Экскаватор советский: Классический советский экскаватор: mib55 — LiveJournal

>

Классический советский экскаватор: mib55 — LiveJournal

Во второе воскресенье августа отмечается очередной профессиональный праздник — День строителя. Так что с темой для сегодняшнего выпуска долго думать не пришлось. Одна из первых машин, которые появляются на любой стройплощадке, это экскаватор — он и площадку поможет подготовить, и котлован под фундамент выкопает, и траншеи под коммуникации организует. При этом наряду с большими гусеничными машинами применяются и экскаваторы на базе колёсных тракторов — более маневренные и универсальные. С начала 1970-х годов в СССР в этом классе выпускалась только одна модель экскаваторов этого типа — ЭО-2621А, на базе тракторов ЮМЗ-6Л/М/АЛ/АМ. Зато выпускали эти машины сразу на четырёх экскаваторных заводах: Киевском, Галичском, Златоустовском и Саранском. Выпуск ЭО-2621А продолжался до середины 1980-х, когда он окончательно уступил место следующей модели — ЭО-2621В на базе ЮМЗ-6АКЛ. Но и до сих пор встречаются в рабочем состоянии ещё те, старые экскаваторы. Один из таких встретился мне недавно в Ярославской области.



Установленная на дверце кабины заводская табличка помогла установить, что этот ЭО-2621А был выпущен в 1980 году на Галичском экскаваторном заводе. Судя по серийному номеру, к этому году завод выпустил более 23 тысяч таких машин.

Кроме экскаваторного оборудования, в комплект входит и бульдозерный отвал, что делает машину удобной и универсальной — сам откопал, сам закопал. При монтаже навесок базовый трактор подвергся неизбежным доработкам: установлено специальное остекление задней части кабины, чтобы сделать экскаваторщику нормальный обзор при копании, топливный бак перенесён в переднюю часть машины, а сбоку капота установлен бак для гидравлической жидкости. Производительность экскаватора со стандартным ковшом ёмкостью 0,25 м³ составляла порядка 40 кубов в час, наибольшая глубина копания — 3 метра. Вполне приличные характеристики для машины такого класса.

Потомки этого экскаватора выпускаются до сих пор в нескольких странах бывшего СССР, кстати говоря, выпускались экскаваторы серии 2621 и в Омске — модель ЭО-2621В-2 на базе трактора ЗТМ-60.

Простой и надёжный Советский колесный экскаватор Э 302 | Техника времен СССР

Одним из самых ответственных и важных отраслей в каждой стране является строительство. Как и в любой другой сфере там просто необходима специальная надежная техника, которая в полной мере заменяет человеческий труд и в разы ускоряет процесс строительства. Сейчас множество разной техники (и по большей части она зарубежного производства) и с помощью нее можно построить все что угодно, выполнить любые поставленные задачи и уложиться в срок. Но конечно такими возможностями наша страна обладала не всегда и нужно было с чего-то начинать.

Сегодня вспомним один экскаватор времен СССР, который наверняка знаком многим. Название его Э 302 и производился он на Ленинградском, а также Калининском экскаваторном заводе с 1957 года. Основное назначение экскаватора Э 302 было рытье каналов и котлованов для любых нужд. Также его можно было использовать для осуществления монтажных и погрузочных работ, опять же в любой подходящей сфере. Особенностью экскаватора была установка его двигателя, его ставили не поперек, как на всю технику, а вдоль оси кузова. Такое расположение в первую очередь способствовало удобству при ремонте мотора.

Основным инструментом работы экскаватора была прямая и обратная лопата, на конце которой находился ковш объемом 0.3 кубометра, а дополнительным оборудованием считался кран. При работе в режиме крана максимальная грузоподъемность экскаватора составляла пять тонн. Экскаватор был на колесном ходу, поэтому его скорость движения могла достигать 14 км/ч, и он был мобилен, т.е. мог самостоятельно доехать до места работ. В такой модификации экскаватор Э 302 выпускался до 1967 года, затем его модернизировали и дали название Э 302Б.

Расскажите в комментариях под статьей свои воспоминания о экскаваторе Э 302, если когда-либо на нем работали.

Читайте также:
Посмотрим, как сейчас выглядит современный мотоцикл Минск
Русский неудавшийся Land Rover, который собрали в 2000 году
Машина, которую в 1970 году не выпустил завод АЗЛК, Москвич 3 5 5
Автодус, который так и не выехал на улицы наших городов, ЗиУ 5250
Простой и легкий Советский мотоцикл для любых нужд, Минск
Если статья Вам понравилась подписывайтесь на канал и поставьте лайк.
Заходите на канал Техника времён СССР, там много всего интересного.

История создания экскаватора Э-305

Александр Буздин, фото из архива автора

Испытания гидравлической лопаты Э-151 на базе автомобиля ГАЗ-63, проведённые по инициативе Министерства обороны СССР в 1953 году, показали её как положительные, так и отрицательные стороны.

Высокая мобильность и маневренность – несомненные преимущества машины, чего нельзя сказать о скромных рабочих характеристиках и медлительности движений рабочего оборудования. Народному хозяйству нужны были экскаваторы на строительных объектах с малыми объёмами земляных работ, поэтому Краснопресненский завод строительных механизмов (г. Москва) изготовил в 1954 году партию Э-151, несколько улучшенных по результатам испытаний. Но так как применение гидравлической лопаты на военно-инженерных работах исключалось, военные продолжили работы по анализу как выпускающихся, так и разрабатываемых народнохозяйственных землеройных машин на соответствие войсковым тактико-техническим требованиям (ТТТ).

А пока в качестве вынужденной меры на снабжение армии принимались гусеничные и пневмоколёсные экскаваторы, которые показывали хорошую мобильность только при транспортировке грузовыми автомашинами.

Наверху сказали: «надо»

Переломным стал 1956 год. Ленинградский филиал ВНИИстройдормаш и экскаваторный завод разработали конструкцию нового пневмоколесного экскаватора Э-302. Низкие капоты, расположенная поперек силовая установка, пневматическое управление основными механизмами и отдельная от машинного отсека кабина управления характеризовали его как довольно компактного и легкого. На данном этапе это были единственные положительные стороны машины. В остальном присутствовало множество конструктивных ошибок и недоработок. Несмотря на явно сырую конструкцию, замминистра Министерства СД и КМ СССР Н.К. Гречин утвердил план по кооперации выпуска этой модели сразу на двух экскаваторных заводах – Ленинградском и Калининском. Классический пример поведения советской административной системы, когда сверху сказали «надо», совершенно не учитывая мнения исполнителей.

Однако именно так появился герой нашего повествования.

На плечи отдела главного конструктора Калининского экскаваторного завода легло тяжёлое бремя по доводке конструкции экскаватора Э-302 до должного технического уровня. В процессе серийного выпуска все нововведения сразу внедрялись в производство, в результате калининцы добились выпуска более-менее работоспособных машин.

Естественно, за ходом модернизации экскаватора внимательно следили военные. С учётом перечисленных положительных качеств и начала серийного выпуска они подготовили тактико-техническое задание на разработку на его базе модификации, где ходовой частью служит автомобиль ЯАЗ-214.

В декабре 1957 года при главном инженере управления машиностроения Калининского Совнархоза М.А. Аренгольда, в присутствии представителя ВНИИстройдормаша А.С. Реброва, а также заинтересованных лиц из Госстроя СССР и Инженерного комитета инженерных войск состоялось техническое совещание. Объект рассмотрения – технорабочий (технический) проект автомобильного экскаватора-крана с ковшом вместимостью 0,3 м

3 и грузоподъёмностью 5 т, выполненный специалистами калининского завода под руководством главного конструктора проекта С. А. Щётки. По результатам совещания принято решение изготовить опытный образец по разработанным ОГК чертежам.

4 апреля 1958 года главный инженер завода Н.Н. Кучминский и начальник ОТК Ю.С. Прокофьев произвели осмотр опытного экскаватора, получившего марку Э-305. Проверкой установлено, что сборка машины удовлетворительная, соответствует чертежам и ТУ. При опробовании на холостом ходу по работе механизмов замечаний не было – экскаватор был допущен к проведению заводских испытаний.

Пробеговые, а также заводские испытания, проходившие с 10 апреля по 27 июня 1958 года со всеми видами заявленного рабочего оборудования, показали, что фактическая техническая характеристика соответствует данным, предусмотренным проектом, за исключением крановой. Устранение выявленных дефектов (10 пунктов) не вызывало изменения основных размеров и значительных переделок. По заключению комиссии Э-305 является работоспособным и годен для дальнейших испытаний.

