Прицеп и полуприцеп отличия
Современные владельцы личных транспортных средств очень часто пользуются дополнительными средствами, которые помогают перевозить различный груз. Дополнительные транспортные средства помогают сберечь время, которое тратится на поиски перевозчика, а также существенно увеличивают допустимые габариты перевозимого груза.
Однако при выборе такого средства для транспортировки грузов следует сразу ответить на вопрос о том, понимаете ли Вы, в чем заключается разница между прицепом и полуприцепом.
Что такое прицеп и полуприцеп:
Прицеп – это самостоятельное транспортное средство, не оснащенное двигателем. Его движение осуществляется посредством прикладывания механической силы другого передвижного устройства.
Полуприцеп – это конструкция, которая самостоятельно не удерживает равновесия, поэтому должна опираться на тягач. Однако принцип приведения в действие такого дополнительного транспортного средства аналогичен всем остальным прицепам, но вот его практичность и функциональность могут уступать другим прицепам.
Сравнение прицепа и полуприцепа
Главное различие этих двух видов прицепной техники в том, что прицепы можно соединить с любым тягачом и для этого не нужно никакой подготовки. В случае с полуприцепом, то здесь необходим только подходящий седельный тягач. Прицепляется он при помощи опорно-сцепного устройства. Также в отличие от прицепов полуприцепы оставлять без тягача можно только на ровной поверхности, зафиксировав его в таком положении откидными и выдвижными стойками, которыми оснащена конструкция данной техники.
Конструкция различающихся транспортных средств также не идентична. У прицепа, как и любого другого транспортного средства, две опорные оси, которые всю нагрузку при перевозке берут на себя. Полуприцеп имеет лишь одну ось, поэтому, во-первых, не в состоянии держать равновесие, во-вторых, распределяет нагрузку между собой и тянущим его автомобилем. Простыми словами, прицеп – это своего рода телега на четырех колесах, которая и от толчка сможет сдвинуться с места, а полуприцеп – это тачка на двух колесах, которую необходимо тянуть за собой.
ocrem.ru
Чем отличается прицеп от полуприцепа
Автолюбители нередко используют дополнительные транспортные средства для перевозки грузов. Это позволяет беречь личный транспорт и увеличить габариты перевозимых предметов. Но даже при частом использовании прицепных конструкций далеко не каждый водитель с уверенностью скажет, в чем состоят принципиальные отличия прицепа и полуприцепа, идентичны ли эти понятия или следует более внимательно подходить к их использованию.
Определение
Прицеп – это самостоятельное транспортное средство, не оснащенное двигателем. Его движение осуществляется посредством прикладывания механической силы другого передвижного устройства.
ПрицепПолуприцеп – это разновидность прицепа, которому необходимо передней частью опираться на тягач, так как он не в состоянии самостоятельно удерживать равновесие. Принцип работы аналогичен любому другому прицепу, правда, с точки зрения функциональности может оказаться менее значимым.
Полуприцепк содержанию ↑Сравнение
Принципиальная разница в прицепных устройствах состоит в их функциональности. Прицеп способен двигаться самостоятельно лишь при прикладывании механической силы в ту или иную сторону. Крепление прицепа к транспортному средству осуществляется с помощью дышла, установленного на прицепе, и фаркопа автомобиля. Этот же трюк не пройдет с полуприцепом, так как для осуществления перевозки посредством этого транспорта необходима опора. Чем больше полуприцеп, тем более мощное устройство придется установить на автомобиль. Крепление происходит при помощи шкворня на прицепе и седельно-сцепного устройства у тягача.
Конструкция различающихся транспортных средств также не идентична. У прицепа, как и любого другого транспортного средства, две опорные оси, которые всю нагрузку при перевозке берут на себя. Полуприцеп имеет лишь одну ось, поэтому, во-первых, не в состоянии держать равновесие, во-вторых, распределяет нагрузку между собой и тянущим его автомобилем. Простыми словами, прицеп – это своего рода телега на четырех колесах, которая и от толчка сможет сдвинуться с места, а полуприцеп – это тачка на двух колесах, которую необходимо тянуть за собой.
Существует и еще одно немаловажное для водителей отличие двух транспортных средств, которое заключается в маневренности. В связи с тем, что прицеп – это самостоятельное средство, не имеющее двигателя, очень сложно управлять им в процессе движения. Водитель должен быть особенно осторожным на дороге, так как предугадать движение прицепа бывает непросто, на это влияет и степень загрузки, и скорость, и качество дорог. Полуприцеп, в свою очередь, является частью транспортного средства, поэтому водитель может быть уверен в том, что прикрепленное средство поведет себя так, как и управляемый автомобиль. Таким образом, маневренность на дороге у полуприцепа гораздо выше, нежели у обычного прицепа.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Прицеп – это самостоятельное транспортное средство.
- Полуприцеп – это разновидность прицепа, опора которого держится на тягаче.
- Для крепления прицепа достаточно фаркопа на автомобиле.
- Чтобы прикрепить полуприцеп, необходимо наличие седла у тягача.
- У прицепа две оси, поэтому всю нагрузку он берет на себя.
- Полуприцеп имеет лишь одну ось, в этой связи нагрузка распределяется между прицепным устройством и тягачом.
- Маневренность полуприцепа выше, так как он является единым целым с транспортным средством.
thedifference.ru
как выглядят и для чего используются
Вы открыли в себе талант огородника: картошки-морковки тьма, а перевозить в багажнике не хочется – химчистка салона нынче недешевое удовольствие. Или наоборот желаете отправить старый холодильник или шкаф на дачу, а машина маленькая? Проблема легко решается, если у вас есть прицеп! Однако, даже при частом использовании прицепных конструкций далеко не каждый водитель с уверенностью скажет, в чем состоят принципиальные отличия прицепа, полуприцепа и роспуска, идентичны ли эти понятия и какие типы грузов перевозят на каждом из этих транспортных средств.
В наши дни очень сложно себе представить доставку разных грузов без применения полуприцепов и прицепов. Дополнительное транспортное средство поможет сберечь время, которое может быть потрачено на поиски перевозчика, а также существенно увеличивает допустимые габариты перевозимого груза. Да и салон собственного автомобиля с помощью такого вот приспособления останется чистым и целым.
Между тем, для людей, далеких от контакта с грузовой техникой, понятия прицеп и полуприцеп мало чем отличаются друг от друга. Многие считают, что полуприцеп – это просто такой небольшой прицепчик. На самом деле эти два вида техники, предназначенной для перевозки грузов, имеют между собой принципиальные отличия.
Особенности конструкций
Прицепом называется самостоятельное транспортное средство, не оснащённое двигателем. Его движение осуществляется посредством прикладывания механической силы другого передвижного устройства. У прицепа – две опорные оси, которые всю нагрузку при перевозке берут на себя. Проще говоря, такой транспорт можно назвать независимым – сцепка с тягачом здесь представлена в виде крюка и петли.
Напротив, полуприцеп имеет лишь одну ось, поэтому самостоятельно удерживать равновесие не может, а должен своей передней частью опираться на тягач. Таким образом вес груза в полуприцепах распределяется между колесами тягачей и колесами самых прицепов. Соответственно, чем больше полуприцеп, тем более мощным должен быть тяговый автомобиль. На время стоянки без сцепки такие виды грузовой техники оснащаются специальными выдвижными или откидными опорными элементами.
Принципиальная разница между прицепом и полуприцепом заключается в совместимости технических средств. К примеру, если прицеп можно сочетать практически с любым тягачом, просто задействовав имеющийся в его конструкции сцепной крюк. При этом не придется долгое время подбирать совместимые решения. С полуприцепом все иначе – к его выбору приходится подходить весьма тщательно, учитывая рекомендации производителя и усилие, поступающее на сцепную конструкцию. Более того, и сам момент стыковки в этом случае требует большого мастерства со стороны выполняющих его лиц.
Существует и еще одно немаловажное для водителей отличие двух транспортных средств, которое заключается в маневренности. В связи с тем, что прицеп – это самостоятельное средство, не имеющее двигателя, очень сложно управлять им в процессе движения. Водитель должен быть особенно осторожным на дороге, так как предугадать движение прицепа бывает непросто, на это влияет и степень загрузки, и скорость, и качество дорог. Полуприцеп, в свою очередь, является частью транспортного средства, поэтому водитель может быть уверен в том, что прикрепленное средство поведет себя так, как и управляемый автомобиль. Таким образом, маневренность на дороге у полуприцепа гораздо выше, нежели у обычного прицепа.
