ГАЗ-66 с кунгом: различные модификации автомобиля
ГАЗ 66 кунг — весьма популярный советский автомобиль с грузоподъемностью порядка 2 тонн, который является техническим продолжением ГАЗ-62, выпускавшегося ранее. Однако ГАЗ 66 дизель применялся не только в строительной и сельскохозяйственной промышленности, но и в армейских целях, так как имел относительно небольшие габариты, огромную вместительность грузового кузова, а также двигатель, который располагался под кабиной водителя.
Классический вид грузовика ГАЗ 66 с кунгом
Кстати, дизельная версия появилась существенно позже. Изначально автомобиль снабжался только ЗМЗ-мотором бензинового типа с карбюратором. Вернуться к оглавлению
Технические характеристики
Технические характеристики ГАЗ-66 мало чем отличались от тех, что использовались в ГАЗ-62. В заводской комплектации устанавливался мотор ЗМЗ-513 с общим объемом камер сгорания в 4,2 литра и мощностью в 125 лошадиных сил. Учитывая, что грузовик выпускался в 60-х годах прошлого столетия, это весьма достойный показатель, а его технические характеристики ни в чем не уступали аналогам европейского и американского производства.
Схема с габаритными размерами автомобиля Газ 66 с кунгом
При массе в 3,5 тонны (которые, можно сказать, стали основными для всех грузовиков ГАЗ тогдашнего поколения) он мог разогнаться до 90 километров в час. И при таких параметрах в нем устанавливалось два топливных бака, каждый из которых рассчитан на 105 литров.
ГАЗ 66 дизель кунг обладает практически такими же характеристиками в плане производительности силового агрегата, но использовался уже для специализированных задач.
Всего было выпущено порядка 30 модификаций грузовика, который использовался и для спасательных целей, и для эксплуатации в странах с тропическим климатом. Например, в ГАЗ 66-01 вообще использовалась централизованная система регулировки давления в шинах. При этом она была оптимизирована для эксплуатации в горных каньонах, где давление в колесах приходилось постоянно менять.
Подробная схема системы накачки шин автомобиля ГАЗ-66
Здесь все это делалось практически в полуавтоматическом режиме, что для своего времени считалось просто невероятным достижением. А в ГАЗ 66-03 все оборудование экранировалось. Это своего рода ответ в «холодной войне», когда США обвинялись в разработке электроимпульсной бомбы. Плюс ко всему такой автомобиль мог спокойно передвигаться в поле обозрения радаров и оставаться незамеченным. Вернуться к оглавлению
Модификации автомобиля
Так выглядит двигатель ЗМЗ-513 для ГАЗ-66 снятый с консервации
Например, в нем использовали двигатель ЗМЗ-513-10, тормоза ГАЗ 66 полностью перерабатывались, платформа использовалась уже без ниш под колеса (и, соответственно, была более устойчива к динамическим нагрузкам и поездкам по бездорожью). Таким образом, ГАЗ 66 с консервации был снят и снова включен в производство, так как ранее предложенные варианты новых поколений грузовиков руководством уже Российской Федерации были отвергнуты.
Технические характеристики в нем также несколько изменились:
- предельная мощность — 140 лошадиных сил;
- объем двигателя — 3,5 литра;
- грузоподъемность — 2,3 тонны;
- система контроля работы карбюратора.
Вариант тюнинга грузовика ГАЗ 66 с кунгом
Аналогичная конструкция осталась и в ГАЗ-66-21, но в нем сзади использовались сдвоенные мосты (колесная база 6х6 с возможностью отключать передние), благодаря чему допустимая грузоподъемность была увеличена до 3,5 тонн. Кстати, ГАЗ-34, выпущенный в 70-х годах, был опытным образцом, из которого потом и получили ГАЗ-66-21.
В ГАЗ 66 кунг впервые дизельный двигатель поставили только в 1992 году (без надува), но позже сами инженеры указали на то, что это было не лучшим решением. Мощность кардинально снизилась, а для хранения автомобиля необходимы были специальные боксы.
Установленный дизельный двигатель на Газ 66 с кунгом
Их используют как для транспортировки личного состава, так и для установки не переносных ракетных установок класса «земля — земля» и «земля — воздух». Только с 95-го года была выпущена готовая модификация с турбодизелем, которая по производительности практически ни в чем не уступала бензиновым двигателям. Турбо-мотор выдавал предельную мощность в пределах 135 лошадиных сил. Дальнейший «тюнинг» от производителя не выполнялся. Выпустили только автомобили, ориентированные на экспорт для стран с тропическим климатом.
ГАЗ 66 с кунгом в настоящее время
Как ни странно, но автомобиль широко используется и по сегодняшний день, преимущественно государственными службами и армией, невзирая на свое высокое потребление топлива при сравнительно низкой производительности (если ее сравнивать с западными аналогами). К сожалению, из-за сложности хранения автомобиль не используется широкими массами потребителей.
Но та система крепления кабины, которая применялась в ГАЗ-66, пользуется широким спросом и сейчас. Крепилась она при помощи шарниров и могла сдвигаться вперед.
Современный салон автомобиля Газ 66 с кунгом
По этой причине те, кто стал владельцем данного авто, первым делом удлиняют кузов, оставляя меньше места для грузового. Кроме того, потребуется замена грузовой платформы, так как качественной ее делали только в 70-80-х годах прошлого столетия. Начиная с 90-х качество используемого металла на концерне ГАЗ кардинально изменилось в худшую сторону.
Для каких целей автомобиль можно использовать в домашних условиях? Для транспортировки габаритного и негабаритного груза, для перевозки в условиях тотального бездорожья (так как здесь есть отключаемый полный привод), а также для гражданских перевозок (модификация с трансмиссией под автобусы). Те автомобили, которые применяются в сельском хозяйстве, преимущественно переводят на ГБО под карбюратор. С таким оборудованием потребление топлива «шишиги» (так авто прозвали в народе) снижается почти в 2 раза, но и предельная мощность становится 90 лошадиных сил.
Кузов Газ-66 | Аукцион масштабных и сборных моделей
Информация о продавце
- Пользователь
- great
- Дата регистрации
- 07. 11.2015
- Был на сайте
- 25.08.2021 22:23:22
- Местонахождение
- Россия, обл Нижегородская, г Нижний Новгород
- Рейтинг
- 100
Другие лоты продавца
3000₽
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский, Нижний Новгород
4000₽
6д, 14ч 22м
4000₽
6д, 12ч 20м
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский, Нижний Новгород
2500₽
6д, 10ч 28м
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский, Нижний Новгород
1800₽
6д, 10ч 28м
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский, Нижний Новгород
250₽
6д, 10ч 28м
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский, Нижний Новгород
200₽
6д, 10ч 28м
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский, Нижний Новгород
3500₽
6д, 10ч 14м
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Канавинский, Нижний Новгород
История ставок
История продаж
Пользователь | Цена | Кол-во | Дата |
---|---|---|---|
My life — My scale (123) | 250₽ | 1 | 27. 06.2019 21:08:03 |
3 крутых внедорожника на базе грузовика ГАЗ-66 — Автомобили
- Автомобили
- Автопром
На базе узлов и агрегатов знаменитого ГАЗ-66 в России сделано не мало интересной техники. Умельцы используют ведущие мосты, раздаточную коробку, а то и армейский грузовик целиком, чтобы сделать настоящих проходимцев. При этом глядя на самоделки и не догадаться, что в их основе — грузовик. Портал «АвтоВзгляд» выбрал самые интересные внедорожники.
ГАЗ-66 — самый массовый полноприводный двухосный грузовик. По созвучию с номером 66 его стали называть «Шишигой». Долгие годы, а это с 1960-х по 1990 года, он верно служил в армии и народном хозяйстве. Всего выпустили почти миллион таких грузовиков. То есть запчастей на них полно, а отремонтировать машину можно в любом поле. Были бы инструменты, да сноровка.
Умельцев в нашей стране тоже хоть отбавляй, а вот хороших дорог мало. Потому у многих была мечта сделать настоящий внедорожник, при этом, большой и комфортный. Решение созрело само собой: берем старую надежную «Шишигу» и ставим на нее кузов собственной разработки. Плюс, подключаем голову и дорабатываем технику. Вот что из этого получилось.
Mega Cruiser Russia
Вячеслав Золотухин из Краснознаменска построил внедорожник Mega Cruiser Russia, в основе которого лежит ГАЗ-66. На разработку и воплощение идеи в металле ушло 18 месяцев. В основе машины — рама из стали 6 мм, газовские мосты. А вот кузов, двигатель и коробка передач были заменены.