В условиях полной секретности

На основании приказа Начальника инженерных войск от 9 октября 1958 года комиссия в составе семи представителей Инженерного комитета ИВ, среди которых был только единственный гражданский – главный конструктор, с 10 октября по 12 декабря 1958 года провела полигонные испытания экскаватора.

Цель: проверить соответствие машины заданным ТТТ и выявить её эксплуатационные качества на военно-инженерных работах.

По работе с «обратной» и «прямой» лопатой замечаний не было. Серьёзные нарекания вызвало оборудование драглайна, использующее решетчатую 10-метровую стрелу. Несмотря на работоспособность, оно резко снижало транспортабельность экскаватора в целом. В транспортном положении высота по оголовку стрелы составила 6,9 м (!), что делало невозможным передвижение не только в населённом пункте или в лесу, но и в поле. Как альтернативный рассматривался вариант транспортировки экскаватора с опущенной стрелой позади машины. Но и здесь ковш, раскачивая экскаватор, не позволял двигаться быстрее 10–12 км/ч.

Использование решётчатой стрелы длиной от 10 до 15 м предусматривалось и для крановых работ. Но в связи с установкой на автомобиле шин низкого давления при подъёме грузов происходила их просадка, что резко увеличивало вылет крюка. Явление тем опасней, чем больше масса подвешенного груза и длиннее стреловое оборудование. Ситуацию можно было бы исправить установкой на шасси простейших аутригеров, но они не предусмотрены в конструкции из-за достижения предела по грузоподъёмности базового автомобиля. В результате принято решение отказаться от применения решётчатой стрелы для крана и использовать в этих целях стрелу экскаваторного оборудования. По грузоподъёмности (5 т), высоте подъёма и вылету она вполне удовлетворяла военных по характеру выполняемых работ.

Таким образом, несмотря на выявленные в ходе испытаний комиссией дефекты конструктивного и производственного характера, экскаватор по своим эксплуатационным характеристикам в основном соответствовал ТТТ. И главное – Э-305 показал себя действительно высокомобильным, развивающим скорость до 55 км/ч. Такая машина необходима войскам немедленно! В итоге для потребности инженерных войск в повышении маневренности и проходимости землеройных машин на основании приказа Начальника ИВ № 8 от 9 января 1959 года экскаватор Э-305 заказчиком принят на снабжение войск.

В том же году Калининский экскаваторный завод выпустил установочную партию экскаваторов, головной образец из которой успешно прошёл заключительные войсковые испытания с 21 по 31 декабря в Киевском военном округе.

В 1960 году по дополненным тактико-техническим требованиям экскаватор Э-305 доработан и получил марку Э-305В. Литера «В» в индексе не указывает третью модернизацию, если расшифровать его согласно действующей системе индексации, а обозначает «войсковой». В качестве базы теперь использован автомобиль КрАЗ-214 – аналог ЯАЗ-214, производство которого передано Кременчугскому автозаводу с Ярославского, в связи с изменением профиля последнего. Экскаватор Э-305В принят на вооружение не только инженерных, но и других родов войск, а также частей Военно-Морского флота СССР (приказ Министра обороны № 24 от 20 февраля 1960 года).

Нет предела совершенству

Тем временем в ОГК калининского завода продолжались работы по повышению надёжности рабочего оборудования экскаватора Э-305В и улучшению механизмов его привода.

Проведённые технические мероприятия позволили устанавливать на поворотной платформе с экскаватора (зав. № 32) более мощный двигатель марки Д-48Л-С (48 л.с.). На экскаваторах № 1–31 применялись двигатели Д-38 или Д-38М (38 л.с.).

Один из экскаваторов Э-305В в рамках научно-исследовательской работы оснащён специальной герметизированной кабиной экскаваторщика для выполнения работ на химически или радиоактивно зараженной местности. Кабина оборудована фильтровентиляционной установкой типа ФВУА, предназначенной для подачи внутрь очищенного воздуха и создания подпора, и отопителем для подогрева подаваемого воздуха в зимнее время. Проверка условий обитаемости в кабине и эксплуатационные испытания экскаватора показали вполне удовлетворительные результаты.

Чтобы повысить применяемость решётчатой стрелы, на базе экскаватора Э-305 конструкторы создали экскаватор-кран Э-306 с шарнирным изломом. Однако это не единственное отличие: использовано шасси КрАЗ-214 с выносными опорами; в кинематику дополнительно введены две ступени зубчатых передач для уменьшения скорости подъёма и опускания груза и вращения поворотной платформы; на первом барабане установлен пневмотормоз и др. Более того, Э-306 оборудован указателем вылета и грузоподъёмности, ограничителем подъёма стрелы, т. е. функционально это больше грузоподъёмная машина, чем экскаватор. Но проект был закрыт после проведения испытаний двух изготовленных в 1961 году опытных образцов из-за превышенной нагрузки на оси базового автомобиля и чрезвычайно малой грузоподъёмности – чуть более 2 т.

Рано или поздно любая военная техника, базирующаяся на автомобилях, попадает в Научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны № 21 (НИИИ-21) в г. Бронницы. Туда в соответствии с приказом НИВ № 95 от 26 мая 1962 года был отправлен один из серийных Э-305В для проведения контрольных испытаний.

Проверку экскаватор проходил с 8 июня по 30 октября на работах, связанных со строительством трассы для испытаний колёсной техники при институте. Теперь заступиться за машину было некому, и, как следствие, неутешительный результат: 46 замечаний по экскаваторной установке и 12 – по базовому автомобилю. Итог разгромный: обусловленные программой контрольные испытания машина не выдержала и дальнейшая реализация поставок Э-305В в войска (на 1963 год) может быть допущена лишь при условии выполнения калининским заводом мероприятий, связанных с устранением всех (!) замечаний.

В свою очередь заводские конструкторы выразили несогласие по многим пунктам замечаний, что прилагались к протоколу актом «Особое мнение». Не всё зависело от них или рабочих, осуществляющих сборку. Во-первых, в приказном порядке «свалили на голову» наспех сконструированный экскаватор и всё, что пока было в силах исправить и улучшить, сделано. Во-вторых, некоторые узлы не изготовлялись в Калинине, а поставлялись по кооперации или покупались, и за их качество сборщики не могли нести ответственность. Естественно, некоторые пункты признаны справедливыми и относятся они прежде всего к недостаточной надёжности рабочего оборудования и качеству сварных швов.

Ситуация накалялась. Оставить войска без столь необходимых машин, конструкция которых работоспособна и имеет запас по улучшению, при полном отсутствии альтернативы – преступление. В более широком масштабе – загубить дело, в которое уже вложены государственные миллионы. Ответственность огромная! Кто её на себя возьмёт? Выход из сложившейся ситуации найден верный и вполне достойный своего времени: специалисты НИИИ-21 сами подготовили рекомендации по устранению замечаний, плюс ещё 10 возможных улучшений экскаватора Э-305В на перспективу.

На службе…

Проверку эффективности внесённых изменений по результатам контрольных испытаний проходил летом 1963 года один из серийных экскаваторов Э-305В в Звенигородском санатории МО. Несмотря на малый срок, калининцы смогли устранить замечания по 14 пунктам, однако основные недостатки снова повторились (21 пункт). За время испытаний имели место 14 поломок экскаваторного оборудования и 5 поломок базовой машины. И снова встал вопрос о приостановке поставок экскаваторов в войска (на 1964 год).

Дальнейшая напряженная работа ОГК калининского завода позволила исправить большинство замечаний, отмеченных в актах контрольных испытаний 1962 и 1963 годов, однако некоторые пункты оказались в плане решения тупиковыми. Но как бы то ни было, внесенные изменения в экскаваторную установку выявили, что основные эксплуатационные характеристики стали значительно отличаться от первоначальных в лучшую сторону. Тем более, что изменилась марка базового автомобиля: взамен снятого с производства КрАЗ-214 в Кременчуге начат выпуск улучшенной модели КрАЗ-214Б. Пришла пора первой серьезной модернизации.