Особняком среди прицепных конструкций стоят так называемые роспуски – гибриды между полуприцепами и прицепами. Основным их назначением была и остается перевозка леса-кругляка, труб и других длинномерных конструкций. Эти грузы располагаются на так называемых кониках. Одна часть их находится на кониках роспусков, а другая – на кониках тягачей, таким образом масса грузов равномерно распределяется между колесами тягачей и прицепов. Чтобы обеспечить тяговое усилие, роспуски комплектуются дышлами фиксированной или регулируемой длины. Бывает, что сами грузы выступают в роли дышла.
Зачем нужен прицеп?
Таким вопросом часто задаются люди, у которых нет дачного участка, любимого «квадрика» и они вряд ли увлекаются охотой и рыбалкой. Но вопрос у них отпадает сам собой, когда возникает необходимость перевезти груз и они начинают понимать, что прицеп был бы очень кстати.
Для большинства людей легковые автоприцепы становятся незаменимыми помощниками во время переезда, ремонта квартиры или строительства дома. Владельцы прицепов имеют возможность без проблем перевозить самые различные грузы на любые расстояния, не ограничивая себя только размерами багажника автомобиля.
Прекрасным помощником легковой прицеп становится для любителей активного отдыха и путешественников. Он позволяет взять с собой все необходимое: палатки, различное снаряжение, спальные мешки, запас провизии на длительный срок, оставляя при этом салон автомобиля свободным. Можно взять с собой велосипеды, чтобы прокатиться на свежем воздухе или гидроцикл чтобы прокатиться по лесному озеру. Разве это было бы возможно без прицепа?
Для многих дачников легковой прицеп становится незаменимой «рабочей лошадкой» практически на весь теплый сезон. Весной люди везут на огород саженцы, рассаду и необходимые инструменты, а осенью собирают урожай и увозят его на переработку и в погреба. Тут прицеп позволяет не только легко перевести все нужное, но и помогает сохранить салон автомобиля чистым.
Какие права нужны для прицепа?
Не все водители знают, но в некоторых случаях для того, чтобы перевозить прицеп, потребуется открыть дополнительную категорию водительских прав. Так, если прицеп и автомобиль вместе весят не больше 3500 кг, водитель может управлять таким автопоездом с категорией «В». Но если прицеп у вас довольно массивный (свыше 750 кг) или суммарная масса его и машины превышает 3500 кг, то для управления таким автопоездом необходимо открыть ещё и категорию «Е». Для этого, в первую очередь, вам должно быть не меньше 21 года. Пойти учиться вы сможете и раньше, а вот сдавать экзамены и открывать данную категорию разрешается только по достижению вышеуказанного возраста. Сдавать теоретический экзамен на подкатегорию «Е» не нужно. А вот практику придется сдать, причем в два этапа. Первый этап – автодром. Водителю следует показать правильность выполнения таких фигур, как движение по прямой задним ходом, постановка задним бортом к платформе. Второй этап – «город», или вождение в реальных условиях.
Человек, имеющий категорию «Е», – это не просто водитель, который умеет крутить баранку. «Е» – это категория высшего разряда. Люди, получившие её, являются самыми настоящими профессионалами, ведь они управляют не просто машиной, а целым автопоездом. Так что удачи вам в освоении нового вида транспорта!
Ну и напоследок, ещё одно важное условие. При выборе прицепа, помните – полная масса прицепа не должна превышать буксировочных характеристик автомобиля установленных производителем.
haiv.ru
Прицепы и полуприцепы |
Прицепы и полуприцепы.
Прицепы предназначены для работы в сцепе с автомобилями-тягачами, имеющими тягово — сцепное устройство. Прицеп для сцепки с тягачом имеет дышло с буксирной петлей.
Полуприцепы предназначены для работы в сцепе с седельными тягачами, имеющими седельно — сцепное устройство. Полуприцеп имеет сцепной шкворень и не имеет передней оси.
1. Прицепы и полуприцепы классифицируются по техническому исполнению (типу устройства кузова) и производственному назначению — по виду перевозимых грузов.
Таблица 1.
Назначение | Прицепы | Полуприцепы
| ||
Тип по устройству кузова | Виды перевозимых грузов | Тип по устройству кузова | Виды перевозимых грузов | |
Общего назначения
| Бортовые (2-3-х-осные), в том числе тентованные | грузы общего назначения, кроме жидких без тары | бортовые (1-3-х-осные) | грузы общего назначения, кроме жидких без тары |
Бортовые одноосные с тентом (для легковых автомобилей) | грузы общего назначения, кроме жидких без тары | _ | _
| |
Специализи рованные
| Самосвальная платформа (2-х-осные) | строительные и с/х сыпучие грузы | самосвальная платформа (2-3-х-осные) | строительные и с/х сыпучие грузы |
Роспуски с поворотным коником (1-2-х-осные) | длинномерные грузы
| _
| _ | |
Фургон цельнометалличес-кий, изотермический, рефрижератор (1-2-х-осные) | продовольственные и промышленные грузы | фургон цельнометалличес-кий, изотермический, рефрижератор (1-3-х-осные) | продовольственные и промышленные грузы | |
Цистерна (1-2-х-осные) | нефтепродукты, вода, молоко и др. | Цистерна (1-3-х-осные) | нефтепродукты, вода, молоко и др. | |
Платформа шириной от 2,5 до 3,2 м (3-4-х-осные) | тяжелые негабаритные грузы | платформа шириной от 2,5 до 3,4 м (от 2-х до 5 осей) | тяжелые негабаритные грузы
| |
_ | _ | платформа-ферма (1-2 оси) | строительные панели |
2. Прицепы и полуприцепы обозначается индексами, приведенными в таблицах 2 и 3.
В таблице 2 приведены первые 2 цифры обозначения прицепов и полуприцепов (в зависимости от их назначения).
Таблица 2.
Назначение прицепов и полуприцепов
| Индексы | |
Прицепы | Полуприцепы и прицепы — роспуски | |
Легковые | 81 | 91 |
Автобусные | 82 | 92 |
Грузовые бортовые | 83 | 93 |
Самосвальные | 85 | 95 |
Цистерны | 86 | 96 |
Фургоны | 87 | 97 |
Специальные | 89 | 99 |
В таблице 3 приведены следующие 2 цифры обозначения (в интервалах значений в зависимости от полной массы прицепного состава). Присваиваются заводом-изготовителем.
Таблица 3.
Интервалы значений индексов
| Полная масса, тонн | |
Прицепы и полуприцепы | Роспуски | |
01-24 | до 4,0 вкл | До 6,0 |
25-49 | от 4 до 10,0 вкл. | От 6,0 до 10,0 вкл. |
50-69 | от 10,0 до 16,0 вкл. | От 10,0 до 16,0 вкл. |
70-84 | от 16,0 до 24,0 вкл. | От 16,0 до 24,0 вкл. |
85-99 | свыше 24,0 | свыше 24,0 |
Пример. Прицеп ГКБ-8350. Данный прицеп грузовой бортовой (83), полной массой от 10 до 16 тонн (50).
Пример. Прицеп-роспуск ГКБ-9383. Грузовой бортовой (93) полной массой от 16 до 24 тонн (83).
Пример. Полуприцеп ОДАЗ — 9370. Грузовой бортовой (93) полной массой от 16 до 24 тонн (70).
3. Прицепы и полуприцепы в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 подразделяются на следующие категории:
Категория О – общая категория для прицепов и полуприцепов.
3.1 Категория О1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
3.2 Категория О2. Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
3.3 Категория О3. Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
3.4 Категория О4. Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.
3.5 Кроме того, прицепы категорий О2 – О4 относят к одному из следующих трех типов:
а) полуприцеп — буксируемое транспортное средство, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство.
Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;
б) полный прицеп — буксируемое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и оборудованное буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство.
Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;
в) прицеп с центральной осью — буксируемое транспортное средство, оборудованное буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, соответствующей максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).
Примечание — максимальной массой, которую необходимо учитывать при классификации полуприцепа или прицепа с центральной осью, является масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом с центральной осью, несущим максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим транспортным средством.
4. Прицепы и полуприцепы выпускаются следующими российскими предприятиями:
4.1. ОАО «Новосибарз» —выпускает полуприцепы – сортиментовозы, самосвальные полуприцепы, прицепы самосвальные и роспуски.
4.2. ООО “Ирбитский автоприцепный завод” – производит прицепы для грузовых автомобилей.