Под капотом конструктор разместил 7,5-литровый дизель от японского грузовика Hino. Шестиступенчатая коробка передач так же перекочевала с японца. А вот раздаточную коробку оставили газовскую. Капот сделан оригинальный, решетку радиатора собрали из двух решеток от Land Cruiser Prado, сдвоенную кабину взяли от грузовика Isuzu Elf, от него же позаимствовали и салон, а оба бампера изготовили из металла самостоятельно.
В итоге внедорожник получился длиной почти 6 метров, высотой 2,3 метра. Вес — 3,5 тонны.
«Партизан»
Партизан, напоминает американский внедорожник Hummer. Тем не менее от «Шишиги» у него большая часть узлов и агрегатов. Силовой агрегат и раздатку оставили от ГАЗ-66, но переместили немного вниз для лучшей развесовки.
Кабину, если посмотреть внимательно, тоже взяли от 66-го. Капот и грузовое отделение сделали сами. В целом кузов получился довольно легким. Его вес 320 кг.
Внедорожник вышел довольно внушительных размеров. Длина — 4 860 мм, ширина — 2 177 мм, высота — 1 902 мм. Колесная база 3 300 мм. А вот с дорожным просветом не все так гладко. Он равен 260 мм. Для серьезного рамного всепролазы, да еще с армейским прошлым — не лучший показатель.
Напомним, что клиренс «Шишиги» на стандартных колесах — 315 мм. Поэтому заезжать в совсем уж непролазную топь или глубокий снег на таком внедорожном грузовике не рекомендуется. Тут подойдет принципиально другая техника. Но вот, что нравится лично нам, так это то, что Партизан может преодолеть брод глубиной 0,8 метра.
Бизон
А вот машина, которая сохранила характер армейского грузовика. Но внешне об этом и не скажешь. Вездеход «Бизон» построил конструктор Александр Чувпилин. Для начала купив за копейки «убитый» ГАЗ-66 он восстановил раму, а затем, разработал кузов буквально с нуля. В его основе — конструкция из профилированных металлических труб 60х40х3 мм.
Трубы стыкуются к раме через резиновые подушки в 12 точках креплений. Топливный бак емкостью 120 литров установили внутри рамы. Ряд кузовных панелей взяли от Volkswagen Passat и Audi A6. А вот капот и задняя часть — собственного изготовления.
Силовой агрегат поменяли на китайский DongFeng мощность 137 л. с. Он работает вместе с пятиступенчатой механикой.
У «Бизона» есть камера заднего вида для облегчения маневрирования и такая незаменимая в наших краях вещь, как система автоматической подкачки колес. Играясь с давлением в шинах, можно многократно облегчить себе жизнь на бездорожье.
26414
26414
Типовые кузова-фургоны.
Автомобили Советской Армии 1946-1991Типовые кузова-фургоны
Одними из наиболее распространенных военных надстроек на шасси ГАЗ-66 были многочисленные обитаемые кузова-фургоны различных видов, конструкций и назначения, выпускавшиеся специализированными предприятиями. В разное время на них устанавливали прямоугольные деревометаллические фургоны КУНГ-2М производства объединения «Газстроймашина», каркасно-металлические КУНГ-66 и модернизированные округлые конструкции АВС-2М с трапецевидными колесными нишами. С середины 1960-х годов роль основных армейских фургонов стали играть типовые кузова К-66 и КМ-66 с расположением запасного колеса на заднем откидном кронштейне, специально разработанные для установки на ГАЗ-66 разных версий. Они полностью удовлетворяли военным требованиям по универсальности, габаритам, собственной массе, прочности, уровню безопасности, приспособленности к перевозке различными средствами транспорта и использованию внешних или автономных источников энергии, возможности эффективной эксплуатации в военных действиях и при наиболее суровых дорожных или климатических условиях. Кузова обеспечивали размещение разнообразного оборудования, оснащения или имущества, а также долговременное пребывание в них людей с созданием для них всех необходимых условий для эффективной деятельности и отдыха. На последнем этапе выпуска ГАЗ-66 для перевозки на бортовых грузовиках были разработаны типовые съемные кузова-контейнеры КК-1.1 и их удлиненные версии КК-2.2 универсального назначения.
Штабная машина Внутренних войск Р-125МТ2 в кузове АВС-2М на шасси ГАЗ-66-05. 1966 год.
К-66 – серия наиболее распространенных обитаемых бескаркасных кузовов-фургонов для ГАЗ-66. Их первоначальная конструкция была разработана в 1958 – 1960 годах на заводе № 38. С учетом возросших требований к такой технике Министерство обороны в апреле 1967 года приняло новые «Тактико-технические требования на разработку семейства унифицированных кузовов-фургонов из армированного полистирольного пенопласта для автомобилей, прицепов и полуприцепов», дальнейшее проектирование которых было возложено на кузовной отдел Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКТИМ) Минлесдревпрома СССР. С 1968 года их изготовлением занимались Шумерлинское предприятие ШЗСА, Козловский и Красногорский комбинаты автофургонов, а также ряд целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих комбинатов.
ГАЗ-66-04 с низкопрофильным обитаемым бескаркасным кузовом-фургоном К-66Н. 1967 год.
Типовые кузова К-66 имели плоские передние, боковые и задние панели из армированного пенопласта, центральную часть крыши с характерными плоскими скосами, короткие надколесные ниши и заднюю двухстворчатую дверь размерами 1305×1570 мм с узким окном. Они были приспособлены к эксплуатации при экстремальных температурах, использованию электросети напряжением 220 или 380 В или бортового 12-вольтового источника питания, снабжались отопителем ОВ-65Б и фильтровентиляционной установкой ФВУ-100Н-12. Кузова К-66 выпускались в четырех модификациях с разными габаритами, внутренним объемом и степенями прочности, количеством и расположением окон, дверей и люков. В них монтировали оборудование многочисленных военных средств связи, машин управления и мастерских разного профиля. Самым востребованным был высокий вариант К-66В с полезной нагрузкой 1230 кг, рабочей площадкой на крыше и 12 окнами-люками – по три в боковых стенках и по три световых люка в скосах крыши. Его снаряженная масса составляла 1280 кг. Внутренняя длина – 3680 мм, ширина – 2250 мм, высота в центральной части – 1800 мм, по боковой стене – 1500 мм. Погрузочная высота – 1190 мм. Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-66 без лебедки с кузовом К-66В – 6029x2400x3160 мм. Полная масса автофургона без лебедки – 4300 кг, с лебедкой – 4470 кг. Второй высокий вариант К1-66 снабжался только правой боковой дверью, двумя окнами на каждом скосе крыши и внутренним переговорным устройством. В войсках машины с такими кузовами использовали в качестве автобусов для доставки 19 человек на индивидуальных сиденьях. В низкопрофильном малогабаритном кузове К-66Н с полезной нагрузкой 1460 кг и внутренней высотой 1430 мм обычно монтировали более компактное оборудование связи. Его вариантом являлся фургон К-66ДС на десантируемом шасси ГАЗ-66Б. В программу входили также удлиненные варианты К-66У1Д и К-66У1-ДП повышенного внутреннего объема, которые устанавливали в основном на автомобили ЗИЛ-157.
КМ-66 – серия более прочных и тяжелых каркасно-металлических (цельнометаллических) кузовов с полезной нагрузкой 1230 кг для монтажа оборудования полевых мастерских, унифицированных по габаритам с серией К-66. Кузов КМ-66 был разработан в 1964 году и выпускался до 1975 года военным заводом п/я 4111, который впоследствии стал известен как Московский завод специализированных автомобилей (МЗСА). С 1970 года его собирал Козельский механический завод Калужской области, затем Львовский механический завод и с 1978 года – Энгельсский завод специализированных автомобилей (ЭЗСА). По сравнению с кузовами К-66В внутренняя длина КМ-66 достигала 4000 мм. Низкопрофильный складной вариант КМ-66ДС предназначался для авиадесантируемого автомобиля ГАЗ-66Б.
КУНГ-66 – многоцелевой каркасно-металлический кузов второго поколения для целевой установки на ГАЗ-66. В 1977 – 1983 годах его собирал Козельский мехзавод. Боковые стенки кузова были утеплены пенопластом и изнутри облицованы древесноволокнистыми плитами, пол на пенопластовой прокладке покрыт фанерными листами. В транспортном положении под ним помещался съемный задний трап. В отличие от кузова КУНГ-2М он снабжался отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65Б и фильтровентиляционной ФВУА-100.
ГАЗ-66 с кузовом КШ-66 повышенной прочности, разработанным в 21 НИИИ. 1977 год.