В 1965 году изготовлен опытный образец экскаватора Э-305АВ на базе КрАЗ-214Б. В сравнении с Э-305В на нём применили ковш с увеличенной до 0,4 м3 вместимостью и более мощный двигатель привода рабочего оборудования Д-65 (65 л.с), что сразу отразилось на производительности по выемке грунта – она повысилась с 40–45 до 53–60 м3/ч. Вместо опорно-поворотного устройства каткового типа установлен унифицированный роликовый опорно-поворотный круг. Усилена конструкция поворотной платформы и ходовой рамы. Решётчатая стрела навсегда исключена из списка сменного оборудования.

Контрольные испытания Э-305АВ проходил на полигоне Военно-политической академии им.  Ленина с 25 августа по 10 ноября 1965 года. Здесь экскаватор не впустую перекидывал землю, а выполнял экскавационные работы на строительстве трассы для вождения гусеничных машин. Комиссия признала, что у экскаватора значительно повышена надёжность, улучшены условия ремонта, регулировки агрегатов и узлов. По базовому автомобилю каких-либо серьёзных замечаний не выявлено. Единственное, что не удовлетворяло – значительное время,  затрачиваемое на перемонтаж экскавационного оборудования в крановое. Эта проблема была решена применением специальных фиксаторов стрела–рукоять и особой схемы запасовки крюка, позволившей не демонтировать рукоять и сократить время на переоборудование в 6–7 раз! Экскаватор Э-305АВ начал поступать в войска с 1966 года.

Но уже в следующем, 1967 году с производства снят КрАЗ-214Б и начат выпуск знаменитого «лаптёжника» – автомобиля КрАЗ-255Б. На его базе после проведения в 1968 году всех необходимых испытаний с 1969 года начали серийно выпускать войсковой экскаватор Э-305БВ. Технические характеристики новой машины в основе остались без существенных нововведений – конструкция отточена годами производства. Главное – использование более мощного автомобиля позволило повысить транспортную скорость до 71 км/ч, чем повышалась мобильность инженерных колонн при передислокациях.

С 1973 года Калининский экскаваторный завод, как и многие заводы отрасли, начал постепенный переход на выпуск экскаваторов с гидравлическим приводом. Их конструкция в корне различна с механикой, что потребовало соответствующего переоснащения производства. В результате с 1975 года завод прекратил выпуск машин с механическим приводом унифицированного ряда Э-302Б, Э-304В и… сделал исключение для «305-го». Главная цель для основного заказчика – Министерства обороны СССР – осталась прежней: насытить войска столь необходимыми землеройными машинами. Естественно, дальнейшая модернизация Э-305БВ признана нецелесообразной. Но минимальные улучшения в процессе выпуска всё же вносились: кабина машиниста экскаватора получила увеличенную площадь остекления, базовый автомобиль КрАЗ-255Б заменен модернизированным КрАЗ-255Б1 (с 1979 года) и др.

Конечно, морально и технически устаревшие, но простые и надежные! Как и в любой технике, механизмы экскаватора требуют точной настройки в процессе эксплуатации. В нём регулируется всё – от затяжки тормозных лент до усилия нажатия педалей. При бездарном механике работа экскаваторщика может превратиться в пытку. При грамотном подходе управление не требует приложения чрезмерных физических сил. Машинист манипулирует с помощью рычагов золотниками пневматического управления, а всю тяжёлую работу по включению–отключению муфт выполняет воздух. Не стоит забывать и о преимуществах механического привода перед гидравлическим в работе при минусовых температурах. Однако самый весомый аргумент – навыки работы на механических экскаваторах в те времена имел каждый машинист, так как парк экскаваторов СССР до 1980-х годов в подавляющем большинстве состоял из машин именно этого типа. Поэтому неудивительно, что экскаваторы модели Э-305БВ выпускались вплоть до середины 1980-х годов!

Счастливая судьба «305-го»

В 1990-х годах в различных частях Союза на текущем довольствии находилось значительное количество этих машин. Как правило, поддержание их в рабочем состоянии производилось за счёт разбраковки образцов, не подлежащих восстановлению. На волне конверсии большая часть экскаваторов Э-305БВ была реализована и успешно использовалась (и используется!) в гражданском строительстве.

Без преувеличения эти легендарные экскаваторы стали неким символом мощи Советской Армии. Трудно оценить тот объём работ, который был проделан ими для повышения обороноспособности и становления народного хозяйства страны. Нелёгкое становление и тяжёлые трудовые будни, но судьбу «305-го» семейства можно назвать вполне счастливой. Единицы машин в Союзе можно отнести к таким долгожителям, ведь серийный выпуск Э-305 в различных модификациях (сюда же следует добавить Э-305А и Э-305Б для работы на гражданке) продолжался без малого 35 лет! Экскаватор примерил на себе пять базовых моделей автомобилей высокой проходимости – от ЯАЗа до КрАЗа.

Ни для кого не секрет, что военная техника в СССР всегда была в авангарде технической мысли и производственных достижений. Появление в 70-е годы народнохозяйственных землеройных машин с прогрессивным гидравлическим приводом никак не могло обойти стороной военных. Настало время создания специального войскового экскаватора, как наиболее полно отвечающего значительно возросшим тактико-техническим требованиям. Работа по данной теме велась под шифром «Кирасир»…

фотографии карьерных экскаваторов десятки лет спустя

Шагающие драглайны. От первого отечественного до современных моделей

Первый шагающий экскаватор-драглайн советского производства ЭШ-1 был выпущен в 1948 году на Новокрамоторском заводе. Объём ковша составил 3,4 куб.м, длина стрелы достигала 37,5 м. Привод механизмов осуществлялся на переменном токе.

Впервые машина была задействована на Волгодонстрое (1949–1952 годы). После этого техника постоянно дорабатывалась и модернизировалась.

Источник фото: techstory.ruПервый шагающий экскаватор-драглайн ЭШ-1, 1949 год

Так начали появляться новые модели, в том числе с увеличенным объёмом ковша и длиной стрелы. Одна из них — ЭШ-6/60, выпуск которой НКМЗ наладил в 1958 г. Двумя годами позже на заводе разработали облегчённый ковш со сплошной беззубой режущей кромкой полукруглой формы и увеличенной до 8 куб.м вместительностью. Уже через год вследствие коренной модернизации появился обновлённый ЭШ-10/60.

Самым большим и мощным советским шагающим экскаватором стал ЭШ 100.100, произведённый заводом УЗТМ в 1975 г. Как видно из индекса, объём ковша достигал 100 куб.м, длина стрелы — 100 м. С 1976 года машина работала на Назаровском разрезе Канско-Ачинского угольного бассейна (Сибирь). К слову, такая длина стрелы — 100 м — максимальная и для современных моделей шагающих экскаваторов, выпускаемых Новокрамоторским или Уралмашзаводом.

Источник фото: zen.yandex.ru/media/pronaukaСамый большой советский шагающий экскаватор ЭШ 100.100, 1976 год

Одним из наиболее востребованных сегодня является шагающий экскаватор ЭШ 20/90. Общее количество введённых в эксплуатацию машин производства УЗТМ достигает 65 единиц. Техника работает на горнодобывающих предприятиях России, Индии, Монголии, Казахстана, Эстонии и Украины.

Источник фото: techstory.ruРаботающий на одном из карьеров Ближнего Востока шагающий экскаватор ЭШ 20/90

Отметим, что на разрезах задействованы как машины, выпущенные в последние годы, так и после капитального ремонта. Так, в 2018 году два шагающих экскаватора ЭШ 20/90, произведённые ещё в 90-е годы, были модернизированы и отгружены для эксплуатации в угольных разрезах, которые разрабатывает компания Northern Coalfields Limited (Индия). Годом позже специалисты Назаровского ГМНУ проводили ремонт ЭШ 20/90 на Тугнуйском разрезе (Бурятия).

Источник фото: ysia.ruВ 2019 году «Эльгауголь» запустил в работу шагающий экскаватор ЭШ 20/90

В качестве примера также приведём экскаватор, который, по словам управляющего директора ООО «Эльгауголь» Ивана Цепкова, был собран в рекордно короткие сроки. ЭШ 20/90 был поставлен в 2019 году на Эльгинский угольный комплекс, где он работает в довольно сложных климатических условиях. Машина укомплектована электроприводом, предназначенным для эксплуатации при предельно низких температурах. Ещё один экскаватор с 2015 года помогает в освоении разреза «Красногорский» компании «Южный Кузбасс».