4.3. Компания «Политранс» производит тяжеловозную прицепную технику (многоосные полуприцепы – от 2 до 7 осей), 4 – осные прицепы – тяжеловозы, полуприцепы общего назначения, полуприцепы — лесовозы, полуприцепы-самосвалы.
4.4. ООО «АСТ-Канаш» — завод по изготовлению полуприцепов и прицепов: автовозов, газелевозов, тралов, тяжеловозов, панелевозов, панелевозов кассетных, низкорамников, площадок, контейнеровозов, рулоновозов, опоровозов для перевозки опор ЛЭП, прицепов — роспусков, балковозов, полуприцепов — ломовозов, металловозов, сортиментовозов и т. д.
4.5. ООО «Севзапспецмаш — прицепы» выпускает одно и двухосные грузовые прицепы (бортовые, самосвальные, тяжеловозы, специальные).
4.6. ЧМЗАП. Продукция – высокорамные, среднерамные и низкорамные прицепы и полуприцепы, прицепы и полуприцепы-самосвалы, бортовые полуприцепы, тентованные прицепы и полуприцепы.
4.7. Предприятие ТОНАР – тентовые полуприцепы, бортовые полуприцепы, полуприцепы – контейнеровозы, полуприцепы – тяжеловозы, прицепы – самосвалы.
4.8. ОАО «Автоприцеп – КАМАЗ». Производство прицепной техники для большегрузных автомобилей отечественного и зарубежного производства. Это бортовые прицепы, самосвальные прицепы, бортовые полуприцепы, самосвальные полуприцепы, контейнеровозы.
4.9. Курганские прицепы. Продукция – легковые прицепы грузоподъемностью от 400 до 1200 кг.
4.10. Акционерное общество «НЕФАЗ». Бортовые прицепы, полуприцепы, полуприцепы-цистерны, прицепы-цистерны, самосвальные полуприцепы, самосвальные прицепы.
4.11. Завод прицепов «БАТЫР» — производство прицепов для легковых автомобилей грузоподъемностью до 750 кг.
4.12. Московский завод специализированных автомобилей (ООО «МЗСА») – прицепы малой грузоподъемности коммерческого назначения грузоподъемностью от 1700 до 2600 кг, а также легковые прицепы.
avtotrans-consultant.ru
Самосвальные прицепы и полуприцепы – Основные средства
Кризисов не боятся
Самосвальные надстройки используются главным образом в строительной и дорожно-строительной отрасли. Однако благодаря их универсальности, кроме перевозки строительных материалов, они отлично справляются с транспортировкой самых различных грузов: угля, руды, сельхозпродукции, мусора, каменных глыб и т. д. Самосвальные прицепы и полуприцепы сегодня, как и в прежние годы, востребованы, причем и 2-осные малой грузоподъемности, и 4-осные многотонные гиганты с мощной подвеской.
ПАО «Уралавтоприцеп»: ответственные узлы изготавливаем сами
Одно из ведущих предприятий по выпуску прицепной техники ПАО «Уралавтоприцеп», также известное под аббревиатурой ЧМЗАП, выпускает 10 товарных групп прицепных транспортных средств, а также 12 моделей самосвальных двух- и трехосных полуприцепов, грузоподъемностью (г/п) от 20 до 50 т с кузовами как прямоугольной, так и полукруглой формы, обозначаемой Half-Рipe. Объем кузовов варьируется от 22,6 до 47 м3.
Полукруглые кузова Half-Pipe наиболее популярны у потребителей. За счет такой формы существенно снижается вероятность налипания груза на стенки и днище, что обеспечивает более качественную разгрузку. Толщина стенок и днища в зависимости от грузоподъемности и типа перевозимого груза может составлять от 5/6 мм (соответственно) до 8/10 мм. Высокая прочность кузова обеспечивается подбором геометрии стенок и днища, а также за счет дополнительных элементов жесткости, располагаемых по высоте и длине кузова. Кузова могут оснащаться автоматически открывающимся задним бортом (для перевозки сыпучих грузов) или двустворчатыми распашными воротами (перевозка металлолома). Все полуприцепы оснащены ограничителями для предотвращения поперечного смещения кузова и подкузовными замками, исключающими вертикальные колебания кузова при движении в порожнем состоянии.
Прицепы ЧМЗАП имеют увеличенный ресурс эксплуатации, так как для изготовления кузова и рамы используются высокопрочные импортные стали или их российские аналоги, выпускаемые Магнитогорским металлургическим комбинатом.
В целях соблюдения российских экологических стандартов полуприцепы-самосвалы производства ПАО «Уралавтоприцеп» комплектуются скручивающимся тентом. Для удобной и безопасной работы с тентом в передней части полуприцепов, в зоне расположения гидроцилиндра, устанавливается специальная площадка.
Для опрокидывания кузова на полуприцепах производства ПАО «Уралавтоприцеп» используются телескопические четырех- и пятизвенные гидроцилиндры производства европейских фирм HYVA, PENTA, BINOTTO, JOST. Элементы гидросистемы (БРС, клапаны, РВД и т. д.) также европейского производства, что гарантирует их высокое качество и надежность.
Тормозные системы полуприцепов-самосвалов оборудованы системами ABS или EBS компании WABCO.
Одна из наиболее популярных у покупателей моделей – трехосный самосвальный полуприцеп ЧМЗАП 9520 по спецификации 022PW с емкостью кузова 31 м3. При г/п 31 т его снаряженная масса не превышает 8,7 т. Полуприцеп комплектуется осями производства ЧМЗАП.
В мод. ЧМЗАП 9520-022PW используется пневмоподвеска нидерландской фирмы Weweler-Colaer, а надежное торможение обеспечивается пневматической двухпроводной тормозной системой. Подъем кузова на 52° для выгрузки осуществляет телескопический гидроцилиндр с защитным гидроклапаном от компании IPH-Penta, входящей сегодня в Interpump Group SpA, одного из крупнейших в мире производителей компонентов гидросистем. За счет большого угла подъема выгрузка длится не более 40 сек.
Еще одна ходовая модель, разработанная всего несколько лет назад, – трехосный полуприцеп ЧМЗАП 9520, изготовленный по спецификации 030-02, известен также под именем «Носорог». Самосвальный полуприцеп рассчитан на перевозку 41 т сыпучих строительных материалов, а долгий срок эксплуатации полуприцепа и его надежная работа гарантируются разработанной инженерами предприятия и прошедшей проверку временем балансирной рессорной подвеской ЧМЗАП.
Одной из востребованных в последнее время моделей является полуприцеп-металловоз ЧМЗАП 9520-0000022 PSMЭ. Этот полуприцеп имеет кузов объемом 44 м3, распашные двустворчатые ворота и трехосную пневмоподвеску фирмы SAF с подъемной первой осью.
Конструкторы ЧМЗАП предусмотрели возможность установки на самосвальные полуприцепы выдвижных механических аутригеров, которые расположены в конце рамы. Они легко раскладываются, зато эффект при их использования очень ощутим: при большом угле подъема и выгрузке таких материалов, как бетон, куски скальных пород или мокрый песок, самосвальный полуприцеп может потерять устойчивость, но это уже не относится к продукции ЧМЗАП, поскольку дополнительные аутригеры решают проблему устойчивости при разгрузке.
В случаях, когда заказчик предполагает разгрузку только на ровных и твердых площадках и считает дополнительную страховку в виде аутригеров излишней, аутригеры могут не устанавливаться, а вместо них ставится обычный задний буфер.
Собственное осевое производство является одним из преимуществ завода. Колесные оси ЧМЗАП изготавливаются из толстостенной трубы или цельного металлического круга, откованного из качественного российского металла. Оси подвергаются сложному процессу термообработки. Поверхности, подверженные износу, обрабатывают ТВЧ, что значительно повышает их прочность. В результате оси практически не подвержены коррозии, устойчивы к воздействию внешних факторов. Максимальная допустимая нагрузка на ось достигает 24 т, это значительно выше тех характеристик, которые декларируют европейские аналоги. Но если покупатель предпочтет оси известных зарубежных брендов, то на предприятии укомплектуют транспортное средство импортными осями.
Покраска полуприцепов представляет собой покрытие металла слоем полиуретана на двухкомпонентной основе. А перед покраской детали полуприцепов «дробеструят», затем покрывают эпоксидной грунтовкой, причем толщина слоя не должна быть менее 100–120 мкм.