К наиболее оригинальным экспериментальным конструкциям относились специальные «сверхобтекаемые» кузова-фургоны Опытного завода № 38, разработанные конструкторами 21 НИИИ. В 1965 – 1967 годах там были созданы макетные образцы округлых стеклопластиковых кузовов КЗ-1, за которыми в 1972 – 1977 годах последовал кузов повышенной прочности (КПП) КШ-66 с интегрированной кабиной. Их подчеркнуто обтекаемые формы, близкие к шарообразной, предопределяло принятое в то время направление на создание военных машин, стойких к поражающим факторам оружия массового поражения. По сравнению с типовыми металлическими кузовами их сопротивляемость к воздействию ударной волны ядерного взрыва оказалась втрое выше.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесистория грузовика-миллионника ГАЗ-66 — журнал За рулем
Это один из самых узнаваемых отечественных армейских грузовиков. Гость из 60-х — легкая, по меркам военных, грузовая машина, которая нашла себя и на гражданском рынке. Пусть выпуск остановился в 1999 году — «шишигу» и по сей день можно встретить в любой точке СНГ, от городских улиц до болотистой тундры, горных хребтов и вечной мерзлоты.
Замена «шестьдесят третьему»
Основным полноприводным «двухтонником» в СССР 50-х годов был ГАЗ-63. И все вроде было хорошо, но имелся у него серьезный недостаток — склонность к опрокидыванию. Да и двигатель помощнее хотелось. Военные при этом еще и настаивали, чтобы габариты сильно не увеличивались — грузовик должен быть аэротранспортабельным.
ГАЗ-66 с кузовом КЗ-1 на случай ядерной войны (strangernn.livejournal.com)ГАЗ-66 с кузовом КЗ-1 на случай ядерной войны (strangernn.livejournal.com)
Материалы по теме
Результатом стал ГАЗ-66, пущенный в серию летом 1964 года. В первую очередь конструкторы поработали над переворачиваемостью — центр тяжести машины был значительно ниже, чем у ГАЗ-63. Поэтому чреватый переворачиванием занос у нового грузовика начинался на треть позже, чем у предшественника: на 65 км/ч при движении по 50-метровой (в диаметре) бетонной окружности. ГАЗ-64 грозился грохнуться набок уже на 44 км/ч.
Кроме того, давал о себе знать новый 8-цилиндровый двигатель. Удельная мощность новой машины была самая большая среди полноприводных грузовиков в Союзе — 33 «лошадки» на тонну снаряженной массы.
Вкупе с появившейся в 1968 году централизованной системой регулирования давления в шинах, позволяющей быстро адаптироваться к тому или иному виду бездорожья, а также блокировке дифференциалов, это дало серьезные преимущества в проходимости. В сухую погоду на хорошем грунте ГАЗ-66 брал 37-градусный подъем, в то время 63-й как буксовал уже на 280. Помогала на сложном рельефе и новая бескапотная кабина. Из нее просто было лучше видно.
«Шишига» на войне
Материалы по теме
Точка зрения военных на грузовик была двоякой. С одной стороны, долгое время «шишига» успешно решала задачи, и при этом была лучшей машиной в классе. Но она была не лишена ряда недостатков. Основные нарекания сводились к бескапотной кабине.
С одной стороны, она ограничивала разрастание габаритов, и ГАЗ-66 было удобнее перебрасывать по воздуху. С другой — эргономика внутри оставляла желать лучшего. Прикрытый кожухом двигатель находился строго между водителем и пассажиром, занимая почти все пространство. Поэтому рычаг КПП пришлось поставить справа-сзади от водителя — что при долгой активной езде почти неминуемо оборачивалось болью в плечевом суставе. И, кроме того, в теплые времена года в кабине было очень жарко.
Украинское «гантрак-творчество» на тему «шишиги» (forum.topwar.ru)Украинское «гантрак-творчество» на тему «шишиги» (forum.topwar.ru)
Кроме того, что немаловажно для военных, ГАЗ-66 отличался пониженной выживаемостью водителей при подрыве на минах. У капотных грузовиков расположение двигателя было таким, что тот принимал на себя львиную часть осколков. Тут же поразить водителя или пассажира было заметно легче.
Материалы по теме
На этом список серьезных проблем заканчивался. Именно поэтому «шишигу» до сих пор можно встретить в текущих локальных конфликтах. Не менее впечатляет и список модификаций — как разумных, так и не очень.
Одной из первых был, например, ГАЗ-66Б для ВДВ — верхнюю часть кабины, включая лобовое стекло, можно было сложить, и легче впихнуть грузовик в самолет. Еще для десантников сделали мини-«Град» на базе «шишиги», который мог не только обстреливать противника реактивными снарядами, но и, например, проводить дистанционное минирование.
Ну и, конечно, ГАЗ-66 стал хорошей платформой для множества машин управления и вспомогательных модификаций. Дегазационные камеры, «санитарки», топливозаправщики, командно-штабные машины и даже понтонные парки — список можно продолжать долго.
Отдельно стоит упомянуть попытку создать нечто вроде автобуса для ядерной войны — поставленный на шасси «шишиги» кузов КЗ-1. Стеклопластика и пенопласт уменьшали воздействие радиации, а необычная форма была призвана ослабить ударную волну. Но в серию смелый концепт так и не пошел.
Оч.умелые ручки
Та самая «Танюша» с динамической защитой (vif2ne.org)Та самая «Танюша» с динамической защитой (vif2ne. org)
Но намного интереснее не заводские модификации, а сделанное «на коленке» в локальных конфликтах — как правило, не от хорошей жизни.
Правда, ГАЗ-66 в силу сравнительно небольшой грузоподъемности не очень привлекал любителей изготовить гантрак—другой. На Ближнем Востоке ему разве что «уполовинивали» кабину, чтобы уменьшить жар от двигателя, и ставили в кузов 23-мм спаренную зенитку. Зато на Украине гаражные умельцы развернулись вовсю.
В самом начале войны в Донбассе всеобщее воодушевление по обе стороны фронта и, во многом, иррегулярный характер происходящего, подхлестывали кустарное производство броневиков. Стать таковым имел шансы даже подвернувшийся под руку «Запорожец», не говоря уже о «шишиге».
Порой такие модификации были не просто бесполезны (как простое обшивание машин незакаленными стальными листами), а даже опасны. Например, в Донбассе был замечен украинский ГАЗ-66 с именем «Танюша», к радиатору которого была приварена… динамическая защита для танков, представляющая собой фактически контейнеры с взрывчаткой, задача которых — контрвзрывом рассеивать струи кумулятивных боеприпасов. Работает это, конечно, только на бронетехнике, но не на незащищенном грузовике, который после такой переделки превращается разве что в орудие шахида.
ГАЗ-66Б для десантников (modelist-konstruktor.com)ГАЗ-66Б для десантников (modelist-konstruktor.com)
Правда, возможно, контейнеры были пустые, а наварили их из-за находящихся внутри небольших бронепластин, которые могли прикрыть радиатор. Но в царящей тогда обстановке безумного клепания всего подряд из любых подручных материалов нельзя исключать ничего — в том числе и радостной установки на обычный грузовик предназначенной для танков динамической защиты.
Реактивная система залпового огня на шасси ГАЗ-66 (gruzovikpres.ru)Реактивная система залпового огня на шасси ГАЗ-66 (gruzovikpres.ru)
И в мирной жизни
Пусть и прожорливая, и неэргономичная, но проходимая и довольно простая «шишига» нашла себя и на «гражданке». Самосвалы, грузовики, вахтовые автобусы для труднодоступных местностей — ниша для ГАЗ-66 всегда была.
Но военным все-таки хотелось чего-то капотного — и на место «шишиги» пришел «Садко». Но встретить «старичка» можно и сегодня — хотя и все реже и реже, особенно в городе. Впрочем, совсем уж удивительной редкостью ГАЗ-66 станет еще не скоро — тираж в 965 000 автомобилей не может исчезнуть без следа.
Автор: Тимур Шерзад
Создание салона для ГАЗ-66 «Партизан»
Наша компания преимущественно занимается производством и установкой аксессуаров для изменения (тюнинга) салона автомобиля. При этом «изменение» — это ключевое понятие, т.к. обычно мы не создаем или как-то глобально не меняем саму геометрию салона.
Но сегодня мы начнем рассказ о необычной для нас работе. Создание салона для ГАЗ-66 «Партизан», нестандартного авто, с нуля. Фото взято с сайта по продаже авто, а несколько — с просторов интернета. Видимо, у машины был длинный путь)).
Автомобиль — переделанный ГАЗ-66, стилизованный под Хамер Н1, с народным названием «Партизан».
Вот в таком виде машина попала к нам.
Как такового салона в нем не было. Просто голый металл и пара сидений.
Какую задачу перед нами поставил заказчик:
— Максимально понизить шумы внутри салона;
— Повысить комфорт пассажиров;
— Улучшить (а точнее организовать заново) эргономику пространства для водителя;
— Стильный и брутальный дизайн.
Но, как часто бывает, аппетит приходи во время еды)). Так, после начала работ и создания дизайн-проекта, желание владельца ГАЗ-66 «Партизан» многократно возросло на масштаб и форму изменений.