Гусеничные карьерные экскаваторы. С 85-летней историей

Расскажем историю появления ещё одного востребованного сегодня горного экскаватора. Его производство началось в довоенные годы. Первой моделью стал выпущенный в 1936 году М-IV-Э (IV-М-3), сконструированный в Ленинграде и положивший начало советскому тяжёлому экскаваторостроению.  Это электрическая полноповоротная машина с лопатой, оборудованная стандартной или удлинённой стрелой и ковшом объёмом 3 или 2 куб.м соответственно. Мощность сетевого трёхфазного двигателя составляла 250 кВт.

Источник фото: techstory.ruИспытания карьерного экскаватора М-IV-Э, 1936 год

В годы Великой Отечественной войны выпуск экскаваторов был прекращён. Возобновили производство только через несколько лет по её окончании, в 1947 году. При этом значительно усовершенствованную модель стали производить под новым названием — Э-3, впоследствии — СЭ-3. История появления буквы «С» в индексе такова: группа конструкторов, разрабатывавшая эту модель, получила Сталинскую премию. Фамилия Бориса Ивановича Сатовского, руководителя группы, и вошла в название СЭ-3.

165-тонный экскаватор оборудовали ковшом объёмом 3 куб.м, предназначенным для тяжёлых условий эксплуатации. При этом на машину можно было устанавливать ковши на 4 или 5 куб.м. без необходимости вносить изменения в конструкцию техники. В сравнении с моделью-предшественницей мощность двигателя СЭ-3 была увеличена до 340 кВт.

Источник фото: techstory.ruПогрузка грунта карьерным экскаватором СЭ-3 в самосвал МАЗ-525, 1947 год

Через некоторое время был выпущен экскаватор ЭКГ-5А, который, к слову, производится и сегодня. Машина представляет собой полноповоротную лопату на электроприводе и гусеничном ходу. Масса экскаватора  была увеличена до 196 тонн, а  объём ковша — до 6,3 куб. м. Мощность двигателя, как и у самой первой модели, составляет 250 кВт.

Современная машина поставляется со стрелой длиной 11,2 м, тогда как длина стрелы СЭ-3 составляла 10,3 м. Максимальная высота выгрузки ЭКГ-5А ниже, чем у её предшественницы — 6,7 м и 7,1 м соответственно.

Источник фото: techstory.ruВыпускается уже более 40 лет. Карьерный экскаватор ЭКГ-5А

Диапазон температур, при котором возможна бесперебойная работа техники, колеблется в пределах от -40 до +40 градусов. При этом разные модификации позволяют машине работать в условиях арктического (до -60 град.) или тропического (до +50 град.) климата.Источник фото: uralmash-kartex.ruМассой практически 200 т. Современный ЭКГ-5А от «Уралмашзавода»

Cat 374D. С разницей в практически 7 т

Предшественником ещё одного героя нашей подборки — гидравлического экскаватора Cat 374D — стал выпускаемый с 1999 года Cat 365B. О нём и расскажем подробнее.

Эксплуатационная масса машины составляла 67,63 т. Техника поставлялась с 6-цилиндровым двигателем Cat 3196 ATAAC мощностью 409 кВт при 2 000 об/мин.

Габаритные размеры модели следующие: высота — 5,02 м, ширина — 3,5 м, длина — 13,15 м. Было доступно несколько вариантов рабочего оборудования, включая комбинацию удлиненной стрелы 7,8 м и рукояти 3,6 м. Максимальная глубина копания — 9,47 м, высота погрузки — 9,18 м.Источник фото: specs.lectura.ruПроизводство гусеничного экскаватора Cat 365B было запущено в 1999 году

Позже началось производство Cat 365C. Этот экскаватор был тяжелее предшественника на практически 6 тонн. Фирменный 12-литровый двигатель развивал несколько меньшую мощность (301 кВт). Что касается габаритных размеров модели, то неизменной осталась только её ширина. Длина Cat 365C стала меньше на метр, высота — на полтора метра. Глубина копания также снизилась — до 6,75 м.

Источник фото: cat.comНа смену предыдущей модели в 2005 году пришел Cat 365C

В 2010 году на смену Cat 365C пришёл 70-тонный Cat 374D, который был модернизирован годом позже. В результате потребление горючего экскаватором снизилось на 7% (в схеме системы охлаждения был предусмотрен вентилятор с гидроприводом и переменной частотой вращения, что давало возможность экономить топливо). Мощность двигателя в сравнении с предшественником увеличилась на 18% и составила 355 кВт при 1 800 об/мин. Также на 10% повысилась скорость подачи рабочей жидкости в гидросистеме. В сочетании с удлиненной рукоятью и увеличенным диаметром гидроцилиндров ковша это позволило обеспечить большее усилие копания (+17%).

Ещё на машину поставили камеру заднего вида, а в целом техника и её отдельные узлы стали более износостойкими.

Источник фото: bossmachinery.nlВ 2010 году запустили в производство экскаватор Cat 374D

Современная модель имеет массу 74 тонны. Она поставляется с двигателем Cat C15 мощностью 358 кВт. Объём ковша составляет 4,4 куб.м. Его зубья Advansys за счёт улучшенного вхождения в грунт уменьшают продолжительность цикла. Максимальная глубина выемки достигает 7,24 м, высота загрузки — 7,05 м. В час экскаватор может заполнять 33 самосвала грузоподъёмностью 36 тонн.

Функция LiftAssist в режиме онлайн рассчитывает фактический вес груза, поднятого экскаватором. В случае превышения допустимых показателей подаётся звуковой сигнал. Интеллектуальный режим Smart автоматически регулирует мощность двигателя и гидравлики, обеспечивая экономию топлива. Также в Cat 374 используется кнопка запуска двигателя без ключа.

Для выполнения тяжёлых работ экскаватор оборудовали усиленными рабочим оборудованием и верхней и нижней рамами. Отметим, что независимо от того, какие навески используются, система 2D E-Fence позволяет установить границы, за которые экскаватор не выйдет во время работы.Источник фото: cat.comСовременная модель оснащена функцией LiftAssist и интеллектуальным режимом Smart

 

Новости Макси Экскаватор Ру: лучшие материалы и циклы статей

рабочее оборудование, технические характеристики, модификации, фото и видео

Для проведения различных земляных работ необходимо иметь специализированную технику. Сюда относится легенда советского производства — экскаватор эо 4321.

Особенности экскаватора ЭО 4321

Эта модель впервые была изготовлена еще в 1972 году на киевском машиностроительном заводе «Красный экскаватор». Эо 4321 имел все необходимые параметры и механизмы для проведения работ в сфере сельского хозяйства, строительства зданий и транспортных объектов. Данная модель относится к четвертой группе специализированной техники.

Отличительной чертой модели колесного экскаватора эо 4321 является то, что этот экскаватор стал первой машиной на пневмоколесном ходу с гидравлической стрелой. Именно он стал родоначальником последующих модификаций. Уникальное сочетание эффективности и экономичности в использовании способствовало распространению эо 4321 по всему союзу.

Этот экскаватор стоял на вооружении инженерных войск и трудился практически на всех строительных объектах.

К положительным качествам модели можно отнести:

  • Большая вместимость ковша;
  • Наличие собственных опорных частей с гидравлическим приводом;
  • Увеличение производительности за счет смены механического привода на гидравлический;
  • Использование отвала экскаватора для повышения устойчивости;
  • Легкий доступ ко всем элементам двигателя и навесного оборудования позволяют сократить расходы на обслуживающий персонал и уменьшить время ремонта.
Фото экскаватора ЭО 4321

Также к преимуществам экскаватора эо 4321 можно отнести его универсальность. В зависимости от выполняемых работ есть возможность крепления на гидравлическую стрелу различного оборудования. К ряду возможностей следует отнести разработку котлованов и траншей, рытье колодцев, планировку площадки, а также рыхление и дробление твердых пород.

Рабочее оборудование

Основным рабочим органом экскаватором является обратная лопата, емкость которой составляет 0,65 м3. В случае необходимости можно сменить оборудование на прямую лопату для разработки грунта выше уровня стояния машины. Для устройства глубоких котлованов и колодцев есть возможность установки на рукоять грейфера. Для погрузки сыпучих материалов используется ковш обратной или прямой лопаты, а для штучных грузов — специальная крановая установка.

Поворотная платформа располагается на пневмоколесном шасси.