ЗАО «Новтрак»: немецкие технологии в российском исполнении
Немецкий производитель прицепной техники Meusburger Fahrzeugbau GmbH в 2009 г. приобрел российско-немецкое предприятие ЗАО «Новтрак», которое с 1994 г. производило и реализовывало различные прицепы и полуприцепы под маркой «Sommer Новтрак». Пришедшие им на смену модели под брендом «Meusburger Новтрак» быстро оценили покупатели, и сегодня продукция «Новтрак» входит в число техники, наиболее востребованной российскими перевозчиками. Ассортимент предлагаемой предприятием прицепной техники впечатляет. Это бортовые и тентованные прицепы и полуприцепы различных модификаций, контейнеровозы как низкорамные, так и прямые, а также раздвижные. Предприятие производит лесовозы, прицепы и полуприцепы-сортиментовозы, тральные полуприцепы и прицепы.
Большое место в производственной программе занимают самосвальные полуприцепы и прицепы. Наиболее активно потребители приобретают самосвальные полуприцепы с защитой от опрокидывания для общестроительных целей. «Новтрак» предлагает все виды самосвалов различной грузоподъемности, с объемом кузова от 22 до 50 м3.
Для карьерных перевозок «Новтрак» выпускает самосвальные прицепы и полуприцепы с усиленными осевыми агрегатами и подвеской: режим работы этих транспортных средств очень нагруженный. В полуприцепах SK-361, рассчитанных на транспортировку 54 т породы, и прицепах AK-354S г/п 50 т используются по три осевых агрегата BPW, выдерживающих нагрузку до 18 т каждый.
Четырехосный прицеп AK-472S благодаря своим техническим показателям стал в 2017 г. финалистом конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Прицеп-Полуприцеп». Яркой демонстрацией возможностей прицепа стала работа самосвальных автопоездов «Meusburger Новтрак» в карьере «Мирный» в Якутии. Там прицепы AK-472S транспортируют горные массы в сложных погодных условиях без перебоев. За рейс автопоезд перевозит до 95 т алмазной руды.
В рессорной подвеске AK-472S использованы четыре осевых агрегата BPW серии W, причем передний и задний агрегаты усилены и выдерживают нагрузку до 20 т на ось, остальные оси 18-тонные. Кузова вместимостью 30–36 м3 изготавливаются из стали Hardox. При подъеме кузова левый борт кузова с помощью гидравлики открывается, а после выгрузки гидроцилиндр возвращает борт на место. Для предотвращения смерзания кусков породы водитель может включать систему подогрева кузова выхлопными газами либо задействовать площадные вибраторы – устройства, развивающие усилие в 2,5 т, что предотвращает смерзание сыпучих масс, ускоряет и делает более качественным ссыпание груза при выгрузке.
ООО «Автомастер» не останавливается на достигнутом
Предприятие из Набережных Челнов ООО «Автомастер» создано еще в 1990 г., но выпуск первых прицепов начался лишь в 2003 г., а производство полуприцепов – в 2011 г. Сегодня прицепная техника под маркой АМКАР хорошо известна в стране. Самосвальные прицепы и полуприцепы АМКАР можно встретить чуть ли не во всех уголках России. Предприятие предлагает около двух десятков 2-, 3- и 4-осных прицепов серии 8593 с односкатной и двускатной ошиновкой г/п от 11 до 27 т.
Специалисты «Автомастера» постоянно работают над расширением модельного ряда. Они постарались предложить такие конструкции прицепов и формы самосвальных кузовов, которые бы подошли самым требовательным покупателям. Компания выпускает прицепы с кузовами прямоугольного и овального сечения вместимостью 15, 16, 17, 20, 24, 30 м3. В ассортименте имеется даже мод. 8593-11 с герметически закрытым самосвальным кузовом. Покупатели могут также выбрать прицепы с верхней навеской бортов либо модели с раздвоенными бортами.
Еще «Автомастер» предлагает три модели самосвальных 3-осных полуприцепов серии 9576. Полуприцепы с задней разгрузкой г/п 17, 25, 29, 30 т приобретают, как правило, для использования в составе автопоезда при перевозке зерновых сельхозкультур, различных сыпучих и промышленных грузов. Вместимость кузова, а это 28 и 30 м3, позволяет транспортировать большие объемы грузов по дорогам общего пользования, а также по улицам городов и населенных пунктов, рассчитанных на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой в 10 т.
У ПАО «НЕФАЗ» богатый ассортимент
Входящий в структуру ПАО «КАМАЗ» Нефтекамский автозавод активно наращивает объемы производства, а самосвальные прицепы и полуприцепы – важная составляющая производственной программы завода. Предприятие предлагает большой выбор 2- и 3-осных базовых моделей прицепов и полуприцепов и их модификаций.
Легкие, маневренные 2-осные прицепы серии 8560 предназначены в первую очередь для перевозки различных сельхозпродуктов и сыпучих материалов, таких как минеральные удобрения или стройматериалы. Самосвальный кузов представляет собой прямоугольную платформу с откидными бортами и разгрузкой на боковые стороны. Грузоподъемность прицепов находится в диапазоне от 6,7 т (мод. 8560) до 13,75 т (мод. 8560-06).
Несмотря на то, что прицеп-самосвал с боковой разгрузкой НЕФАЗ-8560-17(18)-06 производится уже не первый год, модель неизменно пользуется спросом. Прицеп оснащен 17-кубовой платформой с двустворчататыми боковыми бортами, а задний борт – распашные ворота. Для выгрузки в прицепах используется гидравлический подъемно-опрокидывающий механизм.
Все кузова 3-осных самосвальных полуприцепов НЕФАЗ имеют овальную форму. Исключение составляет мод. НЕФАЗ-9509, у этой модели кузов имеет прямоугольную форму. Полуприцепы разрабатывались для перевозки сыпучих строительных и промышленных грузов, г/п 30,5, 31,4 и 33,65 т. Выгрузка из кузова производится назад, причем гидравлический опрокидывающий механизм может действовать с помощью пневматического дистанционного управления. Полуприцепы оснащены стабилизатором, предотвращающим боковое смещение платформы относительно рамы во время разгрузки. В полуприцепах используется две системы тормозов: стояночный тормоз с пневмоприводом от пружинных энергоаккумуляторов и рабочая двухпроводная тормозная система, также имеющая пневматический привод. Кроме того, в полуприцепах используется 4-канальная электронная антиблокировочная система, управление и контроль которой осуществляет микропроцессорный блок производства шведской фирмы Haldex.
Имеющий наибольшую грузоподъемность в серии полуприцеп-самосвал НЕФАЗ-90509-10-30 монтируется на шасси с пневмоподвеской, оснащенной тремя осями BPW. Борта и настилы полуприцепа делаются из финской стали Ruukki. При выгрузке кузов поднимается на угол в 45°, для подъема специалисты НЕФАЗ используют только телескопические цилиндры компании Hyva.
ЗАО «Бецема» – один из ведущих российских производителей прицепов
Компания «Бецема» из Московской области, хорошо знакомая всем, кто имеет дело с прицепной техникой, сегодня выпускает два самосвальных прицепа и три полуприцепа-самосвала. Характерной чертой техники «Бецема» является надежность. В местах кузова, наиболее подверженных износу, используются листы 10-миллиметровой шведской стали Hardox. Для бортов специалисты «Бецема» выбрали сталь Weldox, поскольку листы из нее очень прочны и хорошо «варятся», а удельная масса их ниже, чем аналогичных листов из ст. 09Г2С. Таким образом удается повысить полезную грузоподъемность.
Самосвальная техника «Бецема» рассчитана на транспортировку сыпучих и прочих грузов массой от 21 до 33 т. Интерес специалистов вызывает полуприцеп БЦМ-Menci. Основой конструкции является сварной алюминиевый каркас. Борта БЦМ-Menci наборные. За счет облегченной конструкции масса прицепа длиной 8,31 м и шириной 2,5 м составляет всего 5,7 т, а г/п – 33,3 т. В механизме подъема используется гидроцилиндр итальянской компании Binotto, кузов поднимается для полной выгрузки на угол в 51°.
На рынке самосвальных прицепов и полуприцепов конкуренция большая. Несмотря на активно развивающееся российское производство самосвальных прицепов, на обновление модельных рядов и модернизацию ранее разработанных моделей, ведущие международные производители прицепной техники тем не менее стараются закрепиться в России, расширить уже занятую нишу на нашем рынке, и нельзя сказать, что им это не удается.