Часть изменений коснулась экстерьера и функциональности авто. По нашей рекомендации заказчик согласился убрать с кузова весь налепленный «колхоз» в виде боковых выхлопных труб (которые даже не подлечены), псевдо прибора ночного видения (прямоугольный ящик на крыше), и люстру из прожекторов (220В), а так же декоративные антенны и кучу мелких деталей, таких, как дверные ручки на капоте.
Итак, после полного обследования авто и согласования с заказчиком, к первоначальному списку задач прибавилось :
1. Усиление кузова дополнительным внутренним каркасом по всему периметру и крыше.
2. Силовые пороги, защищающие кузов от повреждений и повышающие удобство посадки в авто.
3. Новый экспедиционный багажник с «люстрой», диодные прожекторы.
4. Усилить кузов в передней части и сделать каркас для крепления подкрылок.
5. Усилить капот и сделать площадку под АКБ.
6. Установить шноркель.
7. Заменить рулевую колонку и руль.
3. Реанимировать «дворники» и установить омыватель стекол.
9. Заменить лебедку на более мощную.
10. Установить защиту радиатора.
11. Заменить отопитель салона.
И ряд незначительных доработок.
Установка новой рулевой колонки от УАЗ Патриот. К сожалению, из-за системы рычагов в подрулевом пространстве ГАЗ-66, сохранить функцию регулировки наклона руля как у Патриота не удалось.
Часть элемента капота «Волги» мы использовали для создания моторного щита. Изменили конфигурацию рычагов МКПП и РКПП для удобства водителя.
Далее по первичным эскизам дизайнера началась работа над созданием первых силуэтов нового салона, а также изменению и дополнению электропроводки.
В это время наш дизайнер закончил работу над созданием нового интерьера, который был согласован с заказчиком.
Проект получил название – Ирбис (снежный барс).
И вот что получилось в итоге.
Шумоизоляция и финальная сборка ГАЗ-66 «Партизан».
На наш взгляд с поставленной задачей мы справились))
Подробнее в нашем блоге на Drive2 — Часть 1, Часть 2, Часть 3
Легенды советского автопрома: ГАЗ-66 «шишига»
Как сказал классик (по одной из версий, Николай Васильевич Гоголь), у России две беды — дураки и дороги. Для легендарных российских дорог было создано немало автомобилей, которые получили широкое распространение в местах, где сложно проехать без усилий. Один из таких автомобилей — ГАЗ-66.
Читайте также:
Грузовик, получивший в народе множество прозвищ, самое распространенное из которых «шишига», до сих пор служит народному хозяйству и частнику, а также (стоящий внимания факт) в рядах Российской армии. Конструкция компактного автомобиля получилась не просто удачной, но и довольно простой в использовании и обслуживании. А если еще добавить, что все это железо на колесах достаточно дешево содержать, то и вовсе можно медаль вешать на шею автору этого чуда. Кто же он, Гудвин, подаривший мозги российскому (советскому) автопрому, выпустив в свет 66-й?
«Шишига» — народное название модели ГАЗ-66, которое появилось из созвучия с цифрой 66. Но есть и иное значение этого слова. Оказывается, «шишига» в русских сказаниях — это еще и нечистая сила, которая обитает на болоте или в лесу (типа кикиморы). Также может селиться в бане или за печкой.
«Отец» ГАЗ-66
Автор проекта двухосного грузовика — Александр Дмитриевич Просвирнин. Специалистов такого уровня на фронт посылали редко, так что войну он прошел на Горьковском автозаводе в качестве инженера-конструктора. За свои заслуги был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, военных знаний, литературы и искусства (за грузовик ГАЗ-51).
Наград у Александра Дмитриевича за жизнь было немало, а судя по количеству его творений, могло быть и больше. Из-под карандаша Просвирнина и его конструкторской команды вышли ГАЗ-52 и ГАЗ-53, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-13, ГАЗ-14 «Чайка» и даже сравнительно недавняя 31-я «Волга» (ГАЗ-3105). С чертежного стола главного конструктора ГАЗа (с 1958 года) сошел также ГАЗ-66 и еще с десяток машин.
Первые экземпляры ГАЗ-66 поступили с завода на испытания в 1957 году. Автомобиль такого класса был очень нужен как в армии, так и в народном хозяйстве. Александр Дмитриевич это хорошо знал, спешил подготовить и выпустить новинку с конвейера, но для этого многого не хватало. Первой и самой ощутимой преградой стало отсутствие подходящего силового агрегата. Готовые рама, кабина и ходовая часть ждали своего «сердца» долгих семь лет. И вот в 1964 году машина получила мотор и выехала с завода.
Чтобы проект не «заглушили», пришлось в течение этих семи лет выпускать в небольших количествах 1,2-тонный ГАЗ-62, но это была, скорее, вынужденная мера. Странный «полукровка», ГАЗ-62 так и не получил дальнейшего распространения, уйдя в небытие уже в 1962 году.
Пламенный мотор
В качестве силового агрегата 66-й получил под кабину (именно там расположен мотор) бензиновый двигатель ЗМЗ-66 (ЗМЗ-513). Мощность его составляет 125 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте в 285 Нм. Причем достигается этот самый момент на 4,3-литровом 16-клапанном моторе V8 уже на 2 тыс. оборотов в минуту. То есть на бездорожье машина оказалась очень тяговита, да еще и небольшой массы — менее 3,5 тонны (3470 кг).
Кстати, моторы ЗМЗ-513 до сих пор устанавливают под капот некоторые владельцы УАЗов. После незначительных доработок подкапотного пространства V-образная «восьмерка» становится идеально. Вместо карбюратора ставят инжектор.
Прочие технические характеристики
Высокие внедорожные качества «шишиги» также достигались идеальной развесовкой осей в соотношении 50/50 (как на автомобилях BMW), высоким дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах при помощи компрессора. Более того, в конструкции как переднего, так и заднего моста использовались дифференциалы кулачкового типа, что позволяло машине буквально карабкаться по скальному и бугристому ландшафту. Да и управлять грузовиком было достаточно просто благодаря гидравлическому усилителю руля.
В качестве трансмиссии здесь использовалась 4-ступенчатая «механика» и 2‑ступенчатая раздаточная коробка. Привод мог быть как полным, так и задним (с отключением переднего моста).
Такие характеристики пришлись по душе армейскому руководству СССР. В принципе, никто особо и не скрывал, что машина делалась именно под армейские нужды, как и большинство грузового транспорта в те годы. Буквально сразу же ГАЗ-66 встал на вооружение Советской армии и обеспечил Горьковскому автозаводу невероятно крупный госзаказ на годы вперед.
В целом, если оценивать ходовые и эксплуатационные характеристики ГАЗ-66, можно смело назвать его произведением технического искусства. Так, поговаривают, его на заводе и называли. Не скрывал своей радости и глубокого удовлетворения результатом и Просвирнин. Немного огорчала конструктора лишь задержка с выпуском. Автомобиль мог встать на конвейер гораздо раньше.
Технические характеристики ГАЗ-66:
Двигатель — ЗМЗ-66, бензиновый V8, объем 4,25 литра.
Трансмиссия — 4-ступенчатая механическая.
Привод — полный/задний.
Масса — 3470 кг.
Грузоподъемность — 2000 кг.
Габариты (д/ш/в) — 5655/2342/2440 мм.
Дорожный просвет — 315 мм.
Колесная база — 3300 мм.
Глубина брода — 0,8–1,0 метр.
Расход топлива — порядка 20 л/100 км (ровная поверхность).
Емкость баков — 210 литров.
Топливо — бензины А-72, А-76, АИ-80.
Несмотря на такие выдающиеся характеристики, было в конструкции ГАЗ-66 и несколько недочетов, которые конструкторы назвали вынужденными. Речь о комфорте и безопасности конструкции. Если с комфортом (точнее, с его отсутствием) в армии, например, наши солдаты мириться привыкли, то безопасность — другое дело.
Руль здесь установлен забавно, почти параллельно земле. Как будто пиццу в руках вертишь. Машина для загородных поездок. На улицах Лос-Анджелеса тесновато
Пол Хьюстон, американский автоблогер
Небезопасен
До 80-х годов прошлого века машина использовалась практически без нареканий, но война в Афганистане расставила свои ударения в отзывах о ГАЗ-66. Если всмотреться внимательно в хронику афганского конфликта, то «шишиги» попадаются там крайне редко. А к завершению войны их в расположении нашего афганского контингента и вовсе практически не было.
Дело в том, что при подрыве грузовика на мине или фугасе гибло много людей. Из‑за компактности машины сила взрыва приходилась практически на весь корпус ГАЗ-66, что сводило шансы находящихся внутри людей на выживание практически к минимуму. А о жизни водителя и пассажира в кабине (коим, как правило, являлся офицер автомобильных войск) речи и быть не могло, в 90% случаев все заканчивалось трагически.
