Основные пожарные автомобили: общего и целевого применения
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Группы
Основные пожарные автомобили
Классификация
Общего применения
- АЦ – автоцистерны:
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
- АНР – автомобили насосно-рукавные:
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
- АПП – автомобили первой помощи:
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
- Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
- АА – автомобили аэродромные:
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
- АП – автомобили порошкового тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
- АПТ – автомобили пенного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
- АКТ – автомобили комбинированного тушения:
- АГТ – автомобили газового тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
- ПНС – пожарные автонасосные станции:
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
- АГВТ – автомобили газоводяного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
- ППП – пожарные пеноподьемники:
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
По массе и проходимости
Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей
Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, Камаз, Урал.
Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
Примеры
АЦ-2,5-40 (Зил)
Объем цистерны (вода), л – не менее 2500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 150
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
АЦ-3,5-40 (Зил)
Объем цистерны (вода), л – не менее 3500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 210
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
АЦ-5,0-40 (Камаз)
Объем цистерны (вода), л – не менее 5000
Объем пенобака (пенообразователь), л – 360
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
АЦ-15-100 (Урал)
Объем цистерны (вода), л – не менее 15000
Объем пенобака (пенообразователь), л – 900
Производительность пожарного насоса, 100 л/сек
Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.
АНР-100-3000 (Камаз)
Запас напорных рукавов, шт./м
D77 мм – 250/5000
D51 мм – 175/3500
Производительность пожарного насоса, 100 л/сек
Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей. АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.
АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
Объем цистерны (вода), л – не менее 500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 50
Производительность пожарной мотопомпы – 0,8 л/сек
Источники:
- ГОСТ Р 53247-2009 “Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения”;
- М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника, Москва, 2004;
- ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.
fireman.club
2019/04/10 14:10 | Obsidian обновил страницу Сибирская Пожарно-спасательная академия. |
2019/01/23 15:56 | Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС. |
2019/01/23 09:32 | Obsidian обновил страницу АИГС ГраФиС. |
2018/12/04 11:01 | Obsidian обновил страницу Приборы подачи огнетушащих веществ. |
2018/11/11 16:12 | Obsidian обновил страницу Путь пройденный огнем. |
2018/11/11 16:08 | Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС. |
2018/11/04 20:15 | Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС. |
2018/09/03 11:21 | Obsidian обновил страницу Насосно-рукавные системы. |
2018/08/27 09:34 | Obsidian обновил страницу Тушение пожаров в зданиях с навесными вентилируемыми фасадами. |
2018/07/31 16:54 | Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД. |
2018/07/31 15:00 | Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД. |
2018/07/24 09:26 | Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД. |
2018/07/17 14:46 | Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД. |
2018/06/19 20:56 | Tor обновил страницу Совмещенный график тушения пожара изменения площади пожара, требуемого и фактического расхода огнетушащих веществ во времени. |
2018/05/18 16:40 | Obsidian обновил страницу Оперативный штаб пожаротушения. |
2018/04/20 11:00 | Obsidian обновил страницу Ведомственные награды МЧС России. |
2018/04/18 19:51 | Obsidian обновил страницу Ведомственные награды МЧС России. |
2018/04/18 19:42 | Obsidian обновил страницу Памятная медаль «100 лет советской пожарной охране 1918-2018». |
2018/04/18 19:42 | Obsidian обновил страницу Памятная медаль «Пожарная охрана на службе людям. 1918-2018». |
2018/04/18 19:37 | Obsidian обновил страницу Памятная медаль «Пожарная охрана на службе людям. 1918-2018». |
www.wiki-fire.org
Тактико-технические характеристики ТТХ АЦ-5,0-40(43114)003ТВ
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | КамАЗ-43114 |
Колесная формула | 6 × 6 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсных дифференциалов) |
Полная масса | 15450 кг |
Габаритные размеры:· длина· ширина· высота | 8500 мм 2500 мм 3400 мм |
Двигатель:· тип· мощность | дизельный, с турбонаддувом и интеркулером 260 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 7 человек |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Ёмкость цистерны для воды, не менее | 5000 литров |
Ёмкость бака для пенообразователя | 310 литров |
Насос пожарный:· тип· модель· расположение | центробежный ПН-40УВ заднее |
Номинальная подача насоса: | не менее 40 л/с |
Номинальный напор на выходе насоса | 100 + 5 м.вод.ст. (10 + 0,5 кгс/см2) |
Уровень дозирования пенообразователя | корректируемый |
Вакуумная система | устройство всасывающее газоструйное |
Наибольшая геометрическая высота всасывания | 7,5 метров |
Время всасывания с высоты 7,5 м | не более 40 с |
Автономная система отопления насосного отсека | имеется (автономный отопитель типа ОВ-65) |
Автономная система отопления кабины боевого расчёта | имеется (автономный отопитель «Webasto») |
Модель стационарного лафетного ствола | СЛС-20 |
fireman.club
Тактико-техническая характеристика АЦ-3.0-40 (433362)
Автомобиль с модификацией на шасси двухосном ЗИЛ-4333, оборудован пожарным насосом ПН-40УА (ПН-40УВ), основное назначение АЦ:
- прибытию к месту АСР или пожару с целью тушения огнетушащими средствами;
- доставки к месту АСР или пожара личного состава караула (смены), ПТВ и запаса вещества предназначенных для тушения;
- подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные и лафетные стволы и пеногенераторы.
- кабина водителя установленной на шасси;
- отсека насосной установки с приводом;
- цистерны для воды;
- емкости для пенообразователя;
- водопенных коммуникаций;
- кузова;
- электрооборудования;
- кабины боевого расчета;
- комплекта пожарно-технического вооружения.
При компоновке автомобиля шасси дорабатывается и дополнительно установлены: привод насоса, насос, цистерна для воды, кузов и часть электрооборудования.
В отсеках кузова размещены пожарно-техническое вооружение, кабина боевого расчета с баком для пенообразователя и элементы электрооборудования.
Водитель АЦ при работе на насосном агрегате может производить следующие операции:
- подавать воду из цистерны, водоема или гидранта водопроводной сети;
- подавать раствор пенообразователя для получения воздушно-механической пены, при этом пенообразователь может поступать из бака автоцистерны или из постороннего резервуара;
- работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.
Напряжение в бортовой сети 12В.
Электрооборудование автоцистерны состоит из следующих основных составных частей:
- в кабине водителя: щиток управления; тахометр; блок связи водителя; плафон освещения командира; тумблеры включения передних и задних противотуманных фонарей; блок управления сигнально-акустической установки; блок предохранителей.
- на крыше кабины водителя: синие маяки и сирена сигнально-акустической установки; фары-прожекторы.
- в переднем отсеке кузова: датчик тахометра; датчик наличия воды в насосе; плафоны освещения отсека; конечные выключатели.
- в цистерне: измеритель уровня воды.
- в заднем отсеке кузова: блок связи; плафоны освещения; отопитель.
- на задней части кузова: задний противотуманный фонарь; габаритные фонари и фонари освещения номерного знака.
Тактико-технические характеристики
Схема АЦ-3-40 (433362)
Автоцистерна состоит из следующих основных частей:
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | ЗИЛ-433362 |
Колесная формула | 4 × 2 |
Полная масса | 10000 кг |
Габаритные размеры: | |
длина | 7200 мм |
ширина | 2500 мм |
высота | 3200 мм |
Двигатель: | |
тип | карбюраторный |
мощность | 150 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 7 человек |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Ёмкость цистерны для воды | не менее 3000 литров |
Ёмкость бака для пенообразователя | 180 литров |
Число одновременно подаваемых стволов ГПС-600 | до 8 стволов ГПС-600 |
Насос пожарный: | |
тип | центробежный одноступенчатый |
модель | НЦПН-40/100 В1Т |
расположение | заднее |
Номинальная подача насоса | 40 л/с |
Напор в номинальном режиме | не менее 105 м. вод. ст. (10,5 кгс/см2) |
Максимальная подача при номинальной частоте вращения 2700 об/мин. и напоре 100 м. вод. ст. | не менее 50 л/с |
Уровень дозирования пенообразователя | корректируемый |
Вакуумная система | автоматическая (возможно ручное управление) |
Наибольшая геометрическая высота всасывания | не менее 7,5 метров |
Время всасывания с высоты 7,5 м | не более 30 с |
fireman.club
Тактико-техническая характеристика АЦ-5.5-40-5557-005МИ
Основной пожарный автомобиль, необходим для доставки к месту пожара или проведения АСР личного состава и пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразователя (огнетушащих средств). Из особенностей стоит отметить повышенную проходимость. Автомобиль оснащен стационарным лафетным стволом ЛС-С-40 Ув.
Тактико-техническая характеристика
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | УРАЛ-5557 |
Колесная формула | 6 × 6 |
Полная масса | 18500 кг |
Габаритные размеры: | |
длина | 8400 мм |
ширина | 2500 мм |
высота | 3400 мм |
Двигатель: | |
тип | дизельный ЯМЗ-236НЕ (Евро-3), с турбонаддувом и интеркулером |
мощность | не менее 230 л.с. |
Число мест боевого расчёта | 6 человек |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Ёмкость цистерны для воды, не менее | 5500 литров |
Ёмкость бака для пенообразователя, не менее | 360 литров |
Число одновременно подаваемых ГПС-600 | до 8 стволов типа ГПС-600 |
Насос пожарный: | |
тип | центробежный |
модель | НЦПН-40/100 В1Т |
расположение | заднее |
Номинальная подача насоса | 40 л/с |
Напор в номинальном режиме | не менее 105 м. вод. ст. (10,5кгс/см2) |
Максимальная подача при номинальной частоте вращения 2700 об/мин и напоре 105 м. вод. ст. | не менее 50 л/с |
Уровень дозирования пенообразователя | корректируемый |
Вакуумная система | автоматическая (возможно ручное управление) |
Наибольшая геометрическая высота всасывания | не менее 8,0 м |
Время всасывания с высоты 7,5 м | не более 30 с |
Модель стационарного лафетного ствола | ЛС-С-40 Ув (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники «ЭФЭР» г. Петрозаводск») |
fireman.club
Тактико-технические характеристики пожарных ац и анр.
Пожарная автоцистерна ац-40(130)-63б”
Общее устройство АЦ-40(130)-63Б.
база автоцистерны – шасси автомобиля ЗИЛ-130
двигатель с измененной системой выпуска выхлопных газов и дополнительного охлаждения.
кабина водителя и боевого расчета.
кузов с отсеками.
водопенные коммуникации
а) цистерна для воды (2360л).
Устройство цистерны: 1, 4 – крышка; 2 – контрольная труба; 3 – горловина; 5 – кронштейн; 6 – труба; 7 – патрубок; 8 – труба заборная; 9 – отстойник; 10 – опора передняя; 13 – опора задняя; 17 – кран сливной; 18 – стремянка; 19 – волнолом; 20 – гидроконтакт.
б) бак ПО (170л).
6. насосная установка: Насос:
Тип. центробежный, одноступенчатый, консольный Марка ……… ПН-40УВ
Производительность, л/с, не менее . 40
Давление, МПа (м вод. ст.) . . . 1,0 (100)
Место установки насосное отделение в задней части кузова.
трансмиссия на пожарный насос:
Устройство: 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – КОМ; 4 – карданный вал; 5 – опоры; 6 – ЦН.
КОМ – коробка отбора мощности предназначена для отбора части мощности двигателя на привод пожарного насоса.
КОМ – 68 Б.(возможно включение на 1ойи 2ойпередаче)
Устройство: 1. промежуточная шестерня
2. ведомая шестерня
3. первичный вал с зубчатым венцом
4. вторичный вал со шлицами
5. муфта со шлицами и зубчатым венцом
рычаг включения
Порядок включения КОМ:— выжать сцепление,
— выждать 5 секунд, — включить КОМ, — отпустить сцепление.
дополнительные системы.
Дополнительные системы АЦ –40(130)-63Б.
Дополнительное охлаждение.
Предназначено для улучшения теплоотвода двигателя в стационарном режиме (состоит из теплообменника).
Регулировка теплового режима осуществляется дросселированием вентилей на ЦН (расходуется 5-10% от производительности насоса).
В зимний период система отключается, предварительно трубопровод продувается воздухом.
Дополнительный обогрев.
Для обогрева в зимний период цистерны и насосного отсека, встроен в выхлопную систему.
1 — приемные патрубки; 2— газоструйный вакуум-аппарат;3— глушитель;4— фланцевое соединение:5 —телескопические соединения;6— обогреватель цистерны: 7 — обогреватель насосного отделения.
Дополнительное управление газом и сцеплением из насосного отсека.
Управление сцеплением пневматическое (давление в пневмосистеме должно быть не менее 5,5 атмосфер).
Устройство: 1- вилка включения сцепления, 2- пневмоцилиндр, 3- кран вкл-выкл сцепления из насосного отсека, 4- разобщительный кран, 5- клапан ограничитель, 6- рессивер.
Дополнительное электрооборудование:
фара прожектор
проблесковые маячки
освещение кабины водителя и б/р
освещение в отсеках
1, 2, 3- контрольные лампы; 4- проблесковые маячки; 5- задняя фара; 6- фара прожектор; 7- переключатель «насосный отсек – кабина»; 8- освещение отсеков.
1,2,3- уровень воды в цистерне; 4- перегрев двигателя; 5- давление масла; 6- подсветка ВК и плафона насосного отсека; 7- включение лампочек контроля уровня воды; 8- стартер.
studfiles.net
Тактико-техническая характеристика АЦ-3.0-40-43206-001МИ
Тактико-технические характеристики
Основной пожарный автомобиль, необходим для доставки личного состава и огнетушащего вещества к месту пожара или проведения АСР. Удобное расположение ПТВ. Возможно изготовления пенала для размещения пожарных рукавов в отсеке.
АЦ-3.0-40-43206 имеет повышенную проходимость за счет базового шасси УРАЛ-43206. Данный автомобиль имеет другую модификацию, с установленным насосом НЦПК-40/100-4/400.
Наименование параметра | Показатель |
Базовое шасси | УРАЛ-43206 |
Колесная формула | 4 × 4 |
Полная масса | 13300 кг |
Габаритные размеры: | |
длина | 8000 мм |
ширина | 2500 мм |
высота | 3350 мм |
Двигатель: | |
тип | дизельный ЯМЗ-236НЕ (Евро-3), с турбонаддувом и интеркулером |
мощность | не менее 230 л.с. |
Число мест боевого расчета | 6 человек |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
Ёмкость цистерны для воды, не менее | 3000 литров |
Ёмкость бака для пенообразователя, не менее | 180 литров |
Насос пожарный: | |
тип | центробежный |
модель | НЦПН-40/100 В1Т |
расположение | заднее |
Номинальная подача насоса | 40 л/с |
Напор в номинальном режиме | не менее 105 м. вод. ст. (10,5кгс/см2) |
Максимальная подача при номинальной частоте вращения 2700 об/мин. и напоре 105 м. вод. ст. | не менее 50 л/с |
Уровень дозирования пенообразователя | корректируемый |
Число одновременно подаваемых воздушно-пенных стволов типа ГПС-600 | до 8 стволов ГПС-600 |
Вакуумная система | автоматическая (возможно ручное управление) |
Наибольшая геометрическая высота всасывания | не менее 8,0 м |
Время всасывания с высоты 7,5 м | не более 30 с |
Модель стационарного лафетного ствола | ЛС-С-40 Ув (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники «ЭФЭР» г. Петрозаводск» – ТТХ по ссылке) |
fireman.club