Комфортно себя чувствует в нашей стране немецкий бренд Schmitz Cargobull, польский производитель самосвальных полуприцепов Wielton S.A., немецкая компания Fliegl Fahrzeugbau и многие другие, предлагающие, надо сказать, действительно высококачественные самосвальные транспортные средства. Но победить в конкурентном соревновании или хотя бы быть равноправным игроком на собственном рынке самосвального оборудования – задача для наших машиностроителей вполне реальная.
os1.ru
15 видов грузовых автомобилей и полуприцепов: грузоподъемность и описание
Тент
Универсальный полуприцеп для внутренних и международных перевозок коммерческих грузов, не требовательных к температурному режиму и нуждающихся в защите от атмосферных воздействий. Позволяет производить одновременную погрузку с четырех сторон.
- Стандартная грузоподъемность — 20/25 тонн.
- Вместимость — 26 стандартных паллет/33 европаллета.
- Объем — 60-93 м3.
Рефрижератор
Полуприцеп, оснащенный холодильным агрегатом с системой автоматического поддержания требуемого температурного режима. Предназначается для транспортировки грузов, требующих глубокой заморозки или охлаждения. В зависимости от классификации обеспечивает температуру внутри кузова в диапазон +12° С…-25° С. Имеет несколько модификаций.
- Стандартный объем — 60-93 м3.
- Вместимость — 22-34 европаллета.
- Грузоподъемность полуприцепа объемом 82 м3 — 20-25 тонн.
- Вместимость — 32 европаллета.
Изотерм
Полуприцеп, грузовой отсек которого теплоизолирован и не оснащен холодильной установкой. Предназначается для кратковременной перевозки скоропортящихся грузов, поддерживает исходную внутреннюю температуру в течение ограниченного времени. Имеет объем и грузоподъемность, аналогичные с рефрижератором.
Автосцепка
Комбинированный грузовой автомобиль, включающий в себя тягач с тентованным полуприцепом и прицеп. Позволяет производить быструю погрузку и разгрузку, перевозит максимальный объем грузов по дорогам общего пользования без специальных разрешений. Не предназначен для транспортировки длинномеров.
- Общий объем — 60-120 м3.
- Вместимость — 22-33 европаллета.
Jumbo
Тентованный полуприцеп, имеющий «ломаную» раму. Характеризуется повышенной вместимостью за счет ступенчатого Г-образного пола грузового отсека с изломом в передней части и уменьшенного диаметра колесных дисков полуприцепа.
- Стандартный объем — 86-125 м3.
- Вместимость — 33 европаллета.
- Стандартная грузоподъемность — 20-24 тонн.
Контейнеровоз
Полуприцеп для транспортировки морских и железнодорожных контейнеров различных типов, имеющий несколько модификаций, различающихся конструкцией рамы. В зависимости от вида может быть универсальным раздвижным, позволяющим работать с 45-футовыми контейнерами, стандартным грузоподъемностью 20-30 тонн, низкорамным, специализированным для перевозки контейнеров-цистерн и самосвальным.
Открытая бортовая платформа
Бортовой полуприцеп без тентованной надстройки. Предназначается для транспортировки грузов разного характера и габаритов, не требующих специальных условий перевозки, устойчивых к воздействию атмосферных осадков, низким и высоким температурам воздуха.
- Стандартная грузоподъемность — 15-25 тонн.
Пожалуйста оцените эту статью.
Открытая платформа
Полуприцеп-платформа, не оборудованный бортами и тентовой надстройкой. Предназначается для перевозки крупногабаритных коммерческих строительных и промышленных грузов, устойчивых к внешним погодным воздействиям.
- Стандартная грузоподъемность до 40 тонн.
Платформа для негабаритных грузов
Полуприцеп-платформа для транспортировки грузов разного характера, в том числе оборудования, строительной и спецтехники. За счет своих конструктивных особенностей может перевозить грузы большой высоты и длинномеры.
- Стандартная грузоподъемность до 83 тонн.
Автоцистерна
Грузовой автомобиль с цистерной, предназначенной для временного хранения и перевозки на ближние и дальние расстояния наливных грузов разной степени агрессивности. Может иметь разную конфигурацию, одну или несколько секций.
- Стандартная грузоподъемность — 12-20 тонн.
- Полезный объем — 6-40 м3.
Микроавтобус
Коммерческий автомобиль особо малого класса и грузоподъемности длиной до 5 метров. Предназначается для транспортировки продовольственных и непродовольственных грузов, отличающейся высокой скоростью и экономической целесообразностью за счет низкой себестоимости.
- Грузоподъемность — 1-3 тонны.
- Объем — 3-10 м3.
Автовоз
Полуприцеп для перевозки легковых автомобилей, грузовиков и иной колесной техники. Вместимость прямо пропорциональна длине полуприцепа и составляет от 7 до 10 автомобилей В-класса в зависимости от габаритов.
- Максимальная разрешенная длина — 20 метров.
- Грузоподъемность — 20-25 тонн.
Зерновоз
Автомобиль, оборудованный цистерной или бункером для бестарной транспортировки насыпных грузов — зерновых культур, гранулированных и комбикормов. Могут иметь систему самозагрузки или загрузочные люки.
- Грузоподъемность — 12-22 тонны.
- Полезный объем — 20-45 м3.
Самосвал
Саморазгружающийся автомобиль с прицепом или полуприцепом для перевозки сыпучих или навалочных грузов. Могут иметь разный вид кузова, направление и тип выгрузки.
- Грузоподъемность — до 40 тонн.
Лесовоз
Полуприцеп для транспортировки длинномерного леса, пиломатериалов и трубного металлопроката. Имеет коники — специальное оснащение для удобной укладки и надежной фиксации груза по всему периметру.
- Грузоподъемность — до 30 тонн.
Пожалуйста оцените эту статью.
cc-customs.ru
Сортиментные прицепы и полуприцепы – Основные средства
Н. Протасов
Во времена СССР транспортировка леса активно осуществлялась как водным, так и сухопутным путем с помощью железнодорожной и автомобильной техники. Все направления перевозки лесоматериалов при поддержке государства развивались достаточно гармонично. Сегодня же не менее 85% заготовленного леса вывозится колесным транспортом. Это объясняется высокой проходимостью колесных тягачей, возможностью выбора экономически более выгодных условий строительства лесных дорог. Но решающее значение имеют универсальность, технологическая гибкость и оперативность, отличающая автотранспорт от других транспортных средств.
В чем преимущество прицепных сортиментовозов?
На лесозаготовительных пунктах сваленный лес делится на долготьё и сортимент. Долготьё – это отрезок хлыста длиной, кратной длине сортамента с припуском на раскряжевку. Длина долготья достигает 24 м и более. Сортимент же в общем случае – это раскряжеванный на бревна определенной длины хлыст. Сортимент бывает разный: тонкомерный, среднетолщинный, крупномерный, колотый, деловой и т. д. В данном случае нас интересует транспортировка сортимента короткомерного, длиной до 2 м, средней длины, от 2 до 6,5 м, и длинномерного, более 6,5 м.
В России транспортировка сортимента связана с необходимостью его вывоза с лесозаготовительных пунктов, где его предварительно сортируют по видам и длине. Более 20% в цене леса-кругляка, который является основой доходов лесных хозяйств, составляют транспортные затраты на его перевозку. Поэтому в увеличении полезной грузоподъемности (г/п) сортиментовозов лесозаготовители крайне заинтересованы, поскольку в этом случае автоматически снижается себестоимость транспортировки. Многочисленные исследования показали, что себестоимость доставки грузов автопоездом как минимум на 30% ниже, чем стоимость доставки того же объема грузов одиночным грузовиком при прочих равных обстоятельствах. При этом производительность автопоезда в 1,5 раза выше, несмотря на некоторый проигрыш в скорости движения. Таким образом, наиболее рациональной схемой перевозки сортимента является использование автопоезда, состоящего из длиннорамного автомобиля в сцепке с 2-, 3- или 4-осным прицепом, а наличие на тягаче гидроманипулятора существенно расширяет возможности автопоезда.
Но наибольший экономический эффект достигается от использования в составе автопоезда полуприцепов. Соединение полуприцепа с тягачом имеет более высокую устойчивость по сравнению с другими видами автопоездов, седельный автопоезд обладает хорошей маневренностью и проходимостью, так как его длина меньше прицепного, а использование седельной сцепной системы уменьшает виляние полуприцепа при движении. Высокая проходимость лесных автопоездов достигается использованием многоосных автомобилей-тягачей, арочных и широкопрофильных шин, полуприцепов и прицепов с ведущими мостами и т. п.