Здесь располагается силовое оборудование, водительская кабина, баки для рабочей жидкости и топлива, противовес, гидравлический механизм и система его управления. Устройство экскаватора ЭО 4321
Ходовая конструкция состоит из прочной рамы и пневматических колес. На раме установлены специальные опоры и оборудование бульдозерного типа. Управление осуществляется с помощью поворота переднего моста.

Технические характеристики

Все технические характеристики экскаватора эо 4321 представлены в табличной форме.

ХарактеристикиПараметры
Мощность двигателя, кВт59
Рабочий вес экскаватора, кг19, 8
Вместимость обратной/прямой лопаты, м30,5/0,8
Наибольшая глубина копания, м5,5
Высота погрузки обратной лопатой, м5,6
Высота копания прямой лопатой, м7,9
Наибольшая высота выгрузки материала (прямая лопата), м5,67
Скорость передвижения, км/час20
Габариты экскаватора (ДхШхВ), м9,9х2,84х3,99

 

Основные модификации

За все время изготовления экскаваторов этой серии было проведено множество изменений в силовом оборудовании и гидравлической системе.

С каждым годом модель модернизировалась и усовершенствовалась, чтобы достичь максимальной эффективности и производительности.

Существует несколько модификаций эо 4321, к которым относятся следующие:

  • Эо 4321А. Конвейерное производства началось в 1983 году. Изменения коснулись гидравлической системы, а также была установлена новая рукоять и стрела. Уникальные качества экскаватора способствовали присвоению ему золотой медали ВДНХ Советского Союза;
  • Эо 4321Б. Первый экскаватор этой модели был выпущен в 1987 году. Разработчикам получилось увеличить производительность техники на 16% по сравнению с предыдущей модификацией;
  • Эо 4322. Эта модель стала следующим этапом развития строительной техники. Она выпускалась с 1989 года и имела ограниченное количество экземпляров. Внешний вид модели полностью копировал эо 4321, но силовое оборудование и гидравлика были кардинально изменены. Усовершенствованные узлы главного оборудования позволили перейти гидравлическим экскаваторам на новый технологический уровень.

Видео экскаватора ЭО 4321 в работе:

Э-652Б, ЭО-4111Б гусеничный тросовой экскаватор — Каталог К.В.Х.

Ковровские железнодорожные мастерские начали функционировать по своему назначению в августе 1864 г. С 1866 г. Ковровские железнодорожные мастерские занимались не только ремонтом, но и постройкой железнодорожных вагонов собственной конструкции.

 В годы советской власти ковровские мастерские были переформированы в ремонтный завод. В 1930 г. туда поступил заказ на ремонт партии импортных экскаваторов. Данное обстоятельство определило дальнейшую судьбу предприятия. Когда возник вопрос о возможности производства Отечественных землеройных машин, то было решено образовать в Коврове экскаваторный завод на базе прежних мастерских. Первый советский экскаватор «Ковровец» — паровая машина на железнодорожном ходу с ковшом вместимостью 2,5 м3, был построен на заводе в апреле 1931 г. Всего из заводских цехов вышло 177 машин этой марки. С 1934 г. Ковровский экскаваторный завод (КЭЗ) перешел на выпуск паровых полноповоротных гусеничных экскаваторов ППГ-1,5 с ковшом вместимостью 1,5 м3 , а с 1936 г. начал освоение дизельной землеройной машины на гусеничном ходу ЛК-0,5. В 30-е годы завод выпускал также краны. Ковровские экскаваторы использовались на всех крупнейших стройках страны, в том числе на строительстве Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга.

 Еще задолго до окончания войны, в 1944 г. на заводе началось проектирование нового одноковшового экскаватора. В конце 1945 г. впервые в СССР и в мировой практике заводскими инженерами и технологами был сконструирован и поставлен на промышленное производство универсальный полноповоротный механический экскаватор Э-505 с гидравлическим управлением и ковшом вместимостью 0,5 м3. За создание этой машины группа заводских конструкторов была удостоена Сталинской премии. В 50-е годы завод выпускал дизельные экскаваторы-краны Э-656 на пневмоколесном ходу с ковшом вместимостью 0,5 м3 и грузоподъемностью 10 т, а также бурильно-крановые машины БКГМ-АН-63, предназначенные для бурения в различных грунтах углублений диаметром до 0,5 м и глубиной до 1,7 м и установки столбов длиной до 9 м и массой до 600 кг.

 С 1956 г. началось производство механических полноповоротных экскаваторов Э-651 с гидравлическим управлением и увеличенной до 0,65 м3 вместимостью ковша. В 1960-х устаревающая модель прошла несколько серьёзных модернизаций: сначала появилась модификация Э-652А с пневматическим управлением, а в 1968 году в производство пошла модификация Э-652Б, оказавшаяся настолько удачной, что производилась без существенных изменений около 20 лет. Экскаватор Э-652БС является специальной модификацией, предназначенной для работы на Крайнем Севере. В апреле-мае 1970 года выпуск Э-652Б был налажен также и на Донецком экскаваторном заводе в городе Донецк Ростовской области. По существующей в 1960 системе индексации название Э-652Б расшифровывалось как «экскаватор с ковшом вместимостью 0,65 м³, второй модели, второй модификации». В январе 1969 года экскаватор Э-652Б был удостоен государственного Знака качества. Это было первое изделие предприятий Владимирской области — первый экскаватор страны, получившее такую высокую оценку, причём абсолютно заслуженно: простая и надёжная конструкция позволяла машинам работать очень долго в самых разных условиях эксплуатации, и они порой встречаются в рабочем состоянии и в наше время.

 В начале 1970-х г. был взят курс на широкое применение гидропривода экскаваторов. В планах министерства предусматривался полный перевод основных экскаваторных заводов (Калининского, Ленинградского, Ковровского и Воронежского) на выпуск машин с гидроприводом. Но есть такие работы или регионы использования, где применение гидравлической техники невозможно или нерационально — это на мелиоративных работах и в промышленных карьерах, при устройстве свайных фундаментов, а также при экстремальных температурных условиях, где гидравлическая техника слаба и бессильна. Поэтому на Донецком и Костромском экскаваторных заводах сохранили производство традиционных тросовых (канатных) экскаваторов.  

 В 1985 г. индекс выпускаемой машины Э-652Б привели в соответствие новому отраслевому стандарту наименования спецтехники — экскаватор стал называться ЭО-4111Б, экскаватор Э-652БС, предназначенный для работ в условиях низких температур, стал маркироваться как ЭО-4111БС. В 1986 г. появилась и модификация «В», а в 1988 г. «Г» с полностью измененным внешним видом. Расшифровка индекса, согласно стандарту, следующая: «ЭО» — экскаватор одноковшовый, «4» — эксплуатационная масса от 19 до 30 тонн (наш экскаватор имел массу 21,2 тонны), «1» на второй позиции — гусеничный ход, «1» на третьей позиции — тросовое рабочее оборудование, «1» на четвёртой позиции — порядковый номер модели, «Буква» — модификация.

 Экскаваторы Э-652Б с ковшом емкостью 0,65 м3 предназначены для производства земляных работ в грунтах I — IV категорий и V — VI мелкодробленных (величина кусков не более 300 — 400 мм), а также в качестве крана для погрузочно — разгрузочных работ. На Э-652Б устанавливался дизельный двигатель Д-108 мощностью 108 л.с. Поскольку мощность дизеля Д-108, устанавливаемого на экскаваторах Э-652Б, является избыточной, то ее ограничивают до 75 — 82 л.с. путем регулирования топливной аппаратуры и снижения частоты вращения двигателя. Выполнение разнообразного вида работ обеспечивается наличием сменного рабочего оборудования: прямой и обратной лопат, с грейферным ковшом, а также в качестве драглайна, крана и сваебойного копра. При установке прямой и обратной лопат экскаватор оснащают ковшами емкостью 0,65 м3 с прямоугольной режущей кромкой и зубьями. На машине может быть применен также ковш прямой лопаты емкостью 0,8 м3 с полукруглой режущей кромкой, драглайн выпускался только с ковшом емкостью 0,8 м3 с полукруглой режущей кромкой.

 При всех модернизациях и усовершенствованиях экскаваторов их принципиальная конструкция и кинематическая схема сохранились без изменений.