Поэтому «шишиги» из Афгана поспешили вывести, заменив их на более крепкие и тяжелые «Уралы» (4320) и грузовики ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Эти машины принимали удар от мин на переднюю часть, то есть — на моторный отсек, который при грамотном бронировании сохранял жизни не только личному составу в кузове, но и людям в кабине. По сути, основной армейской машиной там стал именно «Урал».
В то же время ГАЗ-66 полюбила десантура. Машина из-за своей легкости и практически идеальной развесовки была незаменима при выброске войск с воздуха. Приземлялась «шишига» идеально — на четыре колеса, без сильных ударов по осям, что позволяло практически мгновенно использовать ее в бою, без подготовки.
Конец эпохи
Заводская (конвейерная) история знаменитой «шишиги» закончилась, как и началась, в июле. Июль 1964 года стал месяцем рождения автомобиля, а июль 1999 года — месяцем ухода: 1 июля 1999 года с конвейера Горьковского предприятия сошел последний экземпляр этой машины. Поговаривают, что в украинском Кременчуге грузовик выпускали и до более позднего времени, но официального подтверждения этому нет.
Тем не менее преданный ГАЗ-66 будет еще очень и очень долго служить на благо своих владельцев. Как отзываются многие пользователи этого нестареющего советского гаджета, машина вечная.
Почему у пожилых людей выделяются газы и что с этим делать
Метеоризм (т. Е. Пердение) может быть серьезной профессиональной опасностью для лиц, осуществляющих уход за пожилыми людьми. Чрезмерно загазованный старейшина может оставить человека, ухаживающего за ним, разрывающимся между уважением к его достоинству и желанием подышать свежим воздухом. Даже если вы можете игнорировать шум и игнорировать запах, пожилые люди всегда будут беспокоиться о том, что избыток газа может указывать на неприятный инцидент или даже серьезную проблему с пищеварением.
Что вызывает метеоризм у пожилых людей?
К счастью для большинства пожилых людей, газы проходят нормально и безболезненно.Незначительные изменения в пищеварении относительно нормальны с возрастом, но есть некоторые симптомы, на которые следует обратить внимание, которые могут указывать на лежащую в основе заболевания проблему. Если метеоризм вашего близкого сопровождается болью или вздутием живота, потерей веса, диареей или снижением аппетита, важно записаться на прием к врачу. Эти симптомы могут указывать на кишечную мальабсорбцию, вызванную различными потенциальными причинами, такими как воспалительное заболевание кишечника (ВЗК), целиакия, избыточный бактериальный рост в тонком кишечнике, хроническая ишемия брыжейки или синдром раздраженного кишечника.Чтобы избавиться от этих и других проблем с пищеварением, потребуется тщательное обследование желудочно-кишечного тракта.
Хорошая новость заключается в том, что метеоризм чаще вызывается менее серьезными и более легко поддающимися лечению факторами. Некоторые из следующих условий могут быть причиной сильного ветра у вашего близкого.
6 причин повышенного газообразования с возрастом
- Непереносимость лактозы: Лактоза Непереносимость увеличивается с возрастом. Это обычная проблема с относительно простым решением.Во-первых, попробуйте исключить молочные продукты, содержащие лактозу, из рациона любимого человека на неделю или около того и посмотрите, улучшится ли ситуация. Если пожилой человек все еще любит молочные продукты, несмотря на непереносимость лактозы, йогурт может быть менее проблематичным вариантом по сравнению с сыром и молоком. Также доступны безлактозное молоко и другие молочные продукты. Таблетки Lactaid (фермент лактазы) могут в некоторой степени помочь перевариванию любимых молочных продуктов.
- Непереносимость фруктозы: Симптомы чувствительности к фруктозе могут наблюдаться после того, как ваш любимый человек съест определенные фрукты, продукты, содержащие фруктовый сок, или продукты, содержащие кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы, например газированные напитки.
- Продукты, которые могут вызвать газообразование практически у любого человека: При употреблении в пищу в значительных количествах крестоцветные овощи (например, брокколи, капуста, брюссельская капуста), бобовые (например, фасоль и чечевица), картофель, лук, пшеница и цельнозерновые может вызвать газообразование из-за наличия клетчатки и некоторых неусвояемых крахмалов.
- Лекарства: Пожилые люди принимают множество лекарств, а проблемы с пищеварением, такие как метеоризм, являются частыми побочными эффектами некоторых часто назначаемых лекарств.Виновниками являются лекарства от кровяного давления, некоторые наркотические обезболивающие и антибиотики. Проверьте вкладыши с лекарствами вашего близкого, чтобы узнать, не указан ли метеоризм в качестве побочного эффекта, и поговорите с врачом о переходе на более удобное для пищеварения лекарство.
- Слишком много воздуха: Зубные протезы и трудности с пережевыванием и глотанием пищи (известная как дисфагия) могут привести к тому, что пожилой человек случайно проглотит воздух во время нормальной деятельности, который затем выделяется в виде газа.Хотя это не может быть полностью предотвратимой проблемой, может помочь убедиться, что протезы вашего любимого человека подходят правильно и что у него есть доступ к мягкой, легкой для употребления пище.
- Замедление пищеварения: В пожилом возрасте у пожилых людей пищеварительный тракт может замедляться, что приводит к запорам и метеоризму. Если запор также является проблемой, посоветуйте любимому человеку пить больше воды и есть продукты, богатые клетчаткой.
Дополнительные стратегии для минимизации потребления газа
Изменение диеты и образа жизни — лучший способ устранить эту проблему.Симетикон (содержится в обычных безрецептурных продуктах, таких как Gas-X), Bean-O (альфа-галактозидаза) и активированный уголь, как правило, неэффективны в качестве долгосрочного решения. Если ваш любимый человек испытывает дискомфорт и вздутие живота, оральные пробиотики могут стать полезным дополнением к его повседневной жизни.
Основная проблема может заключаться в дефиците «хороших бактерий», которые обычно обитают в толстой кишке. Успех пробиотического лечения метеоризма действительно зависит от штамма пробиотика.Существует множество видов или штаммов бактерий, поддерживающих хорошее пищеварение. Чтобы найти правильную комбинацию сортов для вашего любимого человека, потребуется немного независимых исследований, проб и ошибок, но все они доступны без рецепта.
Просмотрите наши бесплатные руководства для пожилых людей
Пробиотики иногда принимают вместе с пребиотиками — неперевариваемыми продуктами, которые могут помочь пробиотическим бактериям расти и работать более эффективно. Однако имейте в виду, что прием большого количества пребиотиков также может вызвать усиление газообразования.Все дело в балансе.
Устранение пищевых триггеров — первый шаг в борьбе с неприятным метеоризмом. Если ваш любимый человек не испытывает дискомфорта или беспокойства из-за этих пищеварительных симптомов, то «исправление» может не понадобиться. Многие пожилые люди просто не так осведомлены о своих телесных функциях и не контролируют их по сравнению с молодыми поколениями. Просто не забывайте следить за другими более серьезными симптомами, которые могут указывать на основные проблемы с пищеварением.
Газы и вздутие живота
Гастроэнтерол Гепатол (N Y).2006 сен; 2 (9): 654–662.
Доктор Хаслер работает адъюнкт-профессором внутренней медицины в отделении гастроэнтерологии в Медицинском центре Мичиганского университета, Анн-Арбор, Мичиган.
Автор для переписки. Адрес для корреспонденции: Уильям Л. Хаслер, доктор медицины, 3912 Центр Таубмана, Box 0362, Ann Arbor, MI 48170; Тел .: 734-936-8644; Факс: 734-936-7392; Электронная почта: ude.hcimu@relsahw. Авторское право © 2006, Gastro-Hep Communications, Inc. Эта статья цитируется в других статьях в PMC.Abstract
Газообразные симптомы, включая отрыжку, метеоризм и вздутие живота, возникают как следствие избыточного газообразования, нарушения прохождения газа или ненормального восприятия нормального количества газа в желудочно-кишечном тракте. Существует множество причин газообразования и вздутия живота, включая аэрофагию, обструктивные процессы в просвете, синдромы непереносимости углеводов, избыточный бактериальный рост в тонком кишечнике, заболевания двигательной активности кишечника и функциональные расстройства кишечника, включая синдром раздраженного кишечника (СРК).Из-за распространенности жалоб на газы при СРК недавние исследования были сосредоточены на новом понимании патогенеза и новых методах лечения вздутия живота. Обследование пациента с необъяснимыми газами и вздутием живота основывается на тщательном исключении органического заболевания с дальнейшей характеристикой основного состояния с помощью направленного функционального тестирования. Лечение газовой симптоматики должно быть направлено, по возможности, на патофизиологические дефекты. Доступные методы лечения включают изменение образа жизни, диетические модификации, ферментные препараты, адсорбенты и агенты, снижающие поверхностное натяжение, лечение, изменяющее флору кишечника, и лекарства, которые регулируют транзит кишечника.