Надо заметить, что современные полуприцепы для перевозки леса универсальны. Кроме бревен и пиломатериалов они транспортируют вагоны-бытовки, различные емкости, контейнеры и т. д. Такие возможности у лесовозных полуприцепов появляются в том числе и благодаря раздвижным коникам.
«Транслес» – финские технологии в нашей практике
Предприятие ООО «Транслес» из г. Химки стояло у истоков организации отечественного лесозаготовительного комплекса, уже более 20 лет оно производит лесовозное оборудование, серийно выпускает большой ассортимент лесозаготовительных транспортных средств. В производственной программе предприятия – сортиментовозы на базе тягачей КамАЗ и МАЗ общепромышленного и вездеходного исполнения, укомплектованные гидроманипулятором и без них, рассчитанные на транспортировку сортимента длиной от 2 до 8,5 м в объемах загрузки до 32 м3. «Транслес» предлагает большой модельный ряд прицепов и полуприцепов с повышенными показателями надежности.
Шесть моделей прицепов отличаются прочной рамой, низкой погрузочной высотой при увеличенном дорожном просвете, повышенной поперечной устойчивостью. Сварная рама изготавливается из двутавров, в которых использована хладостойкая низколегированная сталь, не меняющая своих качеств при температуре ± 40 °С.
Для гарантированной защиты водителя на сортиментной площадке со стороны кабины устанавливается мощное ограждение, в верхней части которого предусмотрена ниша для грейфера, также с целью защиты кабины.
Двухосная модель Т8348 за рейс перевозит до 24,8 м3 сортимента длиной 4–6,5 м, а 4-осные прицепы-сортиментовозы мод. Т8311А/Т8311B могут одновременно транспортировать до 28,4 т сортимента, на прицеп помещается до 40 м3 лесоматериалов. Причем в прицепе Т8311А можно перевозить бревна длиной до 8,6 м или же два пакета длиной по 4 м каждый, а прицеп Т8311B, имеющий более длинную сортиментную площадку, предназначен для транспортировки двух пакетов из 6-метровых бревен или даже трех пакетов, сложенных из сортимента длиной до 4 м. А вот 3-осный п/прицеп T 93040, являющийся собственной разработкой специалистов «Транслеса», может перевозить до 43 м3 лесоматериалов. На платформу полуприцепа грузят пачки сортимента длиной до 12,5 м или несколько пакетов с бревнами длиной от 2 м и выше. Для крепления пачек на всех сортиментных площадках есть лебедки, надежно фиксирующие груз при транспортировке.
Особо стоит рассмотреть конструкцию коников, применяемых в прицепной технике «Транслеса». Коники TL-Patriot изготавливаются из специальной хладостойкой стали финской компании Ruukki. Один коник TL-Patriot выдерживает нагрузку до 7 т! К тому же использование спецстали позволяет снизить массу каждого коника на 0,115 т по сравнению с массой стандартных. За счет этого ощутимо увеличивается полезная грузоподъемность сортиментовозов. А специальная зауженная коническая форма коников по всей высоте увеличивает вместимость сортиментной площадки до 4 м3, в зависимости от плотности укладки и длины сортимента. По согласованию с заказчиком сортиментные площадки «Транслеса» комплектуются кониками двух типоразмеров: с полезной высотой 2,33 и 2,53 м.
Одной из последних разработок конструкторов «Транслеса» стала модульная площадка TL-Patriot MD. Особенностью конструкции является возможность перемещения коников вдоль рамы тягача, при этом крепление коников производится к лонжеронам надрамника с помощью болтовых соединений.
Кроме того, в конструкцию новой площадки внедрены опоры с полимерными накладками, а также демпферные элементы крепления площадки к шасси. Еще одно преимущество новой площадки то, что в разобранном виде она удобна для транспортировки, поскольку очень компактна. Крепление элементов TL-Patriot MD при монтажно-сборочных работах производится болтовыми соединениями, и это исключает вероятность некачественного выполнения сварных соединений.
ПЗГТ – в числе лидеров отрасли
За довольно короткий период своего существования с 1998 г. компания ЗАО «Пермский Завод Грузовой Техники» прошла сложный путь, превратившись из небольшого ремонтного предприятия ЗАО ПКФ «Автодизель» в одно из передовых предприятий в стране по выпуску спецтехники. Для нужд лесной промышленности предприятие выпускает большой ассортимент лесовозов и сортиментовозов на базе КамАЗов и «Уралов». Предприятием даже разработан универсальный автомобиль для транспортировки леса ЛИС-200. Машина, способная заменить бортовой грузовик, лесовоз и сортиментовоз одновременно, конструкторами предприятия была задумана еще в 2008 г. Сегодня машина уже создана и даже защищена патентом на изобретение. В качестве лесовоза с прицепом-роспуском ЛИС-200 перевозит сортимент длиной от 6 до 12 м, в роли сортиментовоза транспортирует бревна длиной 2–6 м, а как бортовой грузовик машина может транспортировать груз массой до 8,3 т и объемом до 13 м3.
Отдельным направлением на ПЗГТ развивается выпуск прицепов-сортиментовозов. В 2007 г. тогда еще компания «Автодизель» перешла на новую технологию производства сортиментных площадок: если до этого все конструкции производились из углеродистой стали обыкновенного качества Ст3, то переход на конструкционную низколегированную сталь 09Г2С позволил повысить коррозионную стойкость конструкций, увеличить сопротивление изгибающему моменту до 28%, поднять предел сохранения пропорций под действием нагрузки до 40%. Благодаря внедрению более качественной стали удалось повысить прочность конструкции площадки на 17,6%, снизить ее массу на 17%, а также сделать конструкцию более жесткой, существенно повысив сопротивление разгибающему моменту, действующему на коники (особенно в момент внедрения челюстей грейфера в пачку сортиметов).
Сегодня предприятие предлагает два типа прицепов для транспортировки сортимента. Это 2-осный, г/п до 19 т, прицеп, предназначенный для доставки бревен длиной до 8 м. И мощный, легко справляющийся с доставкой на лесозаготовительный склад 30 т лесоматериалов, 3-осный прицеп, в котором перевозят сортимент длиной от 2 до 6 м. Кониковые балки этих прицепов изготавливаются, по желанию заказчика либо из сталь 09Г2С, либо из финской Ruukki Optim 700MC. Прицепы рассчитаны на движение по грунтовым лесным дорогам, в шасси используются усиленные опоры рессор, позволяющие выдерживать огромные нагрузки. А исполнение крепления дышла с дополнительными проушинами позволяет утверждать: прицепы ПЗГТ могут работать практически с любыми марками современных тягачей. Дышло, изготовленное из квадратной трубы, оснащено пневмо- и электровыводами, и это дает возможность использовать как стандартную, так и европроушину. Рама прицепа выполнена из сварных двутавров и усилена дополнительными металловставками. Применение поперечин, изготовленных из сверхпрочных толстостенных труб, которые насквозь пронизывают раму прицепа, гарантирует отсутствие усталостных трещин в зоне сварных швов. Для того чтобы иметь возможность управлять движением прицепа при «сдавании» назад, рама прицепа и поворотная часть оснащаются стопором.
На ПЗГТ производится также три модели полуприцепов-сортиментовозов: это 2-осный п/прицеп г/п 14–27 т, 3-осный г/п 26–31 т и 4-осный г/п 31 т. Полуприцепы рассчитаны на перевозку бревен длиной до 6 м. Коники полуприцепов съемные, изготавливаются из легированной конструкционной стали и имеют трубчатое сечение. Крепление коников к платформе осуществляется с помощью кронштейнов, это способствует перераспределению нагрузки, действующей на коники, частично и на раму. На полуприцепе действует тормозная система с АБС, используется специальная тросовая система крепления груза с лебедкой натяжения.