Поворотная платформа сварной коробчатой конструкции. Ее полости используются как ванны для смазки зубчатых колес и подшипников трансмиссии, размещенной внутри платформы. Станины лебедок и опоры трансмиссии экскаватора составляют неотъемную часть поворотной платформы и сварены с ней в одном блоке. На платформе расположены двигатель, цепной привод, реверсивный механизм, реверс главной лебедки, главная лебедка, поворотный и верхний ходовой механизмы, механизмы гидравлического управления и двуногая стойка для подвески к ней рабочего оборудования.

Поворотная платформа опирается на ходовую тележку через многороликовый опорный круг, установленный на торцевой поверхности зубчатого венца поворотного механизма. К нижней части поворотной платформы прикреплены обратные ролики, разгружающие центральный вал от горизонтальных усилий.

Ходовое оборудование экскаваторов представляет собой гусеничную многоопорную тележку. Ходовая рама тележки из стального литья с приваренным к ней литым опорно-поворотным кругом с внутренним зубчатым зацеплением. К ходовой раме по бокам приварены две литые гусеничные рамы, которые опираются на шесть опорных катков каждая. По концам рам установлены ведущее и направляющие колеса, огибаемые замкнутой гусеничной цепью (лентой) на 29 звеньев. Для поддержания верхней ветви гусеничной цепи на каждой гусеничной раме установлено по два поддерживающих ролика.

Рабочее оборудование. На экскаваторе могут быть смонтированы прямая или обратная лопата, драглайн, грейфер, кран, копер, дизель-молот с клиньями и др. В целях увеличения производительности экскаватора в легких грунтах возможно применение ковшей увеличенной емкости 0,75 и 1 м3. При оборудовании прямой лопатой напорный механизм для экскаватора Э-652 независимый или комбинированный. Для рыхления мерзлых грунтов при разработке котлованов в зимнее время применяется специальное сменное рабочее оборудование.

 Управление экскаватором Э-652 пневматическое. Положительные качества пневмоуправления: легкость и плавность включения фрикционов, снижение динамических нагрузок в элементах конструкций, устранение замасливания фрикционных прокладок, отсутствие потребности в маслах и обеспечение чистоты на машине. Нагнетание воздуха под давлением 6 — 7 атм производится компрессором марки О-38

Лучший по профессии машинист экскаватора

06.04.2018

Конкурс такого масштаба проводился впервые! Важность этого события отметили не только руководители предприятий, но и начальник отдела Гостехнадзора Советского района Главный государственный инженер – инспектор Карнаухов Иван Александрович.

Среди конкурсантов, как начинающие, так и опытные специалисты, уже работающие в этой отрасли. Всего за звание «Лучший» боролись 10 участников – 3 студента БУ «Советский политехнический колледж» и 7 опытных машинистов из 6 предприятий Советского района: ООО «Ремдорстрой», АО «Югорский лесопромышленный холдинг», подразделения «ЮграТрансСервис» и «Югра-Плит», ООО «Доринвест», АО «Генерация» и ООО «Партс Сервис».

Конкурсная программа разделилась в два этапа: теоретический модуль, где конкурсанты отвечали на вопросы по знанию ПДД, а так же выполнение практических заданий на экскаваторе. Оценивали работу участников независимые эксперты: Главный специалист – государственный инженер-инспектор отдела Гостехнадзора Советского района, директор Группы компаний «Трактордеталь», главный специалист отдела промышленности и транспортных связей Администрации Советского района. Учитывалось качество, скорость выполнения задания, соблюдение условий техники безопасности.

Третье место занял машинист Югорского лесопромышленного холдинга подразделение «ЮграТрансСервис» Сергей Войтик. Второе место занял студент БУ «Советский политехнический колледж» Козлов Иван. Самый лучший результат по итогам конкурса показал Родионов Иван, машинист Югорского лесопромышленного холдинга подразделение «ЮграТрансСервис». Он заслужил звание «Лучший машинист экскаватора» и выиграл кубок конкурса.

Работодатели проявили желание и далее организовывать подобные конкурсы по другим рабочим профессиям – электрик, сварщик, машинист лесозаготовительной техники. 

Смотреть этот старый советский экскаватор, который ходит на ногах

Звонили ?? 6,5/45, этот «шагающий» экскаватор кажется прямо из фильма в стиле стимпанк.

Ничто не сравнится с советским «шагающим» экскаватором, чтобы задаться вопросом, не живете ли вы внутри фильма в стиле стимпанк. Это может быть и «Движущийся экскаватор» Хаула, если вы любите кино.

Видео было загружено в 2017 году и показывает древний механизм, отправляющийся на неторопливую дневную прогулку.Странно названный ?? 6,5/45 разработан в СССР в 1969 году. А видео Ромео Рома демонстрирует?? 6,5/45 шагает с небольшой скоростью, учитывая его огромный вес в 280 тонн.

Вы, должно быть, задаетесь вопросом, почему этот крупногабаритный экскаватор идет пешком, а не на обычных гусеницах. Согласно Drive, ответ на этот вопрос восходит к началу 20 века.

После гусеничных экскаваторов потребовались некоторые инновации в гражданском строительстве и открытых горных работах. Первые из-за своего тяжелого веса иногда тонули в земле.В то время как шагающий экскаватор обеспечивал давление на грунт, чтобы они не застревали.

Это ознаменовало успех и достигло желаемой цели в свое время, сделав его довольно интересным чудом инженерной мысли 60-х годов.

американцев сбил советский шагающий экскаватор — Российская газета

Это старое видео из украинского Днепропетровска давно не появлялось в рекомендациях YouTube, но теперь, похоже, настал его звездный час.Видео о ржавом, но еще марширующем по карьерам Орджоникидзевского ГОКа экскаваторе ЭШ 6/45 попало в кадры редакции американского сайта The Drive. И настолько их поразил, что ему посвятили содержательную статью под заголовком «Этот русский шагающий экскаватор выглядит так, как будто он из «Звездных войн».

Американцы сравнили могучий ES с новейшими роботами Boston Dynamics: мол, экскаватор хоть и не похож на человека, но привлекает не меньше внимания.Уступает только в скорости передвижения — но что требовать от 280-тонного автомобиля.

Собственно, большой вес экскаватора, который предназначен для выравнивания целины, и стал причиной того, что эту технику научили двигаться шагами. Раньше тяжелые дриглайны двигались, как правило, по рельсам, но чем мощнее они становились, тем труднее им приходилось – рельсы буквально уходили в землю. И тут инженерам пришла в голову идея – если экскаватор самостоятельно перемещает длинные металлические опоры, он сможет распределять вес и оставаться на поверхности.

Первый шагающий экскаватор появился в 1908 году. И не без гордости писал автор статьи, в США – благодаря Оскару Мартинсону из компании Monighan Machine. Советские ЭШ 6/45 были созданы на 70 лет позже — в 1979 году. И, по данным The Drive, было выпущено всего шесть единиц — так что кадры с Орджоникидзевского ГОКа можно назвать если не уникальными, то редкими.

Что касается конкретного экскаватора, то в подписи к видео автор опроса указал, что он работает в отделе мелиорации ГОКа и его задача — равномерно разложить складированный чернозем.

.

Луна-24: копатель последней луны

Карта сайта

Журнал обновлений сайта

Об этом сайте

Об авторе

Почтовый ящик


ПОДДЕРЖИТЕ ЭТОТ САЙТ!


РЕКЛАМА


Поиск деталей:

Автор этой страницы будет признателен за комментарии, исправления и изображения, относящиеся к теме.Пожалуйста, свяжитесь с Анатолием Заком.






 

 

 

Луна-24: копатель последней луны

Последняя советская миссия на Луну была запущена 9 августа 1976 года под официальным названием «Луна-24». В историческом плане его можно считать последним выстрелом Лунной гонки между США и СССР. К сожалению, это также положило начало долгому затишью в исследованиях естественного спутника Земли.Для России этот темный век в ее лунной программе продолжается до сих пор.

Предыдущая глава: Луна-13

Космический корабль Е8-5М. Фото: НПО Лавочкина

От издателя: Темп нашего развития зависит в первую очередь от уровня поддержки со стороны наших читателей!