Ключевые слова: Отрыжка, отрыжка, желудочно-кишечный транзит, функциональные расстройства кишечника, избыточный бактериальный рост, дыхательные тесты.
Желудочно-кишечный тракт содержит в среднем менее 200 мл газа, тогда как ежедневное выделение газа составляет в среднем 600–700 мл. 1 В среднем у здоровых мужчин газы выделяются 14 раз в день, особенно после еды. Нормальными являются выбросы газов до 25 в сутки. Основными газами в газах являются азот, кислород, углекислый газ, водород и метан. 2 Газы, образующиеся в результате бактериальной ферментации в толстой кишке проглоченных питательных веществ и эндогенных гликопротеинов (водород, метан и углекислый газ), составляют 74% газов. Запах газов коррелирует с концентрацией сероводорода. Другие серосодержащие газы в газах включают метантриол и диметилсульфид. 3 У мужчин выделяется больше ароматических газов, чем у женщин.
Понимание нормальных закономерностей кишечного газового транзита было обеспечено экспериментами, в которых физиологические газовые смеси, содержащие азот, кислород и углекислый газ, перфузируются в тощую кишку.У здоровых добровольцев перфузия газа обеспечивает устойчивый поток с небольшим вздутием живота и небольшими симптомами. 4 Газ, собранный из прямой кишки в таких исследованиях, удаляется пульсирующе, что указывает на то, что поток регулируется внутренними двигательными паттернами в дистальном отделе кишечника. 5 Транзит газа ускоряется жидкой или твердой пищей, обеспечивая экспериментальное соответствие наблюдению, что прохождение газа и газообразные симптомы усиливаются после еды. 6
Клинические синдромы
Люминальный газ является причиной нескольких явлений.Отрыжка — это ретроградное изгнание газов изо рта. Синдром Магенблаза определяется как чувство полноты и вздутие живота, которое облегчается отрыжкой. Манометрические исследования отрыжки показывают снижение тонуса нижнего сфинктера пищевода с последующим расслаблением верхнего сфинктера пищевода. 7 Метеоризм — это произвольное или непроизвольное выделение газа из заднего прохода. Манометрические исследования во время метеоризма демонстрируют усиление сокращений толстой кишки с повышением ректального давления и ранним анальным расслаблением. 8 Вздутие живота — это ощущение задержки газа, которое ежемесячно испытывают 15,9% населения. 9 Вздутие живота чаще встречается у женщин (19,2%), чем у мужчин (10,5%). Другие симптомы, которые испытывают пациенты с жалобами на газы, включают боль в животе, неприятный запах изо рта, анорексию, раннее насыщение, тошноту, громкое урчание в животе и дисфункцию кишечника.
Патогенез газов и вздутия живота
Газы и вздутие живота являются следствием нескольких заболеваний (). Симптомы возникают в результате избыточного газообразования, измененного транзита газа или ненормального восприятия нормального количества газа в кишечнике.
Таблица 1.
Дифференциальная диагностика газов и вздутия живота
Механическое препятствие | |||
| |||
9011 | |||
9011
| |||
Избыточный рост бактерий в тонком кишечнике | |||
| |||
| |||
Функциональные расстройства кишечника | |||
| |||
Разные причины | |||
|
Контрольная диета | Диета с высоким содержанием клетчатки | |
---|---|---|
Общая перфузия газа за 2 часа | 1,4382 1,4382 1,4382 1,4382 1,4382 1,4382 1,4382 мл | |
Время задержки до первого выброса газа | 1,129 ± 274 с | 2,265 ± 304 с * |
Всего удаленного газа | 1,429 ± 108 мл | 1,022 ± 80 мл 12 * 9012 |
Общее количество оставшегося газа | 11 ± 108 мл | 418 ± 80 мл * |
Количество выданных газовых болюсов | 20.9 ± 2,5 | 14,2 ± 1,1 * |
Средние объемы каждого болюса | 68,2 ± 5,0 | 70,7 ± 3,4 |
Избыточный рост бактерий в тонком кишечнике 10
Нормальное количество бактерий в тонкой кишке и подвздошной кишке 69 3-4 и 10 7-9 колониеобразующих единиц (КОЕ) на мл, соответственно, тогда как плотности в толстой кишке достигают 10 12 КОЕ / мл. Избыточный бактериальный рост в тонком кишечнике определяется наличием более 10 5 КОЕ / мл в проксимальной кишечной жидкости.Основными культивируемыми организмами являются Streptococcus, Escherichia coli, Lactobacillus, и Bacteroides видов. Помимо образования газов, вздутия живота, диареи, дискомфорта в животе и тошноты, избыточный бактериальный рост вызывает мальабсорбцию питательных веществ, потерю веса и метаболическое заболевание костей.
Этиологии избыточного бактериального роста разнообразны. Состояние осложняет непроходимость тонкого кишечника по разным причинам. Застой в дивертикулах тонкой кишки предрасполагает к избыточному бактериальному росту, тогда как ваготомия увеличивает микробную колонизацию кишечника из-за гипохлоргидрии.Количество бактерий в тонком кишечнике увеличивается за счет ингибиторов протонной помпы. Однако симптомы обычно не наблюдаются. 17 Синдром общего вариабельного иммунодефицита может проявляться избыточным бактериальным ростом из-за снижения иммунного надзора в просвете. Сорок три процента случаев диабетической диареи связаны с чрезмерным бактериальным ростом, в основном из-за нарушения двигательной функции. 18 У пациентов с псевдообструкцией кишечника разрастание кишечника развивается из-за нарушения очистки кишечника. Кологастрические и кишечные свищи и копрофагия увеличивают доставку бактерий в верхний отдел кишечника, подавляя защиту от инфекции.Чрезмерный бактериальный рост является признанной причиной газообразных симптомов у пожилых людей и, вероятно, связан с изменением моторики, выработки кислоты и иммунной функции.
Исследования с использованием дыхательного теста на лактулозу показали, что у больших групп (78%) пациентов с синдромом раздраженного кишечника (СРК) возможной причиной симптомов может быть избыточный бактериальный рост. 19 Последующие исследования показали временное исчезновение симптомов и выработку водорода после лечения антибиотиками. Однако другие группы, использующие другие методы диагностики, сообщают о гораздо более низких показателях избыточного роста (10–31%) при СРК и не проявляют реакции на антибиотики. 20 , 21 Это область активных исследований.
Синдромы нарушения моторики
Нарушения моторной функции кишечника вызывают газообразные симптомы независимо от развития избыточного бактериального роста. О вздутии живота и переполнении желудка сообщается при гастропарезе, кишечной псевдообструкции и хронических запорах из-за замедленного прохождения газов. Пациенты с быстрым опорожнением желудка жалуются на непереносимость жиров и вздутие живота. 22 Фундопликация при гастроэзофагеальном рефлюксе снижает возможность отрыжки или рвоты.Синдром вздутия живота часто встречается в раннем послеоперационном периоде после фундопликации, особенно при предоперационных проявлениях гастропареза, но разрешается в 71% случаев. 23 Острая адинамическая кишечная непроходимость вызывает газообразование и вздутие живота из-за вовлечения всего кишечника, как и локальная дисфункция с острой псевдообструкцией толстой кишки.
Функциональные расстройства кишечника
Газообразные симптомы распространены при СРК и функциональной диспепсии. В одном исследовании вздутие живота было признано самым неприятным симптомом 60% пациентов с СРК, тогда как 29% считали боль наиболее навязчивой. 24 В другом исследовании вздутие живота наблюдалось в 28% дней, тогда как боль наблюдалась в 33% дней. 25 Пациенты с СРК с преобладанием запора испытывают более сильное вздутие живота, чем пациенты с диареей. Патофизиология газов и вздутия живота при СРК плохо изучена. Ранние исследования относились к синдрому изгиба селезенки с локальным захватом воздуха. Более поздние компьютерные томографии пациентов с СРК показывают увеличенные боковые профили брюшной полости, что может быть связано с изменениями тонуса мышц кишечника. 26 Другие постулируют роль слабых мышц живота, низкой диафрагмы или чрезмерного поясничного лордоза. Повышенная ферментация и газообразование были предложены как причина вздутия живота при СРК, но исследования сообщают о различных ответах на прием или исключение углеводных субстратов.