«КАМАЗ-Лидер»
Качественные сортиментные площадки, монтируемые главным образом на грузовые шасси КамАЗ, изготавливает ряд предприятий, имеющих тесные партнерские отношения с отечественным автогигантом из Набережных Челнов. Так, компания ООО «КАМАЗ-Лидер» из Вологды, официальный дилер ОАО «КАМАЗ», имеющая в своем составе завод-изготовитель лесовозной и металловозной техники, разработала сортиментовозную площадку под оригинальным названием «Леший». Цельный надрамник длиной 7,6 м изготавливается из профильной трубы 200х100х8 мм, материал трубы – сталь 09Г2С. На надрамник монтируются коники, основание которых выполнено в виде коробчатого сварного профиля с внутренними поперечными вставками. Для производства основания коников используется лист из стали 10ХСНД толщиной 6 мм. Сами же стойки коников изготавливают из гнутого профиля переменного сечения: нижняя часть стойки представляет собой короб 120х100 мм, а верхняя – 80х84 мм. Место соединения стойки с основанием усилено косынками, вырезанными из 8-мм листа. Конструкцией предусматривается комплектация площадки «Леший» лебедками со страховочными тросами для увязки сортимента. В качестве щита безопасности, ограждающего кабину от сдвига сортимента вперед при транспортировке, «КАМАЗ-Лидер» использует облегченный профильный каркас из гнутого профиля из стали 10ХСНД с толщиной стенки 6 мм и сечением в нижней части каркаса 200х60 мм, а в верхней части – 71х60 мм. Каркас внутри зашивается просечным листом толщиной 3 мм из стали 09Г2С. Для предотвращения повреждения бревнами элементов базового шасси, а именно топливных и масляных баков, аккумуляторного отсека и т. д., в передней части сортиментной площадки устанавливается рифленый 3-мм лист.
Таким образом, за счет использования оригинальной конструкции и материалов масса площадки «Леший» ниже на целых 0,45 т массы площадок, стандартно используемых в лесозаготовительной индустрии. Соответственно полезная г/п сортиментовозов с площадкой «Леший» выше, чем у конкурентов, не менее чем на 0,45 т.
Предприятие «КАМАЗ-Лидер» сегодня предлагает 9 моделей сортиментовозов на базе КамАЗ-43118, -65111, -65115, рассчитанных на перевозку бревен длиной 2–6,5 м и г/п 6,72–12,2 т, а также сортиментовозы на шасси Урал-55571 и Mercedez-Вenz. Все сортиментовозы поставляются в двух комплектациях с гидроманипуляторами СФ, ОМТЛ или Epsilon либо же без них.
Для больших объемов транспортировки лучше нет прицепов ЧМЗАП
Большую номенклатуру прицепной техники производит компания «Уралавтоприцеп», которая более 50 лет занимается производством прицепов. Для нужд лесной промышленности конструкторами и технологами ЧМЗАП разработаны универсальные полуприцепы и прицепы, способные транспортировать от 18,5 до 39,5 т сортимента на сортиментных площадках длиной от 12, 5 до 18 м. Усиленная ходовая часть, мощные, рассчитанные на бездорожье шины, которые идут с тягачом в одной колее, повышая тем самым проходимость, позволяют использовать полуприцепы ЧМЗАП, не опасаясь, что кругляк в весенне-осеннюю распутицу останется невывезенным.
В конструкциях полуприцепов используются рамы, сваренные из продольных лонжеронов и поперечин усиленной конструкции. Лонжероны провариваются с двух сторон, сварка всех элементов производится в насыщенной аргоном среде, что положительно влияет на прочность шва и устойчивость соединения к низким температурам.
Оси и подвеска производятся на ЧМЗАП. Все детали подвески проходят тестирование на испытательных стендах, прочность их подтверждена научными исследованиями. Оси, изготавливаемые по специальной технологии, в которой используются токи высокой частоты и термообработка, надежно защищены от воздействия коррозии, внешних погодных факторов и проникновения пыли, песка, грязи. Их прочность позволяет устанавливать оси на военную технику, они успешно эксплуатируются в условиях Крайнего Севера, в пустынях и тропиках.
Но применяются в конструкциях и импортные комплектующие: осевые агрегаты FUWA, SAF или BPW, шкворни от G.Fisher, опорные устройства JOST, инструментальные ящики и противооткатные упоры SUER, тормозные системы компании WABCO и др.
Пол в полуприцепах «зашивают» стальным рифленым настилом над осевыми агрегатами, а остальное пространство площадки может оставаться открытым. Переднюю защитную стенку делают съемной, на болтовых соединениях. Нижняя ее часть, защищающая кабину, делается из мощного стального листа, а верхняя решетчатая.
Один из самых легких, 2-осный п/прицеп ЧМЗАП 9906-038 со снаряженной массой 7 т, специально создан для перевозки древесины. Г/п «изделия» – 18,5 т, при этом длина платформы – 12,59 м, а ширина – 2,5 м. Пять пар коников поднимаются на 1,5 м над платформой. Надежная рессорная подвеска позволяет при полной загрузке транспортировать полуприцеп со скоростью до 70 км/ч.
Наиболее массивная, с массой снаряженного полуприцепа в 10 т мод. ЧМЗАП 9906-038 рассчитана на транспортировку до 35 т лесной продукции и других грузов. Модель 3-осная, комплектуется 12-ю кониками, причем по желанию покупателя коники могут быть телескопическими, с регулируемой высотой. Для надежного крепления пачек во время движения на полуприцепе установлены 8 лебедок.
В конструкции еще одной модели, ЧМЗАП 9906-038-Б30, также рассчитанной на загрузку 35 т лесоматериалов, площадка длиной 13,45 м устанавливается на две оси с 2-скатной ошиновкой каждой оси. Подвеска модели представляет собой балансирный мост. Особенностью полуприцепа являются раздвижные обрезиненные коники, увеличивающие ширину площадки с 2,18 до 3,3 м по внутренней ширине, причем раздвижные коники вмонтированы в раму полуприцепа. Это, с одной стороны, повышает прочность всей прицепной конструкции, а с другой – коники и направляющие конструктивно установлены заподлицо с настилом, то есть погрузочная площадка представляет собой ровную поверхность. Если возникает необходимость в демонтаже коников, то их направляющие разбирать не требуется, так как они вварены в раму полуприцепа.
Кроме полуприцепов конструкторы завода разработали четыре семейства прицепа-сортиментовоза. Это 3-осные прицепы: ЧМЗАП-83981 г/п 28 т, у которого первая подвеска рессорная, задний двухосный агрегат – балансирный мост (без реактивных штанг), позволяющий перевозить на себе 2 пачки по 4 м или 1 пачку по 6 или 8 м сортамента и моделиЧМЗАП 99065-39 на рессорной подвеске и ЧМЗАП 99065-39П на пневмоподвеске, которые могут быть как с односкатной ошиновкой: 382/56 R 22,5 или 445/56 R 22,5, так и с 2-скатной ошиновкой и могут перемещать 3 пачки по 4 м, 4 пачки по 3,3 м или 2 пачки по 6 м сортамента, и две 4-осные модели – ЧМЗАП-8390-030Р г/п 39,5 т на рессорной подвеске и модель телескопического лесовоза ЧМЗАП-8390-030П г/п 28 т на пневматической подвеске, который может загрузить 3 пачки по 4 м или 2 пачки по 6 м. Кроме того, в 2015 г. «Уралавтоприцеп» разработал и выпустил принципиально новую модель для сверхтяжелых дорожных условий (если быть точным, для бездорожья) – полуприцеп ЧМЗАП-99865 по спецификации 041. Он рассчитан под перевозку тяжелых пород древесины с коэффициентом плотности 1, массой перевозимого груза 51 т и чистым объемом 51 м3 (внутреннее пространство 72 м3). Полуприцеп обладает широкой колеей для большей устойчивости и осевой нагрузкой в 16 т. Усиленная задняя часть с приваренным опорным листом толщиной 20 мм предназначена для упора тяжелой техники с целью «выталкивания» прицепа на труднопроходимых участках. Полуприцеп оснащен усиленными кониками производства ЧМЗАП.
Качество прицепов и полуприцепов «Политранс» трудно превзойти
Вот уже более 15 лет ООО «ПКФ Политранс» занимается разработкой и производством тяжеловозной прицепной техники под маркой ТСП. За это время разработано более 1000 серийных моделей прицепов и полуприцепов.
Наряду с низкорамными, высокорамными и бортовыми полуприцепами значительное внимание в линейке продукции предприятия уделено лесовозной технике. Так, полуприцеп-сортиментовоз ТСП 9417-0000034 г/п 33,2 т предназначен для транспортировки 67,2 м3 сортимента, причем в самых суровых условиях – по лесным труднопроходимым дорогам в любое время года при температурах от –45 до +45 °С. Габариты сортиментной платформы ТСП 9417-0000034 составляют 13 000х2354х2195 мм, платформа ограничена по ширине кониками, увеличенными по высоте, выполненными из высокопрочной европейской стали с малым сечением.