Краткий обзор миссии Луна-24:

Обозначение космического корабля

E8-5M №413

Миссия

Возврат проб лунного грунта с глубины до 2,5 метров

Производитель космических аппаратов

Лавочкин

Дата и время запуска

1976 9 авг, 18:04:12 мск

Ракета-носитель
Стартовая площадка
Дата и время посадки на Луну

1976 авг. 18, 09:36 мск

Лунная посадочная площадка

Море кризиса (Mare Crisium) 12°45′ северной широты, 62°12′ восточной долготы

Дата и время старта с Луны

1976 19 авг, 08:25 мск

Дата и место посадки

1976 22 авг, 02:55 мск, 200 км юго-восточнее г. Сургута

Общая продолжительность миссии

13 дней (номинальный срок службы: 3 месяца)

Масса космического корабля

5795 кг

Спускаемый модуль, КТ, сухая масса

1640. 5 кг

Спускаемый аппарат, КТ, масса конструкции и двигательной установки

1080 кг

Спускаемый модуль, КТ, масса сервисных систем

560,5 кг

Спускаемый аппарат, КТ, масса топлива

3 539 кг

Масса аппарата для восхождения на Луну

514.8 кг

Масса посадочной капсулы

34 кг

Масса возвращенного образца лунного грунта

170,1 г

Суммарная дельта V, полученная во время коррекции курса

130 метров в секунду

Полная дельта V при торможении

2784 метра в секунду

Емкость силового аккумулятора

574 Ампер-час


КА Луна-24 (Э8-5М)

«Луна-24» стала 11-й советской попыткой вернуть образцы лунного грунта обратно на Землю с помощью роботизированного зонда и третьей успешной миссией, завершающей всю программу.

Ранее советские источники сообщали, что на «Луне-24» был переработан буровой механизм, который отличался от того, что использовался в двух предыдущих успешных миссиях по возврату образцов. Фактически «Луна-24» была третьим космическим кораблем в серии, получившей обозначение Е8-5М, которая отличалась рядом модернизаций по сравнению с исходной машиной для возврата образцов Е8-5.

В частности, в три раза уменьшено количество воды, используемой в системе терморегулирования торообразного приборного отсека космического корабля.Также вообще убрали малый высотомер «Квант». (788)

Буровой механизм ЛБ-09

Самое главное, что на Э8-5М была установлена ​​ударная дрель нового типа, получившая обозначение ЛБ-09, где ЛБ означает русское обозначение Lunny Bur («лунная дрель»). Разработан в ТашКБМ — ташкентском филиале КБОМ по заданию НПО Лавочкина. В отличие от буров, установленных на аппаратах «Луна-16» и «Луна-20», новый прибор смог сохранить первоначальное взаимное расположение (стратиграфию) слоев реголита после их извлечения. (71) Новая сеялка также имела возможность регулировать мощность бурения в зависимости от плотности почвы.

LB-09 включал буровую головку, буровой вал с картриджем для проб и механизм извлечения грунта, привод буровой головки, механизм переноса проб и контейнер для хранения проб.

Во время бурения грунт заполняет внутреннюю полость патрона для проб, содержащего гибкую почвенную трубку диаметром 12 миллиметров, вместе с механизмом, поддерживающим столб грунта в течение всего процесса бурения.После прекращения бурения гибкая трубка, наполненная грунтом, извлекается из внутренней полости патрона и сматывается на барабан внутри контейнера для хранения. Затем контейнер с грунтом переносится в спускаемую капсулу возвращаемого на Луну корабля. (788)

Согласно постсоветским источникам, «Луна-24» не несла полезной нагрузки, кроме бура ЛБ-09.

Первая попытка запуска модифицированного космического корабля Е8-5М была предпринята 28 октября 1974 года, однако миссия, получившая официальное название «Луна-23», завершилась досрочно, когда корабль упал на бок на поверхность Луны. Тем не менее наземные диспетчеры смогли проверить работу буровой установки ЛБ-09, которая работала почти в горизонтальном положении и не могла выйти на поверхность.

Вторая попытка была предпринята почти через год, 16 октября 1975 года, в 17:04:56 по московскому времени. Однако ступень «Протон-К» «Блок-Д» не смогла вывести полезную нагрузку на начальную орбиту стоянки, и, в соответствии с обычной советской практикой, о неудачном запуске никогда не сообщалось. На подготовку очередной попытки ушло около 10 месяцев.Тем временем, в феврале 1976 года, Советское правительство издало секретный указ о прекращении лунной экспедиции Н1-Л3.

На Луну и обратно!

Ракета «Протон» с космическим кораблем Э8-5М № 413 стартовала с площадки 81 Байконура 9 августа 1976 года в 18:04:12 мск. (400) На этот раз запуск прошел успешно, и миссия была объявлена ​​как Луна-24.

Во время миссии наземная станция КИП-10 в Симферополе служила главным центром управления. На основании данных, полученных от корабля, 11 августа была дана команда на запуск основного двигателя на этапе спуска, известного как модуль коррекции и торможения КТ, для корректировки траектории сближения с Луной. (270) Через три дня, 14 августа, космический аппарат успешно вышел на начальную круговую лунную орбиту с высотой 115 километров, наклонением 120 градусов к лунному экватору и периодом обращения 1 час 59 минут.

16 и 17 августа дополнительные маневры двигателем модуля КТ вывели «Луну-24» на высоту 12 км над лунной поверхностью в перигее (апогей был еще на высоте 120 км) во время ее заключительного (эллиптического) яйцевидного витка вокруг Луны. Луна.

18 августа 1976 года «Луна-24» еще раз запустила двигатель, чтобы провести маневр торможения и начать свой окончательный спуск на лунную поверхность. Всего шесть минут спустя, в 09:36 по московскому времени, космический корабль успешно приземлился в покрытом ночью юго-восточном районе Mare Crisium (Море Кризисов), примерно в 40 километрах от «береговых» пиков высотой от трех до пяти километров. над «морской» поверхностью. Незадолго до приземления основной двигатель был отключен, как и планировалось, а окончательный спуск производился с помощью малых нониусных двигателей.

Операции на Луне

Как выяснилось позже, такая посадочная площадка в первую очередь была продиктована двигательными возможностями ракеты-носителя. (397) Место посадки было «традиционным» для предыдущих советских миссий по возврату проб, сконцентрировавшись в экваториальной области Луны на восточной окраине ее видимой стороны. (398) Глубоко под этой областью заложен большой маскон — концентрация массы в недрах Луны, влияющая на гравитационное поле Луны.(789)

Луна-24 оказалась всего в нескольких сотнях метров (397) от своей злополучной предшественницы — Луны-23. Это был тот же регион, куда в 1969 году направлялась еще одна неудавшаяся миссия — «Луна-15» в последней отчаянной попытке превзойти астронавтов «Аполлона-11» в возвращении лунного грунта. Как и другие «морские» области на Луне, слегка наклоненная равнина, на которой приземлилась «Луна-24», вероятно, была создана потоками лавы не менее 1,4 миллиарда лет назад. В последующие эпохи метеоритные бомбардировки усеяли ландшафт многочисленными кратерами.Ударный кратер глубиной 1,5 км и шириной шесть километров, названный в честь физика Даниэля Фаренгейта, находился в 18 километрах к западу. Ученые миссии «Луна-24» полагали, что образцы зонда могут содержать обломки взрыва, выброшенные в результате ударов, которые образовали Фаренгейты и другие близлежащие кратеры. (398)

После приземления Луны-24 наземной станции управления КИП-10 потребовалось 15 минут, чтобы проверить исправность корабля и определить его местонахождение на поверхности.(788) Затем наземные диспетчеры приказали механизму отбора проб грунта зонда начать бурение поверхности.

Буровая установка ЛБ-09 использовала вращательный режим до глубины 120 сантиметров, когда она перешла в ударно-вращательный режим.

Как и в предыдущих миссиях по возврату грунта, телеметрия передала на наземный контроль информацию о работе бурового механизма и процессе загрузки образцов в возвращаемый аппарат. (393) Данные показали, что бур Луны-24 достиг глубины двух метров под углом 30 градусов к местной вертикали, проникнув в почву на глубину 225 сантиметров.(398) В результате 260-сантиметровая гибкая трубка диаметром 12 миллиметров была частично заполнена лунным реголитом. Затем трубка наматывалась по спирали на специальный барабан диаметром 80 миллиметров, который, в свою очередь, герметизировался внутри металлического контейнера для хранения возвращаемой капсулы.

С Луны на Землю

После 22 часов 49 минут пребывания на Луне возвращаемый корабль с драгоценным грунтом оторвался от лунной поверхности 2 августа.19 сентября 1976 года в 08:25 мск, используя спускаемую ступень КТ в качестве стартовой площадки.