Аномальные двигательные и сенсорные функции кишечника, вероятно, участвуют в возникновении вздутия живота при СРК. Илеоколонический транзит радиоактивно меченных отрубей ускоряется при СРК. 27 В исследованиях вымывания аргона пациенты с функциональной абдоминальной болью сохраняют нормальное количество введенного газа, хотя наблюдаются ненормальные модели транзита. 28 При исследованиях газовой перфузии тощей кишки у многих пациентов с СРК обнаруживается аномальная задержка газа, которая коррелирует с повышенным вздутием живота и симптомами вздутия живота. 29 В недавнем исследовании, сочетающем перфузию газа с транзитом газа ксенона с радиоактивной меткой, пациенты с вздутием живота демонстрировали избирательное замедление потока газа в тонкой кишке, предполагая, что эта область ответственна за газовые симптомы. 30 Однако другие исследования не сообщают об изменениях в задержке и постулируют, что вздутие живота является результатом висцеральной гиперчувствительности — феномена, который, как полагают, способствует возникновению боли при СРК. 31 Совсем недавно исследования ректальной газовой перфузии сообщают об увеличении восприятия при СРК и функциональном вздутии живота, которые связаны с изменениями во внешних и внутренних сокращениях косых мышц, что указывает на взаимодействие висцеральной и соматической мускулатуры в возникновении газовой симптоматики. 32
Прочие причины газообразования и вздутия живота
Большая часть воздуха в верхних отделах кишечника здоровых людей возникает в результате аэрофагии. Аэрофагия возникает при отрицательном внутригрудном давлении и усугубляется жеванием резинки, курением или раздражением полости рта.После ларингэктомии заглатывание воздуха для пищеводной речи может вызвать жалобы на газы. Нижний инфаркт миокарда может привести к чрезмерной отрыжке. Лекарства (холинолитики, опиаты, блокаторы кальция, антидепрессанты) выделяют газ, воздействуя на перистальтику кишечника.
Оценка газообразования и вздутия живота
Диагностический подход к пациенту с необъяснимым газом и вздутием живота основан на тщательном анамнезе и обследовании, дополненном направленным структурным и функциональным тестированием.
Анамнез и физикальное обследование
Клиницист должен выяснить несколько исторических моментов.Облегчение симптомов дефекации или газообразования соответствует СРК. Наложенное беспокойство или психическое заболевание могут ассоциироваться с аэрофагией или СРК. И наоборот, рвота, лихорадка, потеря веса, ночная диарея, ректальное кровотечение или стеаторея указывают на вероятное органическое заболевание. Этническая принадлежность и семейный анамнез повышают риск лактазной недостаточности или целиакии. Следует оценить факторы риска избыточного бактериального роста. В диетическом анамнезе необходимо количественно определить потребление бобовых, неочищенных крахмалов и продуктов, содержащих лактозу, фруктозу или сорбит.
Медицинский осмотр обычно нормальный у пациентов с функциональными причинами газообразования и вздутия живота. Аномальное вздутие живота с измененными звуками кишечника или без, скрытая фекальная кровь, кожные проявления (склеродактилия со склеродермией, герпетиформный дерматит при целиакии), периферическая или вегетативная нейропатия, кахексия, желтуха или пальпируемые образования предполагают основное органическое заболевание, что требует агрессивной оценки.
Серьезные последствия газовых синдромов встречаются редко. Перфорация просвета может быть результатом полной кишечной непроходимости или острой псевдообструкции толстой кишки. Пневматоз цистоидес кишечника может возникать при хронической кишечной псевдо-непроходимости, вызванной избытком тонких кишечных водородпродуцирующих бактерий.
Лабораторные и структурные испытания
Лабораторные тесты способствуют исключению органических заболеваний. В дополнение к стандартным гематологическим и химическим определениям для скрининга воспалительных процессов или процессов слизистых оболочек, некоторым пациентам показан химический анализ щитовидной железы или уровни кортизола натощак. Серологическое тестирование на целиакию (тканевая трансглутаминаза или эндомизиальные антитела) проводится у пациентов с соответствующим этническим происхождением или у пациентов с симптомами, подобными СРК, из-за повышенной распространенности глютенового спру в этих популяциях.Другие полезные серологии в отдельных случаях включают антинуклеарные антитела и антитела к склеродермии для оценки сосудистого заболевания коллагена и антинуклеарные нейрональные антитела для скрининга паранеопластической висцеральной невропатии. Некоторым пациентам с диареей может быть показан анализ стула на Giardia .
Можно выполнить визуализацию, чтобы отличить механическое препятствие от функциональной задержки газа. Рентгенограммы брюшной полости в плоском и вертикальном положении могут показать диффузное вздутие живота с кишечной непроходимостью, помутнение при асците или уровни жидкости и воздуха с обструкцией.Рентгенография с контрастной клизмой выявляет дистальную непроходимость, тогда как контрастное исследование тонкого кишечника или компьютерная томография могут охарактеризовать частичную проксимальную непроходимость. Ультразвук или КТ также могут дополнительно выявить внепросветные процессы, способствующие появлению газообразных симптомов.
Функциональное тестирование
При отрицательных результатах структурных тестов методы количественной оценки кишечного транзита, оценки всасывания углеводов или измерения образования газов могут помочь понять причину симптомов ().
Таблица 3.
Тесты функции кишечника у пациентов с газами и вздутием живота
Категория теста | Специальный тест | Комментарии |
---|---|---|
Тесты моторики кишечника | Диагностика желудка быстрое опорожнение желудка | |
Дыхательный тест с октаноатом | Альтернатива сцинтиграфии для диагностики гастропареза | |
Сцинтиграфия тонкой кишки / толстой кишки | Количественная оценка тестов транзита тонкой кишки / толстой кишки в некоторых академических центрах | |
Общий тест для диагностики запора с медленным транзитом | ||
Антродуоденальная манометрия | Облегчает диагностику псевдообструкции; помогает отличить нейропатическую этиологию от миопатической | |
Полнослойная кишечная биопсия | Окончательный тест на псевдообструкцию; инвазивный | |
Дыхательный тест | Дыхательный тест с водородом лактозы | Для дефицита лактазы |
Дыхательный тест с водородом глюкозы | Скромная точность диагностики избыточного бактериального разрастания в тонком кишечнике | Менее точен для диагностики избыточного бактериального роста в тонком кишечнике; используется для измерения транзита через тонкий кишечник; может ускорить кишечный транзит |
Водородный дыхательный тест на фруктозу / сорбит | Неопределенная диагностическая полезность у пациентов с функциональными причинами вздутия живота | |
Дыхательные тесты с 14 C или 13 C субстратов, меченных | Требуются специализированные помещения | |
Анализ газов | Количественное определение газов и газовая хроматография | Отличает аэрофагию от повышенного газообразования |
Тесты моторной функции кишечникаСцинтиграфические методы опорожнения твердой пищи с радиоактивной меткой ( 99m Tc-коллоид серы в яйцах) используются для исключения гастропареза или быстрого опорожнения. Другие методы количественной оценки опорожнения желудка включают изотопные дыхательные тесты (например, 13 C-октаноат) и методы проглатывания капсул. В некоторых центрах сцинтиграфия используется для оценки скорости транзита через тонкий или толстый кишечник при подозрении на псевдообструкцию и запор. Чаще методы рентгеноконтрастных маркеров назначают для диагностики запора с замедленным транзитом.При псевдообструкции кишечника манометрия тонкого кишечника может различать нейропатические и миопатические паттерны, что может устранить необходимость в хирургической биопсии кишечника на всю толщину. В некоторых случаях может потребоваться биопсия на всю толщину, чтобы зафиксировать дегенерацию нервных или мышечных слоев.
Дыхательный тест Водородный дыхательный тест может использоваться для подтверждения непереносимости углеводов как причины газообразных симптомов. Эти методы определяют количество водорода, продуцируемого просветными бактериями во время метаболизма проглоченных тестовых субстратов.И наоборот, углеводный обмен в тканях человека не вызывает производства водорода. Образцы выдыхаемого дыхания берутся до и в течение 2 часов после приема раствора сахара, который, как предполагается, плохо переваривается или плохо всасывается. Повышение уровня водорода более чем на 20 частей на миллион в течение 120 минут после приема лактозы отличает подтвержденный биопсией дефицит лактазы от недостаточности лактазы с чувствительностью 90%. 33 Дефицит сахаразы-изомальтазы проверяется дыхательным тестом с водородом сахарозы.Водородный дыхательный тест использовался для выявления мальабсорбции фруктозы или сорбита. Однако нормальные значения для этих тестов определены хуже. 34 Измерение водорода можно продлить до 10 часов для проверки неправильного переваривания сложных углеводов.