Линейка полуприцепов-сортиментовозов под маркой ТСП состоит из 8 моделей двух- и трехосных полуприцепов, которые используются с любыми седельными тягачами. Г/п этих полуприцепов находится в диапазоне от 32 до 40 т, а длина платформ – 12,5–13 м. «Политранс» производит также универсальные полуприцепы-сортиментовозы с бортами г/п до 35 т. Например, ТСП 94171-0000011 (спецификация К) подходит для перевозки не только леса, но и труб, листового проката и всевозможных насыпных грузов.
Рама одной из моделей, ТСП 9417-0000036, имеет оригинальную «ломаную» конструкцию и погрузочную высоту всего 1,6 м. Пониженный центр тяжести улучшает устойчивость полуприцепа, а необычная форма рамы увеличивает загружаемое пространство.
Высокая надежность сортиментных прицепов и полуприцепов компании «Политранс» – это не просто рекламный слоган. В этих транспортных средствах устанавливаются оси и монтируется подвеска немецких компаний BPW и SAF. Еще две немецкие компании, JOST и Georg Fischer( +GF+) поставляют шкворни, седельно-сцепные устройства, поворотные круги и опорные устройства. Для надежного крепления лесоматериалов при транспортировке в прицепах и полуприцепах используются увязочные устройства немецкой компании SUER. А пневмоприводы для тормозных сис-тем и антиблокировочные системы поступают из Бельгии, с заводов WABCO.
В производственных процессах используется современное импортное оборудование: машина лазерной резки ESAB (Германия), комплекс дробеструйной обработки Clemco (Дания). Окраска прицепов производится по технологиям и с использованием ЛКМ Teknos (Финляндия). Герметичность и прочность сварных швов гарантируется сваркой в среде инертных газов на оборудовании европейских компаний.
Сортиментная площадка «УралСпецТранса»: прочность, вместительность, безопасность
Среди номенклатуры выпускаемых ООО «УралСпецТранс» видов техники есть и оборудование для лесозаготовительного комплекса. В частности, компания за 15 лет существования наработала большой опыт в производстве сортиментовозных тягачей, оснащаемых по согласованию с заказчиком лесовозными гидроманипуляторами СФ-85 илиОМТЛ-97, которые монтируются либо за кабиной тягача, либо на заднем свесе рамы автомобиля.
Сортиментные площадки, разработанные специалистами «Урал СТ», рассчитаны на долгосрочную и интенсивную эксплуатацию. В их конструкциях делается акцент на качество одного из наиболее ответственных элементов устройства – коника, он изготавливается из гнутого профиля, который, в свою очередь, производится из низколегированной стали 09Г2С. Соединение стойки коника с его основанием – место, наиболее нагруженное при погрузке-разгрузке и транспортировке сортимента, поэтому на «Урал СТ» это соединение усиливают установкой мощных «косынок». Для компенсации боковых нагрузок, оказываемых сортиментом на стойки коников, инженеры «Урал СТ» также предлагают заказчикам использование стяжного троса, соединяющего места крепления стоек и основания коников.
Большое значение в конструкции площадок, разработанных на «Урал СТ», уделяется вопросам безопасности водителя, а также защите агрегатов базового автомобиля. Для этого в передней части платформ устанавливают ограждение из стального просечно-вытяжного либо гладкого листа. Агрегаты шасси надежно сохраняет усиленный настил, смонтированный в передней части платформ.
Для увязки бревен в комплектацию сортиментных платформ «Урал СТ» входят механические лебедки, оснащенные стальным тросом и храповым механизмом.
Используя разработанные и проверенные в эксплуатации сортиментные площадки, предприятие предлагает сегодня более 20 моделей сортиментных 2- и 3-осных одно- и двухскатных прицепов с различными видами подвески г/п от 8 до 31 т, рассчитанных на транспортировку бревен длиной до 10,5 м, а также высококачественные сортиментные полуприцепы. Конструкторы «Урал СТ» разработали около 15 моделей 2- и 3-осных полуприцепов с односкатной и двухскатной ошиновкой. Полуприцепы «Урал СТ» широко используются для вывоза леса, поскольку за рейс могут транспортировать по бездорожью от 18,5 до 39 т бревен длиной до 12,5 м.
Сортиментовозы «Meusburger Новтрак»: прочно, надежно, неубиваемо
ЗАО «Новтрак», выпускающее прицепную технику под маркой «Meusburger Новтрак», за последнее время усилило свои позиции на рынке сортиментовозных прицепов и полуприцепов и занимает одну из лидирующих позиций.
Предприятие развернуло серьезную деятельность по разработке оптимальных модификаций прицепной техники специально для лесоперевозок.
Сегодня в компании говорят, что с этой программой попали в точку: выпускаемые модели полностью удовлетворяют запросы перевозчиков за счет сочетания неубиваемой конструкции, опций, серьезно облегчающих работу, и адекватной нынешнему состоянию рынка цены.
Для этого был проведен подробный анализ разных моделей лесовозной техники, присутствующей на рынке. Во внимание принимались и разные условия перевозок, и потребности компаний-заказчиков, и мелкие неудобства, которые выявлялись в ходе эксплуатации. При совершенствовании конструкции учли все «узкие» моменты, выявленные в ходе работы. Была усилена рама – для нее используется высокопрочная европейская сталь OVAKO и DOMEX. Переработана и доведена фактически до идеального состояния конструкция передней стенки – листовая, изготовленная из стали DOMEX, на болтовом креплении, она становится практически неубиваемой. Разработаны коники собственного производства из шведской стали, выдерживающие нагрузку до 9 т на каждый. Изменено крепление крыльев и корзины запасного колеса, что защищает их от разбалтывания в процессе работы. Усилены крепления стремянок осей – одно из наиболее встречающихся «слабых» мест. Много внимания специалисты уделили и неосновным, но нужным и полезным моментам. Например, все прицепы и полуприцепы завода идут с фанерным полом вровень с рамой, что существенно облегчает чистку техники после перевозки. Задняя оптика устанавливается на поворотных кронштейнах и в защитном корпусе, что спасает ее от возможности быть разбитой. Противозахватные балки на площадке не дадут повредить прицеп при работе крюковым погрузчиком и т. д. Все разработанные модификации прошли тест-драйв и испытания на прочность в «полевых» условиях.
Полуприцепы выпускаются в 3–4-осном исполнении, длина варьируется от стандартной 13,6 до 16,5 м. Одна из моделей 3-осного полуприцепа имеет «ломаную» раму, что увеличивает вместимость примерно на 3 м3. По желанию заказчика полуприцепы комплектуются как пневмо-, так и рессорной подвеской, ошиновка может быть односкатной и двускатной.
Прицепы-сортиментовозы «Meusburger Новтрак» выпускает в 3-осном (нераздвижные) и 4-осном исполнении (раздвижные и нераздвижные модели). Комплектуются они также осями BPW и обновленным усиленным дышлом из стали повышенной прочности DOMEX.
Сортиментовозные надстройки на шасси – еще один основной пункт завода. Специалисты «Meusburger Новтрак» разработали собственную конструкцию подрамника – целиковую, без швов, она изготавливается с помощью лазерной резки из высокопрочной стали и обладает высокой прочностью вкупе с легким весом. При изготовлении надстройки по запросу заказчика на предприятии могут установить дополнительное оборудование марок Kesla и Palfinger. Несмотря на рыночные реалии, завод работает с европейской комплектацией, удерживая цены на производимые модели на адекватном ожиданиям заказчиков уровне.
Стремление к достижению высокой производительности при меньших эксплуатационных затратах – так можно объяснить все более широкое применение прицепов и полуприцепов в лесной отрасли. В статье упоминаются только некоторые производители сортиментовозов и сортиментовозных прицепов. Высококачественные площадки для транспортировки бревен и колесные сортиментовозы производит компания «Аугер Трак» из Санкт-Петербурга. Изготовлением сортиментовозных площадок с последующей установкой их на грузовые шасси профессионально занимается ООО «ТЭС» из Красноярска. Сортиментовозные платформы с надежной и прочной конструкцией предлагает ООО «Спецавтомаш» из Миасса и многие другие.
Как мы видим, производство прицепов-сортиментовозов находится в России на достаточно высоком уровне, и по крайней мере, в лесозаготовительной индустрии конкуренция со стороны зарубежной техники нам пока не грозит.
os1.ru