой номенклатуры самолетов (до 1980-х), а также 13 модулей для лунной программы Appollo. Кроме того, выпускала автобусы и специальную серию алюминиевых фургонов для почтовой службы США.
Однако Grumman была известна и качественными пожарными машинами разных серий: Wildcat, Firecat, Attackcat, Aerialcat. В конструкции всех широко использовался крылатый металл, вследствие чего многие машины находятся в строю до сих пор, спустя два десятка лет после закрытия производства. Толчок к развитию моделей объясняется приобретением в 1970-х годах двух именитых фирм Howe и Oren. Однако в 1992 году пожарное производство всей Grumman было выкуплено фирмой KME.
Hahn
Образованная в 1923 году в Пенсильвании компания некогда входила в число крупнейших производителей пожарной техники США. Для типичных машин среднего класса она использовала собственные шасси и кабины, которые были популярны и у более мелких производителей. Появившуюся в середине 1970-х прицепную автолестницу оснащали мощным двигателем GM V8 (350 л.с.) и автоматической коробкой передач Allison. Несмотря на банкротство фирмы в 1989 году, многие машины после капремонта продолжают службу в разных регионах страны. Всего было собрано около 2500 машин обоих типов.
Maxim
Компания, основанная в 1914 году, названа по имени владельца Максима Карлтона. В своё время Maxim Motor была прямым конкурентом известнейшим компаниям Ahrens Fox и American La France. Maxim известна качественной продукцией на собственных капотных шасси. В 1955 году была выкуплена крупной компанией Seagrave, которая – неслыханное дело! – сохраняла марку на капоте более 20 лет.
Однако с этого момента история фирмы начала угасать, и в 1990 году бренд был закрыт.
Mack
Один из старейших производителей грузовиков в США, Mack, долгое время славился собственными пожарными машинами. Первая комплектная «пожарка» появилась ещё в 1911 году.
Резкий толчок последовал в 1956 году, когда были выкуплены права на разработанную разорившейся Ahrens-Fox бескапотную модель, известную как С-85. В дальнейшем она послужила базой для следующих моделей C-95 и CF-600, ставшей одной из самых популярных машин в своё время.
Марке Mack принадлежит и рекорд – самый мощный городской пожарный автомобиль США. В 1965 году для пожарного управления Нью-Йорка был разработан прицепной автопоезд под собственным именем Super-Pumper System. Установленный на прицепе насос De Laval перекачивал 33 600 л/мин, и приводился в действие дизелем Napier Deltic мощностью 2400 л.с. Работу обеспечивал комплект из трёх стандартных машин С-85 – две цистерны и один рукавный ход.
Последней серией комплектных пожарных машин марки стала MS в конце 1990-х, основанная на семействе французского Renault, владевшего к тому моменту Mack.
4Guys
Сравнительно молодой производитель появился на рынке в 1974 году. Необычное название связано с четырьмя совладельцами, основавшими компанию в г. Мейерсдейл (Пенсильвания). А специализация на производстве эллиптических цистерн объясняется предыдущим их опытом в строительстве цистерн для перевозки молока. Однако теперь 4Guys производит и стальные цистерны кубической формы, и комплектные пожарные машины на коммерческих шасси.
Smeal
Относительно молодая, но активно развивающаяся компания из Небраски. Основана была в 1955 году как фирма по ремонту сельхозтехники. Лишь в 1963 был получен заказ на ремонт местного пожарного автомобиля. Однако в результате был построен первый собственный пожарный автомобиль, с чего и началась привычная нынче деятельность фирмы.
Современная программа включает семейства стандартных машин Razor, Volunteer, Urban и Freedom, a также разнообразные машины по специальным заказам. Они базируются на различных сторонних коммерческих шасси, самые сложные, как правило, на шасси Spartan. Часто, как это принято в Штатах, построены в кооперации с другими компаниями. Помимо цистерн и отсеков Smeal самостоятельно производит различные лестницы и коленчатые подъёмники. На сегодняшний день продукцию фирмы предлагают 26 дилеров почти во всех регионах США.
Pirsch
Основатель одноимённой компании из Висконсина Питер Пирш был профессиональным пожарным. Кроме того, он был талантливым инженером, создателем раздвижных пожарных лестниц (сначала деревянных). Свою компанию он открыл в 1900 году. С той поры название марки стало именем нарицательным для автолестницы в США. Одним из первых Pirsch стал изготовлять лестницы из алюминия. Кроме того, фирме принадлежали и другие инновации – первая закрытая кабина для пожарной машины (1928 г.), первая прицепная автолестница с гидромеханическим приводом (1931 г.).
В послевоенные годы программа продолжала расширяться с использованием как своих, так и покупных коммерческих шасси. Однако конкуренция возрастала, с уходом основателя фирма стала терять позиции, и последний автомобиль был выпущен в 1987 году.
Ward LaFrance
Пожалуй, самая известная из разорившихся компания Ward LaFrance получила название по имени основателя Аддисона Уорда ЛяФранса. Имеет самое непосредственное отношение к знаменитой American LaFrance, поскольку Аддисон был сыном и племянником основателей и работал у них инженером. Однако в 1916 году он основал собственную фирму, которая производила множество коммерческих автомобилей от почтовых фургонов до троллейбусов и танковых тягачей. Продукция Ward LaFrance завоевала репутацию одновременно инновационной и качественной, особенно это относилось к пожарной технике. Первые пожарные машины появились в 1931 году, а к середине ХХ столетия программа включала много типов на коммерческих и собственных шасси, от лёгких пикапов до трёхосных аэродромных «тендеров».
Самая известная модель, Р-80 Ambassador, появилась в конце 1968 года как ответ знаменитой серии Century от родственной, но конкурирующей American LaFrance. Внешне «Посла» отличала необычная широкая кабина со сложным составным ветровым стеклом. Машина настолько понравилась пожарным, что в 1990-е совершенно посторонняя компания Able Fire Equipment специализировалась на капремонте этих машин, используя кабины Ranger и надстройки Emergency One. Кроме отличного качества Ward LaFrance широко прославилась тем, что с 1971 года настаивала на применении для пожарных машин не общеупотребительного красного, а специального, лимонно-жёлтого цвета. Проведя собственные исследования, специалисты фирмы утверждали, что он более заметен в тёмное время суток.
Этот вывод подтвердился много лет спустя, и некоторые европейские страны переходят на этот цвет в наше время.
Однако более дорогие, чем у конкурентов, машины производили в небольшом количестве, а в 1979 году компания прекратила их производство.
www.gruzovikpress.ru