Водородный дыхательный тест также используется для проверки избыточного бактериального роста в тонком кишечнике. Повышенный водород натощак или раннее повышение в течение 30 минут после приема субстрата предполагают чрезмерный рост. Дыхательный анализ после потребления глюкозы обеспечивает чувствительность и специфичность 60–90% для диагностики избыточного бактериального роста. 35 В качестве субстратов использовались лактулоза и рис. Однако чувствительность этих методов составляет всего 17–33% для обнаружения чрезмерного роста. 36 Ложноотрицательные результаты возникают у пациентов без бактерий, продуцирующих водород, в то время как ложноположительные тесты возникают при быстром прохождении через тонкий кишечник. Другие центры полагаются на подложки, меченные 14 C или 13 C, с измерением дыхания 14 CO 2 или 13 CO 2 , хотя для этих анализов необходимы специальные средства.Если диагноз не определен, диагноз избыточного бактериального роста ставится путем документирования количества бактерий, превышающего 10 5 КОЕ / мл при количественном посеве секрета двенадцатиперстной кишки или тощей кишки. 35
Наконец, водородный дыхательный тест с использованием лактулозы был использован для количественной оценки ороцекального транзита при подозрении на кишечную псевдообструкцию. Время прохождения измеряется с момента проглатывания до наблюдаемого увеличения количества водорода в дыхании, что отражает бактериальный метаболизм субстрата в толстой кишке.Этот метод имеет существенные ограничения. Лактулоза ускоряет транзит по тонкому кишечнику. 37 Кроме того, ошибочные значения получаются при наложении избыточного бактериального роста.
Анализ газов В некоторых научно-исследовательских учреждениях анализ газов выполняется, чтобы понять причину чрезмерного метеоризма. 38 Подсчитываются газы и анализируется выходящий газ. Избыточное выделение азота указывает на вероятную аэрофагию, тогда как увеличение содержания углекислого газа, водорода и метана предполагает усиление метаболизма проглоченных остатков пищи в толстой кишке.
Принципы лечения
Лечение газов и вздутия живота зависит от причины симптомов. Органическую этиологию лучше всего лечить хирургическим путем или с помощью специальных лекарств. И наоборот, функциональные расстройства могут реагировать на диетические меры, ферментные препараты, способствующие пищеварению, адсорбенты и агенты, снижающие поверхностное натяжение, лечение, изменяющее флору кишечника, или лекарства, которые изменяют транзит кишечника. Доказательства в пользу какой-либо индивидуальной терапии ограничены, так как не проводились контролируемые исследования для сравнения различных методов лечения газообразных симптомов.
Диетические и другие немедикаментозные методы лечения
Диетические меры могут уменьшить симптомы газообразования у отдельных пациентов. Большинство пациентов с дефицитом лактазы обладают остаточной ферментативной активностью и переносят небольшое количество лактозы. При употреблении в йогурте с активными культурами лактоза может лучше переноситься из-за бактериальной β-галактозидазы. 39 Молочные продукты, содержащие продуцирующую лактазу Lactobacillus acidophilus, Bifidobacterium разновидностей и Lactobacillus bulgofilus уменьшают вздутие живота у некоторых пациентов с непереносимостью лактозы. 40 Дети с дефицитом сахаразы-изомальтазы извлекают пользу из элиминации сахарозы. У некоторых людей сахароза может медленно возвращаться в рацион из-за внутренней способности толстой кишки сбраживать сахар. Исследования диет, исключающих углеводы, у пациентов с СРК не дали убедительных результатов. Лишь небольшая часть пациентов с СРК с подтвержденной лактазной недостаточностью реагирует на ограничение лактозы. Аналогичным образом, менее 40% испытывают улучшение симптомов после исключения фруктозы и сорбита. 41 Диеты с низким содержанием газа, исключающие многие сложные углеводы, снижают частоту образования газов до 50% у некоторых людей (). 42 В некоторых случаях пищу можно модифицировать, чтобы уменьшить производство газа. Замачивание вигнового гороха и бобов ямса в течение 12 часов и приготовление в течение 30 минут разрушает мальабсорбированные олигосахариды, включая рафинозу и стахиозу. 43
Таблица 4.
Пищевые продукты, способствующие значительному производству газа
Молочные продукты (все) |
Овощи |
|
Фрукты |
Сложные углеводы |
Изменения образа жизни полезны для отдельных пациентов.Аэрофагия может быть уменьшена путем прекращения жевания резинки и курения. Хронические отрыжки могут лучше понять роль аэрофагии, наблюдая за механикой своего глотания в зеркало. Удерживающее газ нижнее белье доступно для людей с избыточным количеством зловонных газов. 3
Ферментные препараты
Экзогенные ферменты способствуют расщеплению непереваренных остатков пищи (). Препараты β-галактозидазы (лактазы) уменьшают выведение водорода и газообразные симптомы у пациентов с непереносимостью лактозы.Бактериальная α-галактозидаза, полученная из Aspergillus niger (Beano), снижает метеоризм у здоровых добровольцев, потребляющих постный перец чили. 44 Однако большая часть неперевариваемой клетчатки не содержит галактозу, и этот агент вряд ли принесет пользу пациентам, не соблюдающим диету, богатую бобовыми. Ферменты поджелудочной железы уменьшают вздутие живота, газы и чувство сытости после высококалорийной и жирной пищи у здоровых людей. Однако их полезность у пациентов с избыточным газом и вздутием живота не исследована. 45 Производство водорода и газовые симптомы уменьшаются, когда детям с дефицитом сахаразы-изомальтазы вводят сакрозидазу из Saccharomyces cerevisiae. 46
Таблица 5.
Лечебные методы лечения газов и вздутия живота
Класс лекарств | Примеры | Комментарии | |
---|---|---|---|
Ферментные препараты 38-lactase | При непереносимости лактозы; переменная эффективность у пациентов с СРК с непереносимостью лактозы | ||
α-галактозидаза | Эффективна для бобовых блюд | ||
Панкреатические ферменты | Неопределенная эффективность при газах и вздутии живота | ||
Дефицит сакрозы | |||
Адсорбенты и агенты, уменьшающие поверхность | Симетикон | Возможные преимущества при функциональной диспепсии и газе с диареей | |
Активированный уголь | Возможные преимущества при образовании плоского газа; Доступно нижнее белье с подкладкой из древесного угля | ||
Субсалицилат висмута | Возможные преимущества в уменьшении неприятного запаха газов | ||
Лечения для изменения флоры кишечника | Антибиотики | Полезно для увеличения бактериального роста; неопределенные преимущества при СРК | |
Пробиотики ( Lactobacillus sp., Bifidobacterium sp.) | Возможные преимущества при СРК | ||
Пребиотики | Неопределенные преимущества | ||
Прокинетические препараты | IBS | Редуцирующий препаратIBS | Bloces вздутие живота при острой псевдообструкции толстой кишки; неясные преимущества при вздутии живота|
Октреотид | Уменьшает симптомы псевдообструкции при избыточном бактериальном росте в отдельности или в сочетании с эритромицином |
Агенты для снижения поверхностного натяжения и адсорбенты
Обычно используются агенты, снижающие поверхностное натяжение адсорбентов и адсорбенты. для газообразных симптомов ( ).Симетикон способствует разрыву толстых пленок пены. Эффекты симетикона на производство водорода противоречивы. Однако сообщалось о положительных эффектах у некоторых пациентов с функциональной диспепсией и дискомфортом, связанным с газами в результате хронической диареи. 47 , 48 Активированный уголь уменьшал метеоризм и производство водорода после употребления богатой углеводами пищи в двух исследованиях. Однако другое исследование не показало снижения потребления древесного угля после употребления печеной фасоли. 49 — 51 Польза древесного угля от запаха газов не доказана. Комбинация древесного угля, Yucca schidigera, и ацетата цинка уменьшила метеоризм с неприятным запахом на 86% в одном исследовании, но уголь не оказал никакого эффекта в другом исследовании. 52 Висмут подавляет ферментацию in vitro фекалий, обогащенных лактозой, и ухудшает высвобождение сероводорода. У пациентов с метеоризмом субсалицилат висмута снижает ферментацию рафинозы, что указывает на возможные преимущества в уменьшении запаха газов. 53
Лечение для изменения флоры кишечника
Антибиотики приносят пользу отдельным пациентам с газовыми синдромами (). Избыточный бактериальный рост может впечатляюще подействовать на однократное назначение пероральных антибиотиков, хотя некоторым людям требуется несколько или чередующихся курсов. Антибиотики нескольких классов показали эффективность при избыточном бактериальном росте (). Предварительные исследования показывают, что недавно одобренный неабсорбируемый антибиотик рифаксимин (Ксифаксан, Саликс) может быть очень эффективным при документально подтвержденном избыточном бактериальном росте. 54 Некоторые исследователи, которые постулируют патогенную роль аномальной кишечной флоры при СРК, сообщили о краткосрочных преимуществах менее чем у 50% пациентов с неомицином и рифаксимином в отдельных исследованиях, 55 , 56 , однако другие не показали, что аналогичные преимущества. В этой области необходимы дальнейшие исследования.
Таблица 6.
Эффективные антибиотики при избыточном бактериальном росте в тонком кишечнике
|