Подъемный двигатель разогнал аппарат до скорости около 2,7 км/с для прямого полета на Землю. На заданном расстоянии от Земли наземное управление отправило команду на отделение спускаемого аппарата от возвращаемого аппарата. Через восемь часов капсула снова вошла в атмосферу Земли. После первоначального торможения капсула выпустила тормозной парашют на высоте 15 километров, а затем основной парашют на четыре километра ниже.(185) Капсула успешно приземлилась в 200 км к юго-востоку от города Сургута в Западной Сибири 22 августа 1976 г. после 84-часового полета с Луны на Землю. Согласно официальным советским источникам, приземление произошло в заранее определенном районе, однако известно, что другие гражданские миссии не завершались в этом районе ни до, ни после Луны-24.

Как и в случае с миссией «Луна-23», спускаемый аппарат функционировал в течение нескольких дней на поверхности Луны, в течение которых наземные диспетчеры, как сообщается, провели ряд инженерных испытаний, в том числе дополнительные работы бура.Эти испытания были направлены на то, чтобы облегчить разработку еще одной версии тренировки по отбору проб для марсианских миссий по возврату проб.

Научные результаты

«Луна-24» доставила 170,1 грамма лунного грунта из «морского» района Луны, упакованного в цилиндрическую колонну длиной 160 сантиметров. Остальная часть 260-сантиметровой пластиковой спирали была заполнена лишь частично. (398) Тем не менее, это более чем в три раза превышало количество, доставленное предыдущей советской миссией по возврату образцов — «Луной-20» — из «континентальной» области Луны.(118)

После приземления образцы были доставлены в Институт геохимии и аналитической химии имени Вернадского (ГЕОХИ) Российской академии наук в Москве. Часть грунта из миссии «Луна-24» была передана Геологическому институту Чешской академии наук, а 0,91 грамма — британским ученым. Во время своего визита в Москву через три месяца после возвращения Луны-24 на Землю ученый НАСА доктор Майкл Дьюк обменял три грамма образцов с Луны-24 на 0.5 граммов образцов, доставленных астронавтами Аполлона. Затем образцы «Луны-24» изучались в институте лунных исследований в Хьюстоне и в ряде академических институтов США.

Обширная научная информация, полученная в результате анализа образцов грунта Луны-24 международной группой ученых, была обобщена в советской публикации 1980 года, включающей более 30 научных статей.

В образцах почвы было обнаружено несколько слоев разнообразно окрашенного и структурированного материала, что, вероятно, отражало сложную геологическую историю региона с многочисленными отложениями материала с течением времени.

В пробе были обнаружены относительно крупные фрагменты обломков, которые в основном состояли из материалов «морского» типа. Не более одного или двух процентов почвы представляли собой «континентальный» материал, и он был в основном обнаружен в составе стекла образца.

Большая часть магматического базальта в почве была с высоким содержанием алюминия (до 19 процентов Al2O3) и железа (16-20 процентов FeO) с очень низким содержанием титана (1 процент TiO2).

Возраст реголита был определен примерно в 300 миллионов лет.(398)

Инженерное наследие Е8-5М

Хотя советские ученые обдумывали последующие лунные зонды, «Луна-24» оказалась последней советской миссией на Луну и последним космическим кораблем, совершившим мягкую посадку на Луну в 20 веке. Луну-24 можно считать истинным завершением первой лунной гонки, поскольку всего за шесть месяцев до ее запуска советское правительство отменило усилия страны по высадке космонавтов на Луну.

С завершением лунной программы советские инженеры КБОМ, его ташкентского филиала и НПО Лавочкина начали параллельную работу по разработке бура нового поколения для миссии 5М, предназначенной для возврата образцов грунта с Марса.Ожидалось, что новый бур будет способен проникать в марсианскую поверхность на глубину до трех метров. КБОМ уже приступило к испытаниям компонентов буровой установки нового поколения, когда проект 5М также был свернут из-за многочисленных технических и финансовых проблем. (363)

Известные характеристики бура ЛБ-09 на Луне-24:

Внешний диаметр: 15 миллиметров
Внутренний диаметр: 8 мм
Длина: 3157 мм
Диапазон сверления: 2575 мм

 

Хронология миссии Луна-24 (1976):

авг. 9, 18:04:12 по московскому времени (15:04 по Гринвичу): Ракета «Протон» с «Луной-24» стартует с «Левой» стартовой площадки на Площадке 81 на Байконуре, выходит на начальную околоземную орбиту размером 188 на 243 км с наклон 51,54 градуса к экватору. Затем разгонный блок Block DM срабатывает, чтобы отправить космический корабль к Луне. Затем Луна-24 отделяется от разгонного блока.

11 августа: Луна-24 проводит коррекцию траектории.

14 августа (13 августа, 23:11 по Гринвичу?): Луна-24 выходит на начальную лунную орбиту высотой 115 километров над ее поверхностью и наклонением 120 градусов к лунному экватору.Орбитальный период (время совершения каждого оборота) составляет 1 час 59 минут.

16 августа: Луна-24 проводит коррекцию лунной орбиты.

17 августа: «Луна-24» проводит коррекцию орбиты, в результате чего выходит на орбиту размером 12 на 120 километров над Луной.

18 августа, 06:36 по Гринвичу: «Луна-24» начинает маневр торможения для спуска на лунную поверхность.

18 августа, 06:36 по Гринвичу: Луна-24 успешно приземлилась на поверхность Луны в точке 12 градусов 45 минут северной широты, 62 градуса 12 минут восточной долготы.

19 августа, 05:25 GMT: С Луны стартует возвращаемый аппарат Луны-24.

23 августа, 05:55 по Гринвичу: Возвращаемый аппарат Луны-24 приземляется на Землю.


Группа управления полетами Луна-24 (GOGU):

Начальник — Онищенко Л.В.; заместитель начальника — В. М. Никольский; Члены — Федоров И.Л., Еременко Н.М., Сапранов В.М., Латыпов Г.Г., Давыдовский К.К., Самал Э.Г. (270)

 

Следующая глава: Миссия по возвращению образцов с Марса


Автор Анатолий Зак; последнее обновление: 21 декабря 2016 г.

Редактор страницы: Ален Шабо, Редактирование: 22 июня 2010 г., 9 августа 2016 г.

Все права защищены

МЕДИА АРХИВ

Художественные визуализации космического корабля Е8-5М на поверхности Луны.Фото: НПО Лавочкина


Художественная визуализация иллюстрирует старт возвращаемого корабля космического корабля Е8-5М с Луны. Нажмите, чтобы увеличить. Фото: НПО Лавочкина


Полноразмерный прототип спускаемого аппарата Е8-5М. Кредит: КБОМ


Космический корабль Е8-5М во время предстартовых испытаний.


Подъемная ступень космического корабля Э8-5М, буровая ЛБ-09 и приборная часть спускаемой ступени, КТ.


Космический корабль Е8-5М на предстартовой подготовке. Фото: НПО Лавочкина


Механизм отбора проб грунта ЛБ-09 для зонда Э8-5М (слева), разработанный Ташкентским филиалом КБОМ (ТашКБМ) и способный осуществлять бурение на глубину до 2,5 метров. Последующие учения для миссии по возврату образцов 5M Mars показаны справа. Нажмите, чтобы увеличить. Copyright © 2002 Анатолий Зак


Вскрытие контейнера для образцов Луны-24 дисковым ножом.Кредит: (398)


Контейнер для лунного грунта с гибким шлангом для лунного грунта. Нажмите, чтобы увеличить. Кредит: (398)


Обработка проб грунта в бардачке Института ГЕОХИ им. Вернадского в Москве. После извлечения из полетного контейнера гибкий шланг с лунным грунтом помещался на специальный диск со спиральной канавкой для первичной рентгенографии. Нажмите, чтобы увеличить.Кредит: (398)


Спираль, несущая образец (вверху), известная как «слаг», и ее рентгеновское изображение. Кредит: (398)


Лунный грунт после извлечения из контейнера. Кредит: Роскосмос


Фрагмент агглютината (сгусток частиц грунта), доставленный с Луны кораблем «Луна-24». Кредит: ГЕОХИ


Лунный грунт, доставленный советским космическим кораблем-возвратником.Copyright © 2011 Анатолий Зак


Советская марка 1976 года, посвященная полету Луна-24. Коллекция Анатолия Зака ​​


Вымпел конструкции Г. М. Тургенева, эксплуатировавшийся на Луне-24.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *