ЛиАЗ 5292 низкопольный автобус: рейстайлинг и характеристики
ЛиАЗ 5292 — бестселлер от Ликинского автобусного завода. Легендарная модель, различные модификации которой обслуживают российские города начиная с 2003 года.
Автобус относится к большому классу. Обладая номинальной вместимостью около 100 человек (варьируется в зависимости от модификаций), он предназначен для работы на больших улицах — на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком.
За долгие годы существования модели Ликинским заводом были выпущены десятки версий ЛиАЗы 5292. В том числе дизельные и газовые модели, автобусы с двигателями от ЯМЗ, Caterpillar, Cummins и MAN, а также электробус. Сначала Ликинский завод наполнил своей продукцией столицу, а затем его техника разошлась и по другим городам России. ЛиАЗы 5292 обслуживали Зимние Олимпийские Игры в Сочи, Всемирную Зимнюю Универсиаду и многие другие знаковые для страны мероприятия.
Рестайлинг модели
Очередной рестайлинг ЛиАЗ 5292 был подготовлен в 2019 году.
- Новые стекловолоконные маски.
- Отсутствие ступеней.
- Система наклона кузова «книлинг».
- Большая накопительная площадка.
- Аппарель для въезда/съезда и специальные крепления для инвалидных колясок.
Особого внимания заслуживают новые стекловолоконные маски на рестайлинговых автобусах ЛиАЗ 5292, существенно изменившие вид передней части. Вот их преимущества:
- Современный вид.
- Материал не подвергается коррозии.
- Маска имеет очень низкий вес, что положительно сказывается на динамике и расходе топлива.
- Маска состоит из отдельных элементов, поэтому ремонт обходится дешевле.
ЛиАЗ в версии 529265, доступный в «Русбизнесавто», имеет пассажировместимость 28+1 сидячих мест. Автобус обладает большой накопительной площадкой, благодаря чему его общая вместимость составляет 108 человек.
Модель оснащается двигателем ЯМЗ 53633 SCR E5 мощностью 276 л.с., развиваемой на 2300 об/мин.
Несмотря на то, что это одна из бюджетных модификаций, она обладает всеми достоинствами ЛиАЗ 5292, такими как низкопольность, что сокращает время попадания пассажиров в салон и прохождения транспортным средством маршрута на 15% по сравнению с моделями, оснащёнными ступенями. Система «книлинг» наклоняет кузов на сторону посадки-высадки пассажиров во время остановки.
Основные характеристики ЛиАЗ 5292 разных модификаций: |
|
Длина/ширина/высота, мм |
12 410/2500 /2880 |
Мин. радиус разворота, м |
11,5 |
Максимальная скорость |
80 км/ч |
Снаряженная масса |
10 500 кг |
Полная масса |
18 000 кг |
Ёмкость топливных баков/газовых баллонов, л |
297 |
Ведущая ось |
Задняя, Hande Axle |
Рулевой механизм |
RB Servocom 8098 с гидравлическим усилителем руля |
Тормозная система |
Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR |
Автобус ЛиАЗ в версии 529267 CNG имеет такие же характеристики вместимости, но оснащён силовой установкой, работающей на сжатом природном газе.
В качестве дополнительного оборудования могут быть установлен электронный рейсоуказатель, автоинформатор, цифровой тахограф, навигационный терминал ЭРА-ГЛОНАСС.
«Русбизнесавто» является официальным дилером ЛиАЗ.
ЛИАЗ — 5292 (рестайлинг)
30 апреля 2019 годаВ связи с потребностью в обновлении автопарка в городе Владивосток, предлагаем вашему вниманию автобус, идеально подходящий для эксплуатации в городах с интенсивным пассажиропотоком. Обновленный автобус ЛИАЗ 5292 оснащен всем необходимым для осуществления пассажироперевозок.
ЛИАЗ 5292 – низкопольный автобус большого класса, сочетающий в себе как высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров, так и безопасность в процессе его эксплуатации. Для большего удобства всех категорий пассажиров автобусы оснащены системой наклона кузова «книлинг», специальными креплениями для инвалидных колясок и аппарелью для въезда/съезда.
Количество мест в салоне – 114, посадочных – 28. Машина отличается высокой надежностью. Ресурс кузова – не менее 12 лет. Ресурс двигателя 900 тыс. километров. Автобус оборудован дизельным 6 цилиндровым двигателем ЯМЗ-53633, экологический стандарт EURO-5. Объем двигателя – 6,65 л., мощностью 276 л.с. Коробка переключения передач фирмы ZF 6AP-1400B (Ecolife). Максимальная скорость 80 км/ч.
В стандартную комплектацию автобуса входят следующие опции: электронный рейсоуказатель – 3 электронных табло с речевым автоинформатором, электронной-цифровой тахограф и система ЭРА-ГЛОНАСС. В качестве дополнительных опций заказчику будет предложено: автоматическая система пожаротушения, кондиционер, аудиосистема, тонированные стеклопакеты, видеорегистратор наружного и внутреннего наблюдения и другие.
Компания BusDV — официальный представитель ООО «Русские Автобусы – Группа Газ».
Узнать подробней о комплектации, технических характеристиках и приобретению автобуса вы можете у наших менеджеров по телефону: 8-800-200-94-93, или по почте: [email protected]
смотрим, что изменилось в нем за 15 лет
Ликинский автобусный завод «Группы ГАЗ» наращивает выпуск новой версии 12,4‑метрового низкопольника серии ЛиАЗ-5292. Машина получила ряд важных конструктивных изменений, позволяющих ей обслуживать маршруты протяженностью более 50 км. Первым крупным покупателем пригородно-междугороднего исполнения «девяносто второго» стало АО «Мострансавто».
Михаил Ожерельев
ОЧЕНЬ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Казалось бы — существует жесткое разграничение автобусов на городские, пригородные и междугородные, в том числе и на уровне их конструкции. Однако в ряде случаев производители стремятся к унификации модельного ряда. Результатом такой экономии стало появление изначально городских машин, «заточенных» под работу на дальних рейсах. Модели, способные обслуживать маршруты большой протяженности, предлагают, в частности, Волжский и Минский автозаводы.
ЛиАЗ-5292, первый полностью низкопольный автобус российского производства, выпускается вот уже 15 лет. За это время конструкция машин этой серии неоднократно менялась, причем порой кардинально — взять хотя бы изменение расположения двигателя с поперечного на продольное. Менялась и внешность. Рестайлинговый вариант ЛиАЗ-5292 с полностью обновленным дизайном кузова вышел в свет в конце 2013 года, перед зимней Олимпиадой-2014 в Сочи. Кстати, именно тогда машина получила новые переднюю и заднюю маски, состоящие из нескольких элементов, что существенно облегчает проведение ремонтных работ, головную оптику Hella, увеличенное панорамное ветровое стекло и большие электронные маршрутоуказатели. Однако вплоть до осени прошлого года в упомянутом семействе не было автобусов, которые могли бы эксплуатироваться на междугородных маршрутах.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Новая модификация не получила какого-то отдельного наименования: согласно маркировочной табличке она проходит как ЛиАЗ-529265 — точно так же, как и другие версии «девяносто второго» семейства, укомплектованные шестицилиндровым дизелем ЯМЗ-53633 (276 л. с., 1250 Нм). Экологический уровень Евро-5 достигается за счет системы SCR с использованием жидкости AdBlue.
Водительская дверь открывается с брелока.Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами: двигатель размещен в заднем свесе под последним рядом сидений, причем не возле левой стенки, а посередине моторного отсека. Как следствие, вместо дорогостоящего портального моста ZFAV 132 тут стоит агрегат Raba A-818 c центральным расположением одноступенчатого редуктора и планетарными передачами в колесных ступицах. Экономически оправдано и поперечное расположение радиатора: отсутствие массивного углового редуктора снижает стоимость машины и упрощает ее обслуживание.
Пассажир-ские кресла — как на машинах для междугороднего сообщения, все с трехточечными ремнями безопасности. В низкопольной части салона над креслами смонтированы полки для ручной клади.А вот коробка передач осталась практически такая же, как и на городских версиях: 6‑ступенчатая гидромеханическая КП ZF Eсоlife, рассчитанная на крутящий момент до 1400 Нм. Особенность современных автоматов ZF с ГМП — тонкое электронное управление и блокировка гидротрансформатора на каждой из передач. Этим достигается экономия топлива до 5 процентов по сравнению с автоматами, у которых меньше, чем шесть скоростей. Передняя ось с неразрезной передней балкой также имеет маркировку ZF, а на рулевом механизме шильдик Bosch Servocom. Подвеска на машине полностью пневматическая, тормозная система — с дисковыми тормозными механизмами на обеих осях.
При проходе в заднюю часть салона уже нужно преодолеть две невысокие ступеньки.ПО ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Пригородные и междугородные маршруты отличаются от городских большей протяженностью и более редкими остановками, что накладывает соответствующие требования на ТС, используемые для загородных поездок. Низкопольность уже не нужна, важнее становится количество пассажирских мест для сидения. В междугороднем ЛиАЗ-529265 их 42. На пригородных же маршрутах, допускающих проезд пассажиров стоя, эта машина может перевозить 92 человек. Для удобства пассажиров в салоне предусмотрены Wi-Fi-роутеры, USB-зарядки для гаджетов, открытые багажные полки под потолком, на которых можно разместить легкие багажные сумки или одежду, и, разумеется, кондиционер. В климатической установке применили новые воздуховоды — тем самым увеличили эффективность системы. Так же, как и базовый низкопольник, междугородный вариант оснащен системой «книлинг», наклоняющей автобус в сторону дверей на 7°, аппарелью для въезда/съезда (которой оборудована задняя дверь), что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.
Задняя дверь оборудована откидной аппарелью.Рабочее место водителя скомпоновано вполне типично для городских машин. Однако и здесь присутствует много новшеств. Прежде всего, это касается комбинации приборов, где вместо стрелочных указателей теперь цифровой дисплей. Да к тому же этот дисплей регулируется по углу наклона вместе с рулевой колонкой. Разумеется, соблюдены и другие правила эргономики, включая регулировку кресла, наружных зеркал, расположения кнопок и переключателей. Один из важных моментов — тахограф и система видеонаблюдения входят в базовую комплектацию, раньше это оборудование предлагалось только в качестве опции.
Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами.В отличие от городских машин командный пункт здесь не отделен от салона: высокая перегородка от пола до потолка имеется лишь за спиной водителя — в этой самой перегородке как раз спрятан монтажный блок системы электрооборудования.
В качестве обязательного приложения к командному посту автобус получил мультиплексную систему электрооборудования. Каналом обмена информацией между бортовыми электронными системами является CAN-шина — в единой сети управления прописаны все конечные адресаты, начиная с электронных компонентов шасси и заканчивая системой освещения, управления зеркалами и стеклоочистителями. По сравнению с аналоговой системой мультиплекс уменьшает количество жгутов электропроводки в 2,5 раза. Имеется возможность реализации множества дополнительных функций (круиз-контроль, датчик дождя, автоматическое переключение света, настройка интервала движения щеток и т. п.) без изменения архитектуры. Другим достоинством мультиплекса является возможность ускоренной диагностики — полную картину технического состояния машины можно получить в течение нескольких минут.
Как мы видим, все решения по оборудованию автобуса — самого высокого европейского уровня, как по конструкции, так и по технологиям. Вообще, уже не раз доводилось слышать от конструкторов разных автобусных заводов, что «Группа ГАЗ» — движитель прогресса в российском автобусостроении. В подтверждение тому свежая новость о сертификации флагманской городской модели ЛиАЗ-5292 LNG на сжиженном природном газе. Вполне возможно, появится газомоторная версия и у ЛиАЗ-529265.
В салоне предусмотрено место для собаки-поводыря.Что же касается серийной дизельной версии пригородно-междугороднего полунизкопольника, данная модификация поставляется в АО «Мострансавто» начиная с 2020 года. Сегодня эти машины можно увидеть на регулярных маршрутах, преимущественно соединяющих столицу с дальними районами Подмосковья.
Алексей Алексеев,
гл. инженер Автоколонны № 1375 АО «Мострансавто»
Полунизкопольные автобусы ЛиАЗ-529265 мы задействуем на маршрутах наибольшей протяженности. Например, ст. Мытищи – Чиверово. Ежедневный пробег — порядка 300 км. Основные преимущества нового автобуса для водителей — современная электронная комбинация приборов, удобное кресло, усовершенствованная система видеонаблюдения, которая предлагается в базовой комплектации. Для пассажиров это — просторный салон с удобными креслами, большая накопительная площадка, низкий уровень пола.
Средний расход топлива — 40 л/100 км. Межсервисный интервал 20 тыс. км — это хороший показатель. Применение отечественного силового агрегата позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию. Сервисное обслуживание своих автобусов Мострансавто производит централизованно, на собственных производственных базах. У нас в Мытищах одна из них.
- Уютный салон с удобными креслами, улучшенная эргономика рабочего места водителя.
- Отсутствие багажного отсека, обязательного отсека междугородных лайнеров.
Технические характеристики ЛиАЗ-529265
Пассажировместимость | 92 чел. |
Количество мест для сидения | 42 чел. |
Полная масса | 18 000 кг |
Колесная база | 5960 мм |
Габариты (длина/ширина/высота) | 12 410/2500/2910 мм |
Емкость топливного бака | 220 л |
Двигатель | ЯМЗ-53633, Евро-5, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 6,65 л, 276 л. с. при 2300 мин-1, 1250 Нм при 1300-1600 мин-1 |
Подвеска (передняя/задняя) | зависисмая пневматическая |
Тормоза | дисковые |
Размерность шин | 275/70R22,5 |
Заводская гарантия | 1,5 года или 150 000 км пробега |
Межсервисный пробег | 20 000 км |
Редакция рекомендует:
Лиаз 5292 обзор | технические характеристики, схема, фото
Низкопольный автобус большого класса для городских перевозок
Автобус большого класса ЛИАЗ-5292 предназначен для городских перевозок в городах — миллионниках с интенсивным пассажиропотоком. В 2010 году прошел 1 этап рестайлинга модели – автобус получил новый салон. В 2011 году планируется рестайлинг экстерьера, изменение рабочего места водителя и панели приборов.
Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.
При установке газового двигателя газовые баллоны располагаются на крыше автобуса.
Преимущества:
- Высокая надежность узлов, агрегатов и кузова;
- Удобство посадки – высадки для всех категорий пассажиров;
- Увеличение пассажиропотока за счет сокращения простоев на остановках и максимальной пассажировместимости;
- Экологический стандарт Euro-3, 4;
- Высокая остаточная стоимость;
- Унификация с другими моделями ЛИАЗ.
Базовые характеристики
Тип кузова |
Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
|
Ресурс кузова, лет |
12 |
|
Колёсная формула |
4х2/ задние |
|
Длина/Ширина/Высота, мм |
11990/2500/2880 |
11990/2500/3139 |
База, мм |
5960 |
|
Высота потолка в салоне, мм |
2200…2250 |
|
Высота пола над уровнем дороги, мм |
360 |
|
Количество/ширина дверей, мм |
2/1325+1/1225 |
|
Мин. радиус разворота, м |
11,5 |
|
Масса снаряженная/полная, кг |
9950/17700 |
10350/18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг |
6500/11200 |
6500/11500 |
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) |
105(22) |
|
Емкость топливного бака, л |
190 |
858 (8 баллонов по 97+ 1 маневровый на 82) |
Передний мост |
ZF RL-85AПортальная с дисковыми тормозами |
|
Задний мост |
ZF AV-132/87 портальный с центральным коническим редуктором. С дисковыми тормозами |
|
Рулевой механизм |
с гидроусилителем руля |
|
Тормозная система |
Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
|
Вентиляция |
Естественная и принудительная |
|
Система отопления |
Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя |
|
Шины |
275/70 R22,5″ |
Агрегатные характеристики
ЛиАЗ-52922 |
ЛиАЗ-529221 |
ЛиАЗ-52927 (CNG) |
||
Двигатель (дизельный/газовый) |
MAN D0836LOh51 |
MAN D0836LOH56 |
CumminsCGе4 250 |
|
Количество и расположение цилиндров |
6 R вертикальное |
|||
Нормы экологической безопасности |
ЕURO-3 |
ЕURO-4 |
||
Рабочий объем, л |
6. 871 |
8.268 |
||
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин. |
176 (240) – 2400мин-1 |
176 (240) – 2300мин-1 |
185.8 (252) – 2400 мин-1 |
|
Макс. крутящий момент, Нм |
925 при (1200…1800мин-1) |
925 при (1200…1800мин-1) |
1013.1 при 1400мин-1 |
|
Расположение |
Заднее, продольное |
|||
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
|||
КПП |
АКПП: ZF 6HP504C |
АКПП: Allison T 280R ZF 6HP504C |
белый 2018 года на Авто.
руАвтобус ЛиАЗ 529267 — Автобус для эксплуатации на городских маршрутах с вместительным и комфортным салоном.
============================================
В НАЛИЧИИ у официального дилера ГРУППЫ ГАЗ в ЕКАТЕРИНБУРГЕ — Предприятия Стройкомплект.
============================================
Технические характеристики:
Тип кузова: Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки
Общее кол-во мест: 108, сидячих 28+1 инв.
Ресурс кузова: 12 лет
Колёсная формула: 4х2/задние
Длина/Ширина/Высота: 12010 (11990)/2500/3139 мм
База: 5960 мм
Высота потолка в салоне: 2100…2280 мм
Кол-во/ширина дверей: 2/1325+1/1225 мм
Мин. радиус разворота: 10,7 м
Масса снаряженная/полная: 10350/18000 кг
Нагрузка на пер./ заднюю ось: 6500/11500 кг
Емкость газовых баллонов,: 900 л (9 баллонов по 100 л)
Задний мост: Hande Axle с планетарными колесными редукторами и барабанными тормозными механизмами
Рулевой механизм: ZF Servoсom или ШНКФ 453461. 700-25 с гидроусилителем руля
Тормозная система: Пневматич., двухконтурная, с ABS
Вентиляция: Естественная и принудительная
Система отопления: Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя
Шины: 275/70 R 22,5
Силовой агрегат:
Двигатель (газовый): ЯМЗ- 53624
Кол-во и расп-ние цилиндров: 6R вертикальное
Нормы эколог. безопасности: ЕURO-5
Рабочий объем: 6,65 л
Мощность двигателя: 210 кВт (285.6 л.с.) при 2300 об/мин
Макс. крутящий момент: 1130 Нм при 1300..1600 об/мин
Расположение: Заднее, продольное
Максимальная скорость: 90 км/ч
КПП: АКПП Voith Diwa D854
============================================
На автобусы ЛиАЗ-529267 предоставляется:
— гарантия 12 месяцев или 50 000 километров пробега (в зависимости от того, что наступит ранее)
— гарантийное и полное постгарантийное обслуживание
— бесплатное обучение водителей Заказчика,
— поставка любых запчастей cо склада в Екатеринбурге
Сервисное и гарантийное обслуживание осуществляется на аттестованной заводом специализированной сервисной станции ООО «Предприятие «Стройкомплект» расположенной в п. Большой Исток Свердловской области.
============================================
Не требует дополнительных вложений.
Готов к эксплуатации.
Цена указана с НДС.
Конверсии масштабных моделей автобусов ЛиАЗ-5292 из игрушек
Городской автобус ЛиАЗ-5292 Low floor. Фото ГАЗ
ЛиАЗ-5292 — российский городской низкопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Первый полностью низкопольный автобус российского производства. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Серийно выпускается с 2004 года.
Подробное описание, устройство салона, что такое, схемы
Производитель и поставщики предлагают автобусы ЛиАЗ-5292 двух типов, с дополнением к названию 1) «Низкопольные/Low Floor» и 2) «Рестайлинг». У техники двух видов имеются как одинаковые, так и отличные друг к другу характеристики. Оба вида представляют собой автобусы большого класса, предназначен для работы на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком.
1) Оснащен системой кузова «книлинг» (наклон кузова в сторону дверей на 7°), большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров. Капсуляция моторного отсека и защита двигателя позволяют уменьшить количество шума внутри и снаружи салона.
Городской автобус ЛиАЗ-5292 Рестайлинг. Фото ГАЗ
2) Новые стекловолоконные маски придают модели современный вид. Материал не подвергается коррозии, отличается легкостью и низкой стоимостью. Маска состоит из отдельных составных элементов, что повышает ремонтопригодность и позволяет сэкономить при необходимости замены деталей экстерьера.
Отсутствие ступеней обеспечивает высокую скорость пассажирообмена, что сокращает время прохождения маршрута на 15%.
Оснащены системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.
Подробное описание автобусов предоставляют электросхемы.
Эксплуатационные характеристики модели
Технические характеристики обновленного автобуса ЛиАЗ 5292 улучшены за счет использования газового двигателя серии Cummins CG-250 30 с мощностью 234 л.с. при 2200 об/мин. Применение газа в этой сфере менее затратное в сравнении с бензином или дизельным топливом. Плюс ко всему газовые силовые агрегаты экологически чище аналогов, работающих на нефтепродуктах. В качестве газомоторного топлива используется сжатый газ (метан), который располагается в 6-ти баллонах емкостью по 82 л и 4-х по 62 л на крыше или под полом транспорта. Мотор размещается поперечно в задней части автобуса и стыкуется с ведущим портальным мостом марки ZF-AV132/87/6,5 со срединным угловым коническим редуктором. Эта особенность позволяет занимать немного места в длину, что в совмещении с высокопрочным задним мостом компании Raba обеспечивает низкопольной технике свободное пространство.
Использование качественного агрегатного оборудования от серьезных мировых производителей гарантирует: моторесурс – 1. 000.000 км, межсервисный ресурс – 30.000 км, уровень наименьшего расходования топлива в результате использования в АКПП функции Topodin снижается до 5-15 %. Технические характеристики дизеля ЛиАЗ 5292 даже на низких передачах обеспечивает прекрасную производительность, что показательно при эксплуатации для городского пассажиропотока. Мотор этой серии вполне соответствует классу токсичности Евро 3 экостандарта категории EEV, что характеризует ЛиАЗ как наиболее экологичный вид транспорта в нашей стране на сегодня. Объем его вредоносных выбросов на 2/3 меньше, чем у соответствующего автобуса экостандарта Eвро 4. Помимо этого, работающие силовые агрегаты имеют пониженный уровень шума и вибрации, что позитивно отражается на атмосфере в салоне в процессе движения. Имеется 2 доступа в двигательный отдел: через заднюю съемную панель или непосредственно из салона через открывающиеся щиты, что достаточно удобно для осмотра и обслуживания мотора.
Техника марки ЛиАЗ 5292 оборудована коробкой-автомат Allison серии ZF Ecolife, запчасти которой обеспечивают уникальную мягкость при переключении передач. Кроме этого, она оснащена мостом фирмы Raba и рулевым управлением марки Сhepel / ZF Servokom 8098. Наибольшая скорость движения автобуса – 80 км/ч, дальше ускорение прекращается. Колесная база автобуса 4х2.
Автобус ЛиАЗ 5292 имеет пневматические тормоза на каждом колесе, передние – дисковые Knorr-Bremse SB-7000, задние – колодочные, барабанного типа. Эффективность торможения – высокая. Запаздывание при нажиме на тормоз минимальное. АБС марки Knorr-Bremse.
Модификации: дизельные и газовые, ЛиАЗ-529265, 529271, 529267, 529222 и другие
Автобус ЛиАЗ-5292. 00. Фото Википедия
5292.00. Первый экземпляр ЛиАЗ-5292.00 был построен и продемонстрирован широкой публике на Московском автосалоне в 2003 году. Транспорт на тот момент имел силовой агрегат, идентичный ЛиАЗ-5256.25 — Caterpillar 3116, расположенный поперечно, и автоматическую трёхступенчатую коробку передач фирмы Voith модели Diwa D 851.3E. Он был оснащён портальными («низкопольными») мостами Raba и рулевым механизмом Csepel A-500.73-3520-00. Модель была запущена в серийное производство и стала поступать в мелком количестве в автобусные парки Москвы, Курска, Воронежа, Иваново и других городов. Однако, автобусы были ещё «сырыми» и малопригодными к эксплуатации. ЛиАЗ-5292.00 производился с 2004 по 2006 год.
5292.20 (52922). ЛиАЗ-5292.20 был впервые продемонстрирован на Московском мотор-шоу 2007 года. Модификация была создана с помощью немецкой компании IVM Automotive с учётом требований ГУП «Мосгортранс». Автобусы этой модификации комплектуются двигателями MAN D0836 LOh51 (Евро-3), расположенным продольно, ведущими портальными («низкопольными») мостами ZF типа AV-132/87, передними портальными мостами ZF RL-85A и АКПП ZF 6 HP 504C типа Ecomat.
С 2008 года салоны ЛиАЗов для Москвы собирались на заводе Тушино-Авто. С середины 2011 года ЛиАЗ-5292.20 выпускается только для регионов России.
5292.21 (529221). Дальнейшее развитие ЛиАЗ-5292.20. Основным отличием от предшественника является двигатель MAN D0836 LOH56, отвечающий экологическим нормам Евро-4. Другими отличиями являются другая приборная панель, аналогичная московским ЛиАЗ-6213.20 2010 года выпуска и новый потолок салона, разработанный фирмой КОРА, а также схема окраски экстерьера, аналогичная ЛиАЗ-6213.20 поставки конца 2010 года. Машины, закупаемые ГУП «Мосгортранс», также оснащены точечной головной оптикой фирмы Hella и системой кондиционирования воздуха (на первых экземплярах марки Spheros, затем — Konvekta) в пассажирском салоне и кабине водителя (в автобусах, поставляемых в регионы России, кондиционер и принудительная вентиляция отсутствует).
5292.22 (529222). Модификация с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам Евро-5. Первый экземпляр данного типа был показан на выставке «Комтранс-2011» в сентябре 2011 года и затем отправлен на доработку. Уже в раскраске САС первый ЛиАЗ-5292.22 был отправлен в 14-й автобусный парк. Отличается новой панелью приборов, новым интерьером кабины водителя, обновлённой водительской перегородкой, и пластиковыми подиумами и кожухами колесных арок разработки фирмы КОРА.
Автобус ЛиАЗ-5292.20. Фото Википедия
Модификация была запущена в серийное производство в ноябре 2011 года. Первые серийные автобусы имели стандартную заводскую эмблему и салон, идентичный технике модификации ЛиАЗ-5292.21. Более поздние модели имеют обновлённую заводскую эмблему и модернизированный салон с пластиковыми подиумами разработки фирмы КОРА. Автобусы, выпускаемые с лета 2012 года, имеют салон с поручнями жёлтого цвета, цельное лобовое стекло, обрамление лобового маршрутоуказателя чёрного цвета, светодиодное освещение салона и изменённую корму — стало больше прорезей для вентиляции двигателя, также поменялся кондиционер марки Konvekta — он стал мощнее. На нескольких первых новых «чернолобых» автобусах установлены кондиционеры Konvekta старого образца. Более новые ЛиАЗ-5292.22 комплектуются сиденьями Pilot и стеклянными заглушками в нижней половине поручней.
В конце 2013 года был начат выпуск обновлённой версии автобуса 5292.22 с передней и задней масками, аналогичными ЛиАЗ-5292.30 и цельностеклянными дверями.
Начиная с конца 2021 года на заводе ЛиАЗ в следствии массового полного выхода из строя двигателей на данной модификации, на заводе ЛиАЗ автобусы модификации ЛиАЗ-5292.22 проходят замену двигателя с MAN D0836 LOH65, на ЯМЗ-53633, идентичному технике модификации 5292.65.
5292.22-01. Модификация с учебной кабиной и вентиляционными люками, аналогичными применяемым на пассажирском транспорте МАЗ. Остальное совпадает с ЛиАЗ-5292.22.
5292.22-02. Пригородная версия ЛиАЗ-5292.22. Данная модификация не имеет задней двери, а количество посадочных мест доведено до 32 штук.
5292.22-77. Усовершенствованная версия модели ЛиАЗ-5292.22 с увеличением прохода в хвостовой части и добавлением дополнительного третьего сидения перед шахтой двигателя, увеличенная шахта двигателя и новая оптика передка и задка автобуса. Партия из данных автобусов массово закупается ГУП «Мосгортранс» начиная с осени 2015 года. Начиная с января-февраля 2016 года поступают автобусы с новыми сиденьями и кондиционерами марки Spheros, модификация которой была установлена на первые образцы ЛиАЗ-5292.21, а также кондиционерами марки Konvekta, установленные на последние модели ЛиАЗ-5292.22.
5292.30. Модификация с двигателем Scania DC09 91A, отвечающим нормам Евро-4. Первый экземпляр с полностью обновлённым дизайном был показан на выставке «Мир автобусов 2013». На выставке Комтранс-2013 был показан серийный вариант данной модификации.
Автобусы ЛиАЗ-5292.60. Фото Википедия
5292.56. Модификация с двигателями Cummins, отвечающие нормам Euro-6 (первые дизельные двигатели, отвечающее столь высоким стандартам). Комплектуются кондиционерами Konvekta, которые намного мощнее своих предшественников.
5292.60. Модификация с двигателем ЯМЗ-536111, отвечающим нормам Евро-4 и АКПП ZF EcoLife 6AP1400B. С начала 2018 года, автобусы данной модификации не выпускаются, так как минимальный экологический стандарт выпускаемых для РФ транспортных средств не может быть ниже Euro-5.
5292.60-60. Укороченная до 10,5 метров версия ЛиАЗ-5292.60. Существует как в городском (три двери, 22 сидячих места), так и в пригородном (две двери, 26 сидячих мест) вариантах. Данные модификации были разработаны по заказу ГУП МО Мострансавто и их поставка в количестве 122 единиц была летом 2014 года. Особенности проектирования укороченного варианта ЛиАЗ-5292 послужила базовой основой для создания в будущем совершенно нового автобуса средней вместимости — ЛиАЗ-4292.
5292.65. Модификация с двигателем ЯМЗ-53633, отвечающий нормам Euro-5. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1400B. Автобус данной модификации выпускается в нескольких вариантах — двухдверный полунизкопольник, имеющий 33 сидячих места, задний мост высокопольный Raba—718, идентичный моделям ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293, предназначенный для пригородных перевозок, а также стандартный полностью низкопольный автобус, идентичный остальным образцам семейства ЛиАЗ-5292 с задней шахтой и стандартные немного укороченные автобусы.
В полностью низкопольных автобусах с коробкой передач ZF устанавливаются стандартные портальные мосты типа ZF, а в автобусах с коробкой передач Voith устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P. Первый опытный автобус данной модификации в полунизкопольном исполнении выпущен в сентябре 2015 года, серийное производство стартовало в апреле 2021 года (только производство полностью низкопольных автобусов).
В 2021 году выпущена обновлённая версия модификации ЛиАЗ-5292. 65 для расширения автобусной сети, работающих по программе «Новой модели транспортного обслуживания Москвы». Светотехника и внешний вид идентичны автобусам 2021 года выпуска, исключение составляют лишь электронные маршрутоуказатели, получившие светло-зелёный, оранжевый и красный цвета. Изменения коснулись и салона — в дополнение к обычным табло установлены мониторы, три сидения перед шахтой двигателя и новая перегородка кабины водителя, унаследованная от модели ЛиАЗ-5292.22 и более поздних её модификаций. Сидения идентичны установленным в модификациях ЛиАЗ-5292.65-77.
Автобус ЛиАЗ-5292.71. Фото Википедия
5292.65-77. Усовершенствованная версия модификации ЛиАЗ-5292 с увеличенным задком автобуса, огромной шахтой и добавлением третьего места у шахты двигателя. Модификация по внешнему виду схожа с ЛиАЗ-5292.22-77. От ЛиАЗ-5292.22-77 отличается двигателем марки ЯМЗ-53633, устанавливаемого взамен двигателя MAN, установкой кондиционера отечественного производства марки Август.
5292.65-79. Отличительной особенностью стала установка двух мониторов в салоне, наличие трех USB-зарядок для смартфонов, установка новой приборной панели с электрорегулировкой рулевого колеса, нового бортового компьютера, наличие системы кругового видеообзора, отсутствие вентиляционных люков в потолке, установка дополнительного светового указателя. Маршрутный указатель приподнят вверх, внизу во время остановок высвечивается надпись: STOP и пассажир на лестнице, которая раньше гасла при отъезде от остановок (после перепрограммирования заменена на надпись «СПАСИБО»). Вследствие установки дополнительного указателя в области заднего стекла, установлен пластмассовый заменитель окна. Кроме этого, добавлены кнопки открытия дверей пассажирами так и снаружи, так и внутри автобуса. Кнопки включаются в работу по усмотрению водителя. В целях повышения удобства пассажиров было решено отказаться от установки трех сидений перед шахтой двигателя. Модификация 2021 года выпуска также претерпела ряд некоторых изменений — помимо вышеупомянутых изменений, теперь кондиционеры окрашиваются вместе с кузовом в голубой цвет.
5292.65-80. Данные модели оборудованы учебной кабиной, дизайн перегородки которой аналогичен обычной, но имеет несколько «сплющенный» облик вследствие расположения относительно оси кузова. Помимо этого, учебная кабина стала немного больше, чем на предыдущих учебный автобусах ЛиАЗ-5292.22-01. Вследствие установки кабины инструктора, пришлось изменить в салоне расположение некоторых сидений. Всё остальное совпадает с модификацией ЛиАЗ-5292.65-79. Автобусы данной модификации стартовали в серийное производство в конце 2021 года.
5292.67. Модификация с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-53624-40. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1200B. В автобусах с коробкой передач Voith, устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P. Первоначально планировалось автобусу присвоить индекс ЛиАЗ-5292.90, но в последние месяцы индекс был перенумерован. За время испытаний были выявлены недостатки, главные из которых относятся к новому на тот момент двигателю ЯМЗ: повышенный уровень шума при разгоне и возможность замены свечей только при снятии клапанной крышки.
5292.67-79. Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.67 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск планировалось начать в 2018—2019 годах, но из-за низкой надёжности двигателя ЯМЗ53624-10 и его высокой трудоёмкости технического обслуживания, в ГУП «Мосгортранс» было решено закупать автобусы модификации ЛиАЗ-5292.71-79.
Автобус ЛиАЗ-5292.30. Фото Википедия
5292.70 (52927). Газовая модификация ЛиАЗ-5292.00. Вместо двигателя Caterpillar 3116 установлен двигатель Cummins CGe 250 30. Всего было выпущено два автобуса данной модификации, и один выставочный автобус ЛиАЗ-5292. 20 в 2010 году был переоборудован на заводе в данную модификацию. Один автобус ЛиАЗ-52927 эксплуатировался в филиале 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» с 2006 года, списан в 2015 году из-за низкой надежности, износа оборудования, экономической нецелесообразности замены и доработки газового оборудования после приостановки эксплуатации газовых автобусов в Москве в 2013 году. Автобус имел поперечное расположение двигателя Cummins CGe250 и автоматическую коробку передач Voith с угловым редуктором.
5292.71 (52927 EEV). Модификация с газовым двигателем MAN E0836 LOH01, отвечающим нормам EEV (Евро-5+) и автоматической трансмиссией нового поколения ZF EcoLife 6 AP 1200B. Первый экземпляр данной модификации был впервые показан на выставке Busworld-2010 в июле 2010 года. На нём были продемонстрированы новый салон и новый дизайн передней маски кузова для автобусов семейства ЛиАЗ-5292.
В 2012 году ЛиАЗ-5292.71 был запущен в серийное производство. На автобусы был установлен кондиционер Konvekta нового образца, а газовые баллоны смещены вперёд. С апреля 2012 года автобусы этой модификации оснащаются кондиционерами. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели в Москве было поэтапно полностью восстановлена.
5292.71-79. Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.71 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск данных автобусов стартовал в 2021 году.
5292.71-80. Модификация автобуса на базе ЛиАЗ-5292.71-79 с учебной кабиной инструктора, выпускаемой для Москвы.
Гибридная модель ЛиАЗ-5292Х. В сентябре 2009 года на московской выставке «Интеравто-2009» была представлена гибридная версия автобуса ЛиАЗ-5292 — ЛиАЗ-5292Х.
В данной модели используется последовательная схема гибридной силовой установки: двигатель внутреннего сгорания используется только как мотор-генератор для выработки электроэнергии и заряда накопителя, а двигает транспортное средство электромотор, непосредственно связанный с трансмиссией.
Автобус ЛиАЗ-6274. Фото Википедия
В автобусе установлен асинхронный тяговый двигатель ТАД 225-380 мощностью 132,5 кВт и максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. В качестве ДВС установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBe4+ 185 мощностью 185 л.с., соответствующий экостандарту Евро-4, работающий вкупе с асинхронным мотор-генератором ТАГ 225-280 такой же мощности. На крыше установлено 12 суперконденсаторов суммарной ёмкостью 21 Ф. Планировалось, что после завершения испытаний первая опытно-промышленная партия будет выпущена в 2009 году, однако автобус так и не был запущен в производство.
Электробус ЛиАЗ-6274. В июне 2012 года на выставке «Busworld Russia-2012» был представлен опытный электробус ЛиАЗ-6274. Автобус оснащён литий-ионными батареями производства . Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км.
Неудачные испытания модели поставила под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство, однако взамен этого него был выпущен усовершенствованный электробус ЛиАЗ-6274, на базе автобуса ЛиАЗ-5292. 22. Данный электробус успешно прошёл двойные испытания.
Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2021 года. В феврале 2021 года был представлен улучшенный вариант электробуса с ультрабыстрой зарядкой. За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместились электрооборудование и аккумуляторы. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер и в июне 2021 года начато его серийное производство, однако его дизайн был изменён и получил оптику схожую с КамАЗ-6282.
Современный городской автобус
Первая испытательная модель была спроектирована, собрана и публично продемонстрирована на Московском Автомобильном салоне в 2003 г. В тот момент она была «сырой» и нуждалась в доработке, поскольку в наследство ЛиАЗ 5292 достались дизель и запчасти Caterpillar 3116, идентичный предшественнику ЛиАЗ-5256.25, размещенный поперечно салону, КПП-автомат компании Voith серии Diwa D 854. 3E, а также рулевой аппарат марки Csepel A-500.73-3520-00.
Двигатель ЛиАЗ 5292 был 6-рядным с турбонаддувом и предварительным охлаждением турбонаддувочного воздуха, обладал мощностью в 230 л.с. и соответствовал нормам Eвро-3, расход топлива составлял 29 л/100 км. В процессе проектирования машины упустили некоторые конструктивные особенности работы, что в результате ухудшило ее эксплуатационные характеристики. Среди них – потребность в размещении системы АСКП, что в связи с несовпадением компоновки с панелью водительской кабины загромождало свободное пространство, уменьшало при этом максимальную вместительность, снижало производительность, экономичность и рациональность эксплуатации автобуса. Главные габариты несущего кузова вагонного типа (длина – 11,48 м; ширина – 2,47 м; высота – 3,00 м) не изменялись со времени первоначальной высокопольной марки ЛиАЗ 5256. В результате модель ЛиАЗ-5293 первое время была переходным «экономичным» вариантом в модельном ряду низкопольной техники ЛиАЗ.
Автобус ЛиАЗ 5292 относится к городскому виду транспорта, широко эксплуатируется в мегаполисах с активным потоком пассажиров. Общая вместимость пассажиров составляет 112 человек. Из них мест для сидения лишь 20, в том числе 2 сиденья для инвалидов. Дизайнерский облик в полной мере соответствует требованиям современного автомобильного дизайна. Низко расположенный пол (автобус приподнят над поверхностью проезжей части на 34 см), просторный проход в дверях способствуют комфортной посадке и размещению пассажиров, что существенно уменьшает продолжительность движения по маршруту.
Основные сведения, характеристики
Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) — советское и российское предприятие, производитель автобусов среднего, большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.
Назначение. Городской.
Класс. Большой.
Тип кузова. Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки.
Ресурс кузова. 12 лет.
Базовые характеристики: вместимость, габариты и не только
1)
Параметры | ЛиАЗ-529265 | ЛиАЗ-529267 (CNG) |
Длина/Ширина/Высота, мм | 11990 / 2500 / 2880 (2938 по кондиционеру) | 11990 / 2500 / 2938 (по кожуху газовых баллонов) |
Количество/ширина дверей, мм | 2 / 1325 + 1 / 1225 | 2 / 1325+1 / 1225 |
Высота потолка в салоне, мм | 2200…2300 | 2100…2300 |
Общее количество мест (в том числе посадочных) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) |
Тип сидений | Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем | Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем |
2)
Параметры | ЛиАЗ-5292 Рестайлинг |
Длина/Ширина/Высота, мм | 12410 / 2500 / 2880 (2938 по кондиционеру) |
Количество/ширина дверей, мм | 3 / 1325 |
Высота потолка в салоне, мм | 2200…2300 |
Общее количество мест (в том числе посадочных) | 108 (28+1 инв. ), 114 (28+0 инв.) |
Тип сидений | Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем |
Вариации и модификации
Для любого российского автозавода вполне характерны ситуации частой смены поставщиков компонентов, изменение схем и технологий отделки экстерьера и постоянная модернизация от партии к партии, несущая множество мелких отличий. При этом изменения не относятся конкретно ни к модельному году, ни к региону поставок. Заказчики, в свою очередь, обсуждая спецификации, вносят свои коррективы в детали. Посему буквально нескольких абсолютно одинаковых отечественных автомобилей-близнецов найти крайне сложно.
Так и с ЛиАЗ-5292. Осмотр реальных автобусов, курсирующих по улицам и изучение огромного количества фотографий, показали, что за полтора десятка лет на конвейере автобус комплектовался стеклопакетами примерно с пятью вариантами форточек, тремя вариантами оптики, не менее чем двумя вариантами дверей, сдвоенными или одинарными цельными ветровыми стёклами, двумя вариантами формул дверей, не говоря уж о постоянно «плавающих» всевозможных решётках и лючках, обусловленных применением разных двигателей и КП.
Вносят в это многообразие свою лепту и авторемзаводы, и сами ПАТП. На этом этапе я решил согласиться с китайцами, предложившими своё видение некой условной модификации ЛиАЗ-5292, оправдавшись вышеизложенными факторами.
Технические характеристики
1)
Параметры | ЛиАЗ-529265 | ЛиАЗ-529267 (CNG) |
Тип топлива | Дизель | Газ |
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л. | 220 | 220 |
Снаряженная и технически допустимая масса, кг. | 10500 / 18000 | 10500 / 18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. | 6500 / 11500 | 6500 / 11500 |
Минимальный радиус разворота, м. | 10,7 | 10,7 |
Рулевой механизм | С гидравлическим усилителем руля | С гидравлическим усилителем руля |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR |
2)
Параметры | ЛиАЗ-5292 Рестайлинг | ЛиАЗ-5292 Рестайлинг (CNG) |
Тип топлива | Дизель | Газ |
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л. | 297 (220+77) | 297 (220+77) |
Снаряженная и технически допустимая масса, кг. | 10500 / 18000 | 10500 / 18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. | 6500 / 11500 | 6500 / 11500 |
Минимальный радиус разворота, м. | 11,5 | 11,5 |
Рулевой механизм | RB Servocom 8098 с гидравлическим усилителем руля | RB Servocom 8098 с гидравлическим усилителем руля |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR |
Характеристики шасси: задний мост и не только
Параметры | ЛиАЗ-529265 / ЛиАЗ-529267 (CNG) | ЛиАЗ-5292 Рестайлинг / ЛиАЗ-5292 Рестайлинг (CNG) |
Марка | – | ZF |
Тип | Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами | Передний мост: ZF RL-85A зависимый, портальный с дисковыми тормозами, Задний мост: ZF AV-132/870/6. 50 портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами |
Ведущий мост | Задний | Задний |
Колесная формула | 4х2 | 4х2 |
Колесная база, мм. | 5960 | 5960 |
Шины | 275/70 R 22,5 | 275/70 R 22,5 |
Антиблокировочная система тормозов (ABS) | Присутствует | Присутствует |
Характеристики двигателя/силового агрегата
1)
Параметры | ЯМЗ-53633 | ЯМЗ-53624-40 CNG |
Тип | Дизельный двигатель | Газовый двигатель |
Количество и расположение цилиндров | 6-цилиндровый, рядный, вертикальное | 6-цилиндровый, рядный, вертикальное |
Нормы экологической безопасности | Евро-5 | Евро-5 |
Система выпуска и нейтрализации газов | 1 глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR | 1 глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR |
Мощность двигателя, кВт (л. с)/мин | 203 (276) при 2300 мин-1 | 210 (285,6) при 2300 мин -1 |
Макс. крутящий момент, Нм/мин | 1250 при 1300…1750 мин-1 | 1130 при 1100…1600 мин-1 |
Расположение двигателя | Заднее, продольное | Заднее, продольное |
КПП | АКПП: Voith D 854 | АКПП: Voith D 854 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 | 80 |
Гарантия на автобус | 1,5 года или 150 тыс. км пробега | 1,5 года или 150 тыс. км пробега |
2)
Параметры | ЯМЗ-53633 | ЯМЗ-53624 CNG |
Тип | Дизельный двигатель | Газовый двигатель |
Количество и расположение цилиндров | 6-цилиндровый, рядный, вертикальное | 6-цилиндровый, рядный, вертикальное |
Нормы экологической безопасности | Евро-5 | Евро-5 |
Система выпуска и нейтрализации газов | Один глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR | Один глушитель со встроенным нейтрализатором и системой SCR |
Мощность двигателя, кВт (л. с)/мин | 203 (276) при 2300 мин-1 | 210 (285,6) при 2300 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм/мин | 1250 при 1300…1750 мин-1 | 1130 при 1100…1600 мин-1 |
Расположение двигателя | Заднее, продольное | Заднее, продольное |
КПП | АКПП: ZF 6AP-1400B (Ecolife) | АКПП: ZF 6AP-1400B (Ecolife) |
Максимальная скорость, км/ч | 80 | 80 |
Гарантия на автобус | 1,5 года или 150 тыс. км пробега | 1,5 года или 150 тыс. км пробега |
Особенности/преимущества
- Надежность: Высокая надежность узлов и ресурс агрегатной базы (более 1 млн. км)
- Межсервисный интервал обслуживания ‒ 30 тыс. км.
Показатели эффективности для Низкопольных модификаций:
- Высокая остаточная стоимость
- Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
- Увеличение пассажиропотока за счет сокращения простоев на остановках и максимальной вместимости
- Унификация с другими моделями ЛиАЗ
- Доступная цена
Показатели эффективности для рестайлинговых модификаций:
- Увеличенная пассажировместимость до 114 человек
- Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
- Доступная цена
В точку или нет?
С пропорциями и формами дверей у купленной модели автобуса оказался полный порядок. Вполне достойно выполнены и зеркала, отдельными деталями правильной формы, что на игрушках бывает редко. А вот с фарами головного света явный «косяк» – их диаметр оказался великоват, не соответствует ни ранней оптике от ВАЗ-2106, устанавливаемой до 2010–2011 годов (зануды скажут, что это фары от ВАЗ-2103 и будут неправы, так как у волжско улучшенные галогеновые элементы), ни пришедшим в 2011 году на смену линзам. Тем не менее специалисты немецкого автомодельного бренда Schuco неоднократно отмечали, что в моделировании транспорта применим принцип скульптуры, т. е. достоверное копирование размеров на миниатюре часто меняет её «лицо», так как с изменением размера изменяется зрительное восприятие некоторых пропорций.
Подштамповка панели передка на нашей игрушечной версии (раннего образца), у которого сдвоенное ветровое стекло с чёрной вертикальной перемычкой в центре, и отсюда соответствующий механизм привода стеклоочистителей с вертикальными рычагами. Позднее, когда завод стал устанавливать цельный «ветровик», на передке исчезло углубление в виде «лодочки», панель стала абсолютно плоской, а валы привода стеклоочистителей переместились ближе к краям горизонтального габарита. Хотя экспериментальный образец с новым единым ветровым стеклом на форуме «Транспорт России» в 2011 году имел ещё старую облицовку при новых поводках щёток.
У моей подопытной игрушки подштамповка оказалась старая, образца до 2012 года, а стекло цельное и «дворники» от более поздней версии. Видимо, прототип, с которого китайцы или те, кто обеспечил их производственным техзаданием, рисовали образ автобуса с «натуры», побывавшей в кузовном ремонте. Об этом свидетельствовали двери старого образца, с «двухэтажным» остеклением. В то время как в Ликино-Дулёво преимущественно с цельным ветровым стеклом устанавливали новые двери, остеклённые «во весь рост».
Модификации с цельным ветровым стеклом на выставках встречаются с конца 2011 – начала 2012 года, но в эксплуатации они появились чуть позже. Форточки боковых окон с горизонтальным сдвижным сектором – прерогатива автобусов до 2011 года выпуска. Но позднее они иногда всплывали и на совсем новых машинах 2017–2018 годов выпуска. А вот с конфигурацией форточки левого окна кабины водителя – кто в лес, кто по дрова…
Борта игрушечного автобуса проработаны вполне точно, но есть вопросы к схемам окраски, как будто панели боковин тоже подвергались кузовному ремонту, причём довольно бюджетному и выполненному кустарно, как на небогатых автопредприятиях.
Корма проработана идеально и абсолютна узнаваема. Но заднюю часть ужасающе портят плоды игрушечной унификации с троллейбусом – барабаны для намотки каната токоприёмника, удалить которые мне пока не удалось, видимо, придётся заново изготовить правильную крышку моторного отсека из стекловолокна. На крыше вместо воздухозаборника (вид которого у настоящего автобуса в масштабе 1:1 менялся раза три точно) непонятные П-образные «ручки».
Шины воспроизведены условно: протектор проработан неплохо, а оформление боковины отсутствует, но это сегодня как раз вообще не проблема, их можно легко заменить. Крепёж передних колёс воспроизведён на 10 шпильках, что соответствует действительности, а вот задние диски интерпретированы совсем условно, но, учитывая бюджетность модели, это можно простить, ведь чтобы исполнить верную имитацию надо достоверно понимать, как выглядят бортовые редукторы портального моста.
Автобусы ЛиАЗ с низким полом – Страница 2 из 4 – Рейс.РФ
На Ликинском автобусном заводе наращивают выпуск современных низкопольных городских автобусов. Такие ЛиАЗы уже работают во многих крупных городах России
Ярославский дизель: альтернатива не нужна
Если вспомнить самые первые ликинские автобусы, то сегодня, глядя на мощность тех моторов, становится смешно: 109 л.с. у ЗИЛ‑158 и 180 л.с. у ЛиАЗ‑677. А от расхода топлива современные перевозчики просто бы рыдали. У ЛиАЗ‑677 линейная норма составляла 54 литра на сотню, то есть почти в два раза больше, чем расходует сегодня среднестатистический городской автобус. Конечно, разговор идет о бензине А‑76, но сейчас-то его ценник сопоставим с соляркой. Однако и мощность атмосферных двигателей Raba-MAN для 11-метрового Ikarus‑260 и сочлененного Ikarus‑280 длиной 16,5 метра составляла всего 192 или 220 л.с. Конечно, существенным прорывом в разработке концепции городских автобусов в СССР и затем в России стало появление ЛиАЗ‑5256, а затем ЛиАЗ‑5293. Однако после пожара на моторном заводе «КАМАЗ» каких только моторов взамен «740» не ставили на это семейство: и Cummins 6 ISBe 245B, и Caterpillar‑3116 или Caterpillar‑3126, и MAN D 0836, и конечно же ЯМЗ‑236.
Сейчас главные двигатели для городских Ликинских автобусов – семейства ЯМЗ‑530. Эти моторы созданы в результате партнерства ЯМЗ и австрийской инжиниринговой компании AVL. Для их производства в Ярославле построили совершенно новый современный завод. Размерность двигателей, диаметр и ход поршня 105х128 мм. У шестицилиндрового ЯМЗ‑536 рабочий объем 6,65 литра, у ЯМЗ‑534-4,43 литра. У «четверки» для городских ЛиАЗов интересны две настройки мощности: 190 л.с. при 2300 об/мин., момент 750 Н.м и 210 л.с. при 2300 об/мин/780 Н.м при 1300-1600 об/мин. Именно 210-сильный мотор теперь ставят на новый 9,5-метровый ЛиАЗ‑429260. Обратите внимание, дизель в два раза меньше объемом, чем RABA-MAN на Ikarus, но имеет ту же мощность. А ярославская «шестерка» еще лучше для автобуса. У ЯМЗ‑536 кроме трех настроек 240 л. с./900 Н.м, 285 л.с./1130 Н.м и 312 л.с./
1226 Н.м есть четвертый вариант – 330 л.с. и 1275 Н.м. Любой из этих моторов подходит по мощности для городского автобуса.
Между тем планируется выпуск «шестерки» увеличенного до 7 литров объема. У него остается тот же диаметр поршня – 105 мм, но ход будет увеличен со 128 до 136 мм. Получается на 4 мм больше радиус кривошипа. Высота блока и длина шатуна останется прежней, но уменьшится расстояние от днища поршня до оси поршневого пальца. Мощность такого мотора выставят на уровне 330-370 л.с. Это будет хороший двигатель для сочлененных городских автобусов, возможно, еще более длинных и вместительных. К примеру, в Европе идет разработка 25-метровых «гармоней» с двойным сочленением. Несомненно интересным будет этот мотор для междугородних и туристических автобусов, но в бюджетных версиях.
А в ноябре 2016 года на конвейер в Ярославле поставили еще два двигателя: ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG. Буквы CNG в маркировке двигателей обозначают топливо – сompressed natural gas, или по-русски – «компримированный (сжатый) природный газ». Оба мотора обеспечивают хороший диапазон мощности – от 150 до 312 л.с. и найдут применение на различных грузовиках и автобусах именно для эксплуатации в городах. У «четверки» три настройки: ЯМЗ‑53414 имеет 170 л.с. и 590 Н.м. при 1200-1600 об/мин, у ЯМЗ‑53424 и ЯМЗ‑53444 мощность составляет 150 л.с. момент – 493 Н.м при тех же оборотах. У «шестерок» тоже три версии: ЯМЗ‑53604, ЯМЗ‑53624 и ЯМЗ‑53644. Самый мощный – первый мотор, 312 л.с. и 1220 Н.м. Вторая настройка – 285 л.с. и 1130 Н.м, третья – 258 л.с. и 1080 Н.м.
У моторов чугунные блоки со сменными «мокрыми» гильзами, двойными уплотнительными резиновыми кольцами, устанавливаемыми в канавки нижней части блока. Такая установка надежна и устраняет возможность коробления гильзы при перегреве. А заменить гильзу в случае ремонта просто – можно даже вытащить ее отверткой. Головка блока сделана общей для всех цилиндров, она добавляет прочности блоку. Естественно, есть турбонаддув, а в головке четыре клапана на цилиндр, иначе сложно было бы добиться высокой мощности моторов.
Важный момент для двигателя городского автобуса: моторы семейства ЯМЗ‑530 не склонны к перегреву. Мало того что дизели в сравнении с двигателями, работающим по циклу Отто, как обычно, меньше отдают тепла «в воду», еще на современных ярославских «четверках» и «шестерках» по особому выполнена циркуляция охлаждающей жидкости. Проток «воды» организован «сверху вниз», то есть из головки в блок, что предотвращает возникновение трещин в самых термически нагруженных зонах – у перемычек седел клапанов. Радиатор расположен в корме, по левому боку – хорошо продувается, а для его привода используется гидрообъемная передача. Такая конструкция широко применяется на европейских автобусах. На ЛиАЗах гидропривод состоит из японского гидромотора и гидронасоса, произведенного в Белоруссии, в Борисове.
На семействе ЯМЗ‑530 грамотная система смазки. Масляный насос увеличенной производительности, один фильтр полнопоточный, другой с более грубой дисперсностью очистки, фильтрует то масло, которое идет в магистраль при открытом перепускном клапане основного фильтра. Грязь к вкладышам и шейкам не попадет. За стабильность вязкостно-температурных характеристик масла отвечает водо-масляный теплообменник. Он смонтирован в едином блоке с масляным фильтром и термостатом системы охлаждения.
Топливную систему применили тоже самую современную – Common Rail производства Bosch, давление распыла составляет 1800 бар, с возможностью увеличения до 2000 бар. Для достижения норм Евро‑4 и Евро‑5 моторы оснастили самым современным вариантом системы рецирокуляции отработавших газов (EGR) – с жидкостным охлаждением ОГ, подмешиваемых к свежему заряду воздуха.
По экономичности и ресурсу новые двигатели ЯМЗ‑530 ничем не хуже импортных моторов и при этом дешевле на 20-30 процентов. Заявленный ресурс дизельных «четверок» не менее 700 тысяч километров, для «шестерок» – 900 тысяч.
Раньше была велика доля импортных комплектующих по этому семейству, в частности блок, головку, коленвал везли из Европы или из Китая. Теперь литье блока ЯМЗ‑534 локализовано на ОАО «ГАЗ» (напомним, «ГАЗ», «ЯМЗ» и «ЛиАЗ» входят в один холдинг) – там более современная литейка. Литье алюминиевых деталей – лобовой крышки, картера маховика, корпуса водомасляного теплообменника и т.п. – было освоено раньше. Поршневая группа или с завода Federal Mogul в Набережных Челнах, или с костромского завода «Мотордеталь», который использует технологии, материалы и конструкцию поршня германской компании Kolbenschmidt. Раньше стальные поковки коленвала делала германская фирма Thyssen Krupp AG, но обработка велась на ЯМЗ. Теперь заготовки коленчатых валов поставляет «КАМАЗ». Вкладыши коленвала, втулки распредвала делают на Заволжском заводе подшипников скольжения. Часть компонентов двигателя делает Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА), в основном по ГРМ – это технологически ближе к их основному производству: распредвал, роликовые толкатели, клапанные пружины. На ЯЗДА наладили и выпуск ТНВД для системы Common Rail, а это очень важно. Блок управления поставляет московская фирма «Ителма». Турбокомпрессоры тоже могут применяться российские. В частности, турбины делает НПО «Турботехника» из подмосковного Протвино. Локализация компонентов двигателей ЯМЗ‑530 в 2016 году уже составляла 75 %, в планах на 2018 год – довести до 80 %.
У всех современных низкопольников ЛиАЗ одинаковая компоновка: двигатель расположен продольно в заднем свесе, смещен к левому борту. Дальше стоит автоматическая коробка, и от нее – привод карданом на ведущий мост со смещенным влево редуктором.Двигатель устанавливают вертикально, как на грузовике. Класть дизель на бок на этих городских моделях автобусов или устанавливать мотор поперек нет смысла: схема со «шкафом» в углу вполне оптимальна. Но, возможно, появятся горизонтальные версии «шестерки» ЯМЗ‑536 для перспективных междугородних и туристических автобусов. Кстати, мало кто знает, что в Ярославле еще в 60-х годах был разработан автобусный горизонтальный дизель ЯМЗ‑233, рядная «шестерка», унифицированная по многим деталям с V6 ЯМЗ‑236. Их планировали поставлять на «ЛиАЗ», «ЛАЗ» и в Венгрию, для Ikarus. Но в серию мотор не запустили.Кстати, специально обратил внимание на уровень вибраций именно в задней части автобуса, рядом с двигателем. Понятно, что до водителя вся эта тряска не дойдет – это важно а в первую очередь для пассажиров. Но здесь вибраций почти нет, и шума сравнительно немного. Раньше с моторами Cummins и Caterpillar вибраций было больше, одна из причин неудачные, слишком жесткие подушки крепления силового агрегата.
2020 ЛиАЗ-5292 СПГ – Новости – ГАЗ – АВТОБУС – Альтернативный привод — Новый автобус на альтернативном топливе от Группы ГАЗ «Группа ГАЗ» представила новый автобус на СПГ ЛиАЗ-5292 СПГ — флагманский городской автобус компании и первый автобус в России, сертифицированный для работы на сжиженном природном газе — новом экологически чистом топливе. ЛиАЗ-5292 СПГ — новый представитель газомоторной техники Группы ГАЗ, предлагающий линейку газовых автобусов и коммерческих автомобилей.«Группа ГАЗ» разработала автобус, работающий на СПГ, который будет продаваться как ЛиАЗ-5292 СПГ. Все сертификационные испытания завершены, и на новую модель выдан ВТА. Сейчас автобус отправляется в Челябниск для опытной эксплуатации на регулярных городских маршрутах. После периода опытной эксплуатации Ликинский автобусный завод приступит к подготовке производства первой опытной партии ЛиАЗ-5292 СПГ, выпуск которой запланирован на 4 квартал 2020 года. | Новая модификация рассчитана на перевозку 106 пассажиров и обладает всеми лучшими характеристиками базовой версии, т.е.г. низкий пол, большое пространство для стоячих мест, система наклона кузова на коленях, наклоняющая кузов к дверям для облегчения входа и выхода пассажиров. Автобус оснащен системой кондиционирования воздуха, обеспечивающей сбалансированные потоки воздуха, обтекающие салон. ЛиАЗ-5292 СПГ имеет механические пандусы для удобного доступа маломобильных людей, места для инвалидных колясок и кнопки вызова водителя. В задней части корпуса находится газовый бак на 375 л. На одном баке сжиженного природного газа автобус может проехать более 300 км. Топливо переохлаждается до -162°С и делается нечувствительным к температуре окружающей среды.ЛиАЗ-5292 СПГ оснащен двигателем ЯМЗ-536 российского производства. | Использование природного газа помогает снизить затраты на топливо по сравнению с бензином и дизельным топливом. Кроме того, это действительно одно из самых экологически чистых видов топлива. В отличие от других видов топлива, работающих на природном газе, СПГ обеспечивает наилучший пробег на одном баке. «Группа ГАЗ» — ведущий российский производитель автомобилей, работающих на газовом топливе. На сегодняшний день модельный ряд автомобилей, работающих на природном газе, «Группы ГАЗ» включает все типы автобусов, легкие коммерческие автомобили, грузовые автомобили и спецтехнику на их базе.Перед запуском в серийное производство каждая модель проходит длительные испытания для обеспечения безопасности и надежности: на полигонах, в условиях сложного рельефа, в тестовой эксплуатации на реальных трассах. «Группа ГАЗ» сотрудничает с ведущими производителями газового оборудования, что в сочетании с полным циклом испытаний и передовыми технологиями производства обеспечивает высокую надежность продукции. — Новости прессы Группы ГАЗ – ПК — 00:08:20, 18.09.2020 |
Низкопольный городской автобус многих модификаций
Городской автобус ЛиАЗ-5292 (большой класс, низкопольная компоновка) был представлен на Московском автосалоне 2003.Машина в то время оснащалась силовым агрегатом Caterpillar поперечной компоновки и сочеталась с автоматической коробкой передач фирмы Voith. Ходовая часть состояла из двух мостоукладчиков. Автобус ЛиАЗ-5292 был запущен в серийное производство и начал поступать небольшими партиями на автостоянки Москвы, а также в Воронеж, Иваново, Курск и другие крупные города.
Модернизация
Модель себя не оправдала, в Москве в 2014 году начались ее массовые списания. Потребовалась глубокая модернизация, замена двигателя на более мощный, улучшение рулевого управления и сервоприводов дверей. Кроме того, на базовом ЛиАЗ-5292 в жаркое время плохо работала система кондиционирования воздуха, в результате чего чрезмерно нагревалась вся задняя часть салона, создавались некомфортные условия для пассажиров.
Доработанному автобусу присвоен индекс 5292-20. Основным отличием от базовой модели стал новый двигатель MAN D0836 LON, соответствующий экологическим нормам Евро 4. Автомобиль был оснащен приборной панелью от модели ЛиАЗ-6213, хорошо зарекомендовавшей себя.Оптика использовалась точечная, фирмы «Гелла». Системы кондиционирования устанавливались двух типов – «Конвект» и «Сперос». Летом 2011 года начались массовые поставки новой модели автопрому Москвы и в отдельные регионы России.
Стеклянные двери
Очередная модификация ЛиАЗ-5292-22 была запущена в производство в декабре 2013 года. Машина была оснащена цельностеклянными дверями с резинометаллическим каркасом. Все выпускаемые автобусы этой модификации были переданы в распоряжение ГУП «Мотрансавто».
В то же время небольшая партия автомобилей пригородного типа. У этих автобусов не было задней двери, количество мест в них увеличилось до 32. Первая партия из 50 машин была отправлена в Сочи.
С начала производства по настоящее время на Ликинском автомобильном заводе создано более десяти различных модификаций, которые успешно эксплуатируются на городских и пригородных трассах во многих городах России. В общем, сама эксплуатация ЛиАЗ-5292 уже себя оправдывает, и машину даже отправляют на экспорт.Отзывы зарубежных партнеров Минтранс России получает положительные.
Аккумулятор питания
На отдельном производстве модификация ЛиАЗ-5292-6274 (опытный электробус). Машина оснащена литиевыми батареями Liotech. Запас хода при полной зарядке составляет около двухсот километров. Заправка осуществляется на специальных станциях, оборудованных терминалами на шесть заправочных входов.
Также на Ликинском заводе на автобус поставили газовый двигатель ЛиАЗ-5292-71.Эти машины эксплуатируются с 2010 года. После инцидента со взрывом газовых баллонов, который произошел 9 мая 2013 года, все автобусы с газовым двигателем были сняты с маршрутов. Однако системных дефектов обнаружено не было, постепенно все машины вернулись на улицы Москвы. На периферии, в основном в Химках, курсирует 29 автобусов. В Челябинске тридцать машин на газе, столько же в Петербурге. В конце 2015 года в Крым отправлена большая партия автобусов, часть из них работает на городских маршрутах в Симферополе, часть эксплуатируется на маршруте Симферополь-Алушта.
ЛиАЗ-5292: технические характеристики
Масса и габаритные параметры:
- длина автобуса — 11 990 мм;
- высота — 2880 мм;
- ширина — 2-500 мм;
- Базовое колесо — 5 960 мм;
- колесная формула — 4 х 2;
- ширина дверных проемов — 2 х 1325 и 1 х 1225 мм;
- количество дверей — 3;
- высота потолка внутреннего помещения — 2280 мм;
- полная масса — 18 390 кг;
- Радиус поворота 11,5 метров.
Силовая установка
Автобус комплектуется двигателем немецкой фирмы MAN (модель MAN D0836LOH с турбонаддувом).
Характеристики двигателя:
- количество цилиндров — 6;
- расположение вертикальное;
- экологический стандарт — Евро 4;
- рабочий общий объем цилиндров — 6870 куб.см;
- максимальная мощность 176 л.с. при скорости 2400 об/мин;
- крутящий момент — 925 Нм при вращении 1800 об/мин;
- расположение двигателя заднее.
Шасси
В основном автобусные подвески собираются из узлов, поставляемых немецкими производителями. Автобус ЛиАЗ-5292, характеристики и параметры которого говорят о его надежности и долговечности, постепенно переходит на агрегаты отечественного производства. Качество российских деталей на этом этапе не хуже импортных, а качество стали даже превосходит зарубежные аналоги.
Отличительной чертой модели является встроенная система наклона кузова в сторону посадочной площадки на упорах.Это сделано для облегчения входа в инвалидную коляску. Из подземного пространства выдвигается специальный пандус, по которому заходит пассажир с ограниченными возможностями. Автобус отвечает всем требованиям эксплуатации в крупных городах. Общая пассажировместимость составляет 112 человек. Мест — 20.
Легковые автомобили, грузовики и фургоны Литые под давлением и игрушечные транспортные средства ЛиАЗ 5292 Литая модель автобуса в масштабе 1:72 educationnewz
ЛиАЗ 5292 Литая модель автобуса в масштабе 1:72
12-16 лет, неиспользованные, 5-7 лет, 17 лет и старше: Масштаб: : 1:72 , Торговая марка: : Русские игрушки: EAN: : 481115
Имя | Последнее изменение | Размер |
---|---|---|
Родительский каталог | ||
2013-02-16 22:53 | 22:53 | 24K |
Liaz-5292-02.jpg | 2013-02-16 22:53 | 48K |
Liaz-5292-03.jpg | 2013-02-16 22:53 | 56k |
Liaz-5292-04.jpg | 2013-02-16 22:53 | 96k |
jpg»> Liaz-5292-05.jpg | 2013 -02-16 22:53 | 52k |
liaz-5292-06.jpg | 16-02-2013 22:53 | 72k | 91-72li2013-02-16 22:53 | 132K | 132K |
Liaz-5292-08.jpg | 2013-02-16 22:53 | 32k |
Liaz-5292-09.jpg | 2013-02-16 22:53 | 120k |
Liaz-5292-10.jpg | 2013-02-16 22:53 | 76k |
Liaz-5292-11.jpg | 2013 -02-16 22:53 | 1